9 мин.

2008-й. Избранное. Герои

Елена Исинбаева и сборная России по легкой атлетике

Четыре года Елена Исинбаева не проигрывала в секторе никому. Не должна была проиграть и в Пекине. Однако мало кто ожидал, что полное превосходство может быть в очередной раз утверждено именно таким образом – 4,95 с третьей попытки, минута настройки под одеялом, мировой рекорд, темно-бордовый лак и признание в любви на весь мир. Все-таки это великое мастерство – устроить соревнование, достойное Олимпийских игр, в дисциплине, где первое место уже заранее отдано тебе. Лена разыграла золотую медаль сама с собой, в высшей лиге из одного человека – и победила.

Глядя на Исинбаеву, сборная России по легкой атлетике сражалась изо всех сил – и, хотя не превзошла свой афинский результат, на фоне серьезно усилившейся конкуренции со стороны других стран выступила весьма достойно. Сенсационная победа девушек в эстафете 4х100, великолепный бег Гульнары Галкиной-Самитовой, золотой прыжок чудом попавшего в Пекин Андрея Сильнова, твердая поступь Валерия Борчина и Ольги Каниськиной – за каждой из этих медалей своя человеческая история. Кроме того, они серьезно помогли России обогнать в неофициальном зачете Великобританию.

Майкл Фелпс и Усэйн Болт

Восемь золотых медалей и семь мировых рекордов. Три золотые медали и три мировых рекорда (у легкоатлетов просто меньше стартов). Пекинские победы Майкла Фелпса и Усэйна Болта заставили всерьез задуматься – не учредить ли некие Метаолимпийские игры, где эти парни будут соперничать с машинами, роботами или просто с секундомерами? Но перевод Фелпса и Болта в лигу андроидов был бы слишком жестоким шагом. Мешают их откровенно человеческие признаки: улыбки до ушей, искренние слова и пристрастие к фаст-фуду. Суперчемпионы давно не демонстрировали такой ребяческой непосредственности – вспомните, как Майкл колотил по воде после золотого касания на едва не проигранной «сотке» баттерфляем, как Усэйн по-пижонски раскидывал руки на финише стометровки. Американцу сейчас 23, ямайцу – 22; страшно представить, что ждет их – и нас – впереди.

Российские гребцы-слаломисты

Бронзовая медаль Михаила Кузнецова и Дмитрия Ларионова в гребном слаломе на каноэ-двойках в Пекине не входила в грозные олимпийские планы Леонида Тягачева. Россияне не только никогда не поднимались на пьедестал в этом виде спорта, но и вообще не принимали участия на Олимпиадах. Да что там говорить, Федерация гребного слалома в России была создана всего год назад.

Спортсменам купили обратные билеты в день окончания соревнований, но из-за непогоды финальные заезды пришлось отложить. Кузнецов и Ларионов остались еще на день в Пекине, хотя могли и улететь. Без медали.

Эта бронза равносильна победе. Спортсменов встречали как победителей, а главный тренер сборной тут же выразил надежду, что в стране наконец-то построят гребной канал.

Евгений Набоков

Сезон-2007/08 у Евгения получился лучшим в карьере. Энхаэловская регулярка почти без замен (77 матчей из 82, только представьте). Номинация на «Везину»: получить приз лучшему вратарю сезона Набокову помешал неувядающий Мартин Бродер. Золото чемпионата мира, наконец. Когда «Сан-Хосе» в шестом матче полуфинала Западной конференции проиграл «Далласу» и выбыл из борьбы за Кубок Стэнли, по другую сторону океана превалировали положительные эмоции. Очень уж нужен был сборной России, сражавшейся в это время на чемпионате мира, вратарь «акул». И Набоков не подвел. Приехал, выиграл все пять матчей, два из трех в плей-офф – на ноль. Наша героическая номинация вряд ли заменит Евгению «Везину». Любовь и благодарность болельщиков – вполне.

Александр Овечкин

Лучший бомбардир, лучший снайпер, самый ценный игрок по двум версиям – лиги и профсоюза, чемпион мира: таков краткий итог уходящего года для форварда «Вашингтона» и сборной России. Больше, собственно, можно ничего и не говорить. Добавим только, что 65 голов в чемпионате НХЛ со времен Марио Лемье никто не забивал. Что «Кэпиталс», ведомые Овечкиным, совершили феерический спурт на финише сезона и ворвались, наконец, в плей-офф, где лишь в овертайме седьмого матча уступили «Филадельфии». Что на чемпионате мира Александр хоть и не показал феерической результативности, зато не тянул одеяло на себя, был привычно заряжен на борьбу и крушил соперников пачками. В общем, всем героям герой.

Роджер Федерер

Швейцарец Роджер Федерер, удерживавший первые строчки рейтингов на протяжении четырех с половиной лет, сумел пережить потерю звания сильнейшего в мире и поражение на своем любимом «Уимблдоне». В конце сезона Федерер выиграл 5-й US OPEN в карьере, а в паре со Станисласом Вавринкой сделал Швейцарию чемпионом Олимпийских игр и втащил свою национальную команду в мировую группу Кубка Дэвиса. В матче плей-офф Кубка против команды Бельгии эти двое были заявлены на все пять матчей, для победы хватило трех.

Динара Сафина

Начало 2008 года для Динары Сафиной получилось чудовищным: поражение в первом круге на Australian Open, ряд поражений в первом-втором кругах на турнирах WTA и четвертьфинал в Майами в качестве самого успешного выступления первой половины сезона. Позже Сафина призналась, что в это время она начала подумывать о завершении карьеры. Турнир в Берлине, третий круг, тринадцатая сеяная Сафина против первой ракетки мира Жюстин Энен. Кому-то после той игры действительно пришлось завершать карьеру, но это была не Динара. Динару ждал финал «Ролан Гаррос», победы на турнирах в Лос-Анджелесе, Монреале и Токио, серебро на Олимпиаде в Пекине, а еще был полуфинал на US Open. Динара завершила сезон третьей в мире и имела все шансы стать первой.

Кобе Брайант

Лишь одному игроку в истории баскетбола удавалось за один сезон стать олимпийским чемпионом, чемпионом НБА и самым ценным игроком регулярного сезона. Вряд ли кто-то удивится, если уточнить, что имя этого игрока Майкл Джордан. В 2008 до сумасшедшего достижения прославленного спортсмена совсем немного не дотянулся Кобе Брайант. Блистательные действия по ходу всего сезона (половину которого он играл со сломанным пальцем) принесли лидеру «Лейкерс» звание MVP. Вдохновенные подвиги в Пекине, где 30-летний баскетболист выступил в роли основной звезды реанимированной «команды-мечты», во многом определили видимую легкость и виртуозную праздничность, неотделимые от образа американской сборной. И лишь финальная серия с «Бостоном» омрачила невероятно удачный год. Усилий одного Кобе, с присущей для себя элегантностью выведшего свою команду с невероятно сильного Запада, совсем немного не хватило для триумфа над «Большим Трио» «кельтов». Тем не менее, можно постулировать, что 24-й номер за последний год окончательно вышел из нависающей над игроками нового поколения тени «великого Майкла», утвердившись в восприятии большинства в качестве сильнейшего игрока современности, которого не стоит мерить исключительно стандартами «Его Воздушества».

Рамунас Шишкаускас

Позапрошлым летом литовский форвард довольно неожиданно пошел на выкуп последнего года контракта с тогдашним победителем Евролиги «Панатинаикосом», решившись связать свою дальнейшую судьбу с московскими армейцами. Несмотря на всю неоднозначность поступка, вряд ли Шишкаускас хоть на секунду пожалел о содеянном. Переезд в первопрестольную позволил ему не только стать двукратным чемпионом Евролиги, но и получить официальный титул лучшего игрока континента. Невозможно недооценить и вклад литовца в успех ЦСКА: стабильная результативность бросок, игровой интеллект, лидерские качества и неотъемлемая харизма – и уже через год армейский клуб просто невозможно представить без Рамунаса, которого давно называют не иначе, как ЦСКАускас.

Криштиану Роналду

«От любви до ненависти один шаг», – чуть ли не главным символом этой поговорки является Криштиану Роналду. Вот он со штрафного словно рукой кладет мяч в девятку или заставляет защитника чувствовать себя полным ничтожеством, но уже через минуту он имитирует падение и навлекает на себя гнев трибун. Но цифры говорят сами за себя: 42 гола и Лига чемпионов с «Ман Юнайтед» затмили проваленный Евро, очередные клоунские выходки и мыльную оперу «Кристина в «Реале». И «Золотой мяч» был-таки вручен самому противоречивому игроку мира. Лучшему ли – даже Golden Ball не остановил споры на эту тему. И, видимо, их уже ничто и никогда не остановит.

Алан Дзагоев

Пожалуй, из юных российских игроков так ярко в нашем футболе не проявлял себя никто со времен Сычева. Как и Дмитрий, Алан всего за год проделал путь от игрока команды второго дивизиона до национальной сборной страны. Полузащитник с «радиоуправляемым» ударом стал символом «третьего ЦСКА» Газзаева, а взаимодействие Дзагоева с Вагнером подчас доставляло настоящее эстетическое наслаждение ценителям футбола. Помимо эффектности, Дзагоев отметился и поразительной эффективностью: 11 голов и 9 передач за 25 матчей во всех турнирах. Хочется верить, что этот скромный парень, до сих пор смущающийся перед телекамерами, еще не раз даст нам повод включить его в эту рубрику.

Мэнни Пакьяо

Филиппинец Мэнни Пакьяо совершил в 2008 году почти невероятное – взяв в марте титул в первом легком весе, в июне стал чемпионом мира в легком весе, а под занавес года, в декабре, успешно дебютировал в полусреднем, победив техническим нокаутом Оскара Де Ла Хойю, заняв по итогам года трон лучшего боксера вне зависимости от весовой категории, оставленный Флойдом Мейвезером-младшим. И пока Мэнни, который в начале профессиональной карьеры весил 49 кг, определяется в какой весовой категории продолжить карьеру, болельщики уже начали почти всерьез обсуждать вероятность его выступления в супертяжелом весе.

Виталий Кличко

Когда летом 2007 года украинец Виталий Кличко озвучил намерение возобновить карьеру, у многих это вызвало лишь улыбку. Когда осенью того же года Кличко, сославшись на травму, отказался от боя с Джамилем Макклайном, впору было посмеяться и успокоиться, но не спешил успокаиваться сам Кличко. Летом 2008-го украинец возобновил тренировки, а в октябре в возрасте 37 лет, после четырехлетнего перерыва, вышел на ринг в Германии против чемпиона мира по версии WBC нигерийца Сэмюэла Питера и в буквальном смысле смял соперника, который не нашел в себе ни сил, ни желания продолжать бой после восьмого раунда. Теперь у братьев Кличко три чемпионских пояса из четырех в супертяжелом весе и, кажется, завоевание четвертого лишь дело времени.