9 мин.

Кавалерийская защита

В поисках Робина

Даже нетривиальные успехи «Кливленда», добиравшегося за последние два сезона до финала чемпионата (0-4 против «Сан-Антонио») и до полуфинала конференции, в котором клуб из Огайо лишь в последнем матче уступил будущим чемпионам (3-4), не убедили большинство аналитиков в конкурентоспособности дружины Майка Брауна. Эксперты, придирчиво относящиеся к атакующему потенциалу команды, с большой толикой сомнения воспринимали недюжинные достижения клуба. Последние если и не относились ими непосредственно к случайностям, то воспринимались не вполне серьезно. То ли потому, что Восток традиционно слаб, а значит выиграть его может практически любой, то ли из-за того, что «в НБА вообще очень мало сильных команд» (Чарльз Баркли), и потому большой звезды достаточно для попадания в розыгрыш наиболее престижных наград заокеанского баскетбола. Именно исходя из этого, многие не верили, что «Кавальерс» сладят с «Вашингтоном» в первом раунде прошлогоднего плей-офф, и не оставили своих сомнений и перед началом настоящего сезона, прогнозируя, что при глобальном усилении на Востоке красно-белые могут и вовсе пролететь мимо нокаут-раунда.

Главным доводом тому являлся аргумент, что ни одному большому баскетболисту, каким бы великим он ни был, доселе не доводилось дотягивать своих партнеров до заветной цели. У Карима был Мэджик, у Джордана – Пиппен, у Тима Данкана – Тони Паркер и Ману Джинобили, у Шакила – Кобе или наоборот (версии обоих персонажей слишком разнятся) и так далее. Потому, не умаляя достоинств игрового стиля «Кливленда», все аналитики, как один, буквально умоляли генерального менеджера Дэнни Ферри найти хоть кого-нибудь мало-мальски звездного в пару к «Королю» и даже слегка обиделись на того, когда он решил не прибегать к услугам атакующего защитника «Милуоки» Майкла Редда, показавшего на Олимпиаде, что при большом желании он может и не затеряться среди светил самого высокого пошиба. Но с Реддом не сложилось: тем более, что у самого Ферри, как оказалось, имелось собственное видение ситуации и оригинальное решение, чтобы удержать в команде того, кто поднял «Кливленд» из середняцкой трясины если и не на вершину, то хотя бы подвел к ее подступам, одновременно подтолкнув в число наиболее раскрученных команд лиги. Остроумный план, хоть и не предполагал наличия еще одного суперисполнителя, помимо Короля, включал немалые затраты (по размеру платежки «Кливленд» уступает лишь сумасшедшим миллионерам из Нью-Йорка да припеваючи проедающим денежки Марка Кьюбана «Мэверикс»).

Любопытно, но с сезона-2003/2004 в составе команды остались лишь два игрока: собственно ЛеБрон и давно ставший живым символом «Кэвз» Жидрунас Илгаускас. Очередную партию талантов Ферри приобрел непосредственно перед Юрьевым днем прошлого сезона: в стан красно-белых пожаловали из «Чикаго» Бен Уоллес и Джо Смит (в обмен на Дрю Гудена, Лэрри Хьюза, Седрика Симмонза и Шэннона Брауна), а из «Сиэтла» Делонте Уэст и Уолли Зэрбияк (в обмен на Дониэла Маршалла и Иру Ньюбла). И Бен, и Делонте, оказавшиеся в стартовой пятерке, осваивались в новой команде достаточно долгое время, прилежно приспосабливаясь к требованиям Брауна. Наконец, финальным штрихом к собранному по крупицам ростеру стал Мо Уильямс («Кэвз» отдали Джо Смита и Дэймона Джонса), призванный разгрузить ЛеБрона от обязанностей плеймейкера. Предложив тому 43 миллиона на 5 сезонов, Ферри вряд ли пожалел: Уильямс (в среднем 16,2 очка и 4,1 передачи) стал самым сильным разыгрывающим команды с 2002 года, когда Андре Миллер возглавлял список лучших пасующих лиги. Но и Мо нельзя рассматривать в качестве долгожданного Робина: первый номер занял свое органичное место в сложном механизме, каждая деталь которого подотчетна умелому рулевому.

Самый недооцениваемый тренер лиги

Приятеля Этторе Мессины как-то традиционно никто не воспринимает всерьез. Авторитет Майка Брауна необъяснимо меркнет перед харизмами и его тезки Д’Антони, и даже товарища Джеймса, Джея-Зи, и никогда не видится серьезным аргументом в пользу того, что Джеймс все же решит и дальше связать свою судьбу с «Кливлендом». Порой кажется, что к Брауну относятся с еще большим пренебрежением, нежели к достижениям курируемой им команды, рассматривая его как статиста при большой звезде. Причина такого отношения в обоих случаях достаточно очевидна: при беглом рассмотрении атакующих построений команды выводится абсолютная зависимость коллектива от действий ЛеБрона Джеймса, чьи действия по системе «гол + пас» обыкновенно определяют больше половины очкового багажа команды. При этом как-то упускается из виду, что, например, в первых четырех матчах против «Бостона» Джеймс забил лишь 20 бросков из 78 (25,6%) и совершил 23 потери, но при этом счет в серии установился на паритете 2-2.

Меж тем, совершенно не случайно то, что Браун обрел единомышленника в лице синьора Этторе: человек просто помешан на игре в защите, стремясь превратить «Кавальерс» в некий аналог «Сан-Антонио» Восточной конференции. Собственно, и сам Браун прошел школу четырехкратных чемпионов. Став учеником Грегга Поповича в 2000, Майк проработал в составе техасской команды до чемпионства 2003 года, а затем опробовал уроки «Шпор», трудясь в качестве консультанта по защите в «Индиане» у еще одного кудесника оборонительных ваяний Рика Карлайла.

Реклама 18+

Кто-то из обозревателей SportsIllustrated недавно приводил такую занимательную историю.

«Хэй, Мо! Мо! – обратился Браун к Уильямсу, завидев того во время беседы с журналистами. – Какую очень важную вещь мы должны будем сделать сегодня? Да-да, одну вещь…» Бедный Уильямс. Внезапно собравшаяся толпа обратила к нему взгляды. Повисла пауза. Должно быть, он прикидывал список рождественских подарков, обдумывал международное положение в мире или решал в уме квадратные уравнения, направляясь на предматчевую разминку. А оказался в центре внимания. «Мы… должны защищаться», – в итоге произнес Уильямс. Браун засиял: «Взгляните в эти глаза. Вот перед нами честный молодой человек. Я ценю это. Спасибо. Таковы мои парни. И за это их нужно любить. Это идет изнутри. Мы много говорили об этом, и они верят. Можете спросить любого из моей команды, и все они дадут аналогичный ответ».

Подобная зацикленность на оборонительных действиях предопределяет и скептическое отношение Брауна к каким-либо изменениям в составе, поскольку он не хочет рисковать отлаженной работой механизма. «Всегда, когда команда играет хорошо и добивается результатов, не важно, отлажена ли при этом командная «химия» или нет, есть риск при обменах что-то потерять. У нас в данный момент сложилась хорошая «химия». С данным коллективом, настаивал коуч перед сезоном, «Кэвз» смогут выиграть не только больше 50 игр за сезон, но и всерьез побороться за титул: «Мы можем усилить нашу игру и с этим составом».

Король и его свита

Слова специалиста не разошлись с делом. В сущности, особенной загадки блистательный старт его команды (26-4) не представляет: все дело в той же самой пресловутой защите, идее, ради которой сплотились и обретший вторую молодость Биг Бен, и неожиданно нашедший себя Мо Уильямс, и даже – кто бы мог подумать – ЛеБрон. Лучше, чем что бы то ни было еще, доминирование «Кэвз» на своей половине площадки отражают статистические выкладки: команда идет на первом месте по среднему показателю пропущенных очков (89,2) и по проценту бросков соперника (42,2), на втором – по показателям эффективности игры в защите (100,2 очка на 100 владений соперника, отставая лишь от «Бостона» (98,8), и на пятом по количеству потерь оппонентов (16,03). По сравнению с предыдущим сезоном изменения колоссальные: тогда «Кэвз» пропускали в среднем по 96,7 очка (9-е место) при проценте 45,5 и вынуждали противника совершать лишь 13,3 потери. Более того, команда находится в лидерах по разнице основных показателей: подборов (на втором месте – + 4,76 (больше лишь у «Бостона» – 6,12), складывающегося из разницы своих/чужих подборов (42,2 – 37,43), блок-шотов (на первом месте – + 2,46 (5, 86 против 3,40) и перехватов (на втором – + 1,66 (больше только у «Нью-Орлеана») (8,0 против 6,33).

«Кливленд» и в прошлом году лидировал по количеству подборов (собирая порядка 30% отскоков после собственных промахов), да и акцент на защиту не уходил из внимания специалистов, но нынешние чуть ли идеальные показатели стали возможными благодаря особенному уровню той самой «химии», подкрепленной особенной атмосферой и тренерским гением. Продуманная ротация передней линии, составленной из рекордсмена команды по подборам Жидрунаса Илгаускаса (1,19 блок-шота, 7,1 подбора), четырежды становившегося лучшим защитником лиги Бена Уоллеса (1,73 блок-шота, 7, подбора) и всегда готового помочь им Андресона Варежао (7,0 подбора), дополнена цепкими ребятами на периметре: Делонте Уэстом, Мо Уильямсом, Дэниэлом Гибсоном и Сашей Павловичем. «Мо и Дэниэл очень помогают нам в защите, – поясняет Майк Браун. – Этого часто и не видно, потому что они не собирают подборов или блокируют броски, но они совершают большой объем черновой работы». Благодаря тому, что эта парочка существенно прибавила сзади, а Уэст продолжил прогрессировать, «Кэвз» перестали испытывать проблемы в матчах против команд с быстрыми разыгрывающими вроде Ти Джей Форда, Майка Бибби или Криса Дюхона. «Дело не в одном или двух парнях, – подтверждает Уильямс. – Все мы четко придерживаемся принципов нашей игры и делаем то, что нужно. Никто не совершенен. У всех есть свои сильные и слабые стороны, и мы вместе стараемся подсобить друг другу».

Ну и конечно, ЛеБрон (6,7 подбора, 1,1 блок-шота, 2,0 перехвата). 23-й номер, раньше напрягавшийся в защите два раза в году, когда ему приходилось выступать против «Лейкерс», проводит свой лучший сезон в оборонительном плане, успешно руководя действиями своих товарищей. «Он не всегда это делает, но частенько, – рассказывает Браун. – Можно слышать его голос из глубины нашей защиты. Два игрока могут быть задействованы при пик-н-ролле, а он кричит парням, что делать и как лучше сыграть. Забавно это видеть и слышать… Я много разговаривал с ним по поводу нашей защиты на слабой стороне. Ему удается забирать кучу мячей со слабой стороны за счет грамотно занятой позиции. За счет понимания того, что от него требуется. Когда лидер вашей команды делает на площадке такие вещи, это заразно». Одним из последних примеров такого отношения Джеймса стал горшок, поставленный Королем Яо Мину. Совершенно очевидно изменилось и отношение Джеймса к рутинной работе на своей площадке: осознав значение этого компонента в общем успехе, ЛеБрон придает блок-шотам, перехватам и подборам не меньше внимания, чем эффектным данкам: «Все говорят о том, что хотят хорошо защищаться. Но действительно ли вы готовы выйти на площадку и положить все силы на защиту, на игру один на один? Несколько лет мне потребовалось, чтобы понять, что я хочу вырасти в хорошего защитника, и пришел к тому, что есть сейчас».

Реклама 18+

К прогрессу в защите как-то сами собой прилагаются и успехи в атакующих действиях, традиционно подвергаемых обструкции критиками творчества Майка Брауна. Перед сезоном тренер не планировал вносить ничего радикального, говоря о небольших изменениях вроде большего движения мяча, активного открывания игроков и акцентирования на отрывах. «Взгляните на «Бостон», – указывает Браун. – Нет ничего замысловатого в их атаке. Они передают мяч Кевину Гарнетту у трапеции или Полу Пирсу по центру, а те уж сами распоряжаются мячом, стягивая на себя игроков и стараясь найти передачей партнеров». Единственное существенное отличие заключается в том, что время Джеймса резко пошло на спад (36 минут в среднем против почти 41 за карьеру), а игра команды впереди стала более разнообразной.

Показатели «Кэвз» в нападении выглядят, может, и не столь впечатляюще, как в защите, но также весьма солидны: второе место по эффективности атакующих действий (114,3 очка на сто владений, отставая лишь от «Портленда» (114,7), 101,6 в среднем набранных очка (7-е место в лиге), с процентом 47 (3-е место после «Финикса» и «Бостона») и лишь 20,73 передачи в среднем (15-е место). Цифры не идеальны, а значит, «Кливленду» еще есть куда расти. Но при этом не стоит забывать, что именно защита выигрывает титулы.