4 мин.

«Российский футбол очень хорош»

Как бы кто ни любил машины, а пешком порой пройтись намного лучше. Может, не комфортнее, однозначно не теплее, но, бывает, много интереснее. Казалось, путь на пресс-конференцию ЦСКА не изобилует картинами, завораживающими взгляд. Не любоваться же молодыми беднягами, очищающими улицы от снега. Но вот пройтись вдоль Аллеи славы ЦСКА очень даже приятно. Бобров, Куц, Тихонов, Третьяк... Мини-памятники всем этим великим спортсменам величаво выстроились в линию. Кажется, что и Валерий Газзаев скоро примкнет к ним.

Главного тренера армейцев за полчаса до начала мероприятия видно не было. Что вполне естественно. Зато было видно мужчин достаточно преклонного возраста, напряженно гоняющих мяч в спортивном зале. Хотя напряжена была лишь одна команда. Вторая, не прикладывая особых усилий, вела 3:1. Вполне возможное, нечто подобное будет и завтра.

Сегодня же состоялась только пресс-конференция. На первый взгляд, большей рутины придумать тяжело. Конец сезона, соперник, мягко говоря, не именитый, да и главная задача – выход из группы – решена. Ну да-да, хорошо, почти решена.

Несмотря на все эти факторы, Валерий Газзаев зашел в зал бойко и по-мальчишески задорно. Словно молодой тренер, для которого эта пресс-конференция – первая в жизни.

Но слова, конечно, говорили об обратном. О том, что опыта и тренерской мудрости у Газзаева хоть отбавляй. Никакой недооценки соперника, никакой расслабленности, никакой вальяжности. И это всего-то перед «Лехом». «Нам важно не просто выйти из группы, а выйти с первого места», – заявил тренер ЦСКА. Доля максимализма в крови Валерия Георгиевича очень даже высока. И это правильно.

Задав несколько обязательных вопросов, журналисты, наконец, подошли к главному. К тому, который обязан последовать на каждой пресс-конференции ЦСКА. К тому, который пусть и надоел безмерно, каждый раз хочется задать. Потому что уж больно интересен ответ. Четкий ответ.

– Валерий Георгиевич, какие планы на следующий год? – озвучил общественное мнение коллега.

Ответ Газзаева был поистине шедевральным. Никто так, как Валерий Георгиевич, не умеет запутывать журналистов.

– Работать, – парировал тренер.

В зале раздался еле слышный вздох негодования. Зато почти дружный. «Эх, опять ничего конкретного не объяснил», – наверняка подумали многие. Но, оказалось, это был не весь ответ тренера. Выдержав паузу, Газзаев добавил: «На благо своей семьи».

Вот оно! Наконец-то! Сосредоточиться на семье, а ЦСКА покинет, так ведь?! Новость, которую так долго ждали. Новость, которую так долго вытаскивали клещами из Газзаева. Корреспондент Sports.ru, услышав заветную фразу, тут же начал строчить смску. Чтобы срочно передать на сайт топовую новость. Но Валерий Георгиевич и тут всех обманул.

– И на благо российского футбола, – добавил он, будто бы не придавая этой фразе никакого значения.

Так мечта журналистов рухнула. Газзаев снова ушел от ответа, еще больше затуманив свое будущее.

Оправившись от шока, журналисты продолжили бомбардировать тренера вопросами. Один работник прессы задал уже второй свой вопрос на пресс-конференции. Почему-то уже с другой позиции – коллега сходил налево. Не в переносном смысле, а в прямом.

– А, вы с левого фланга теперь атакуете, – нашел футбольное объяснение происходящему Газзаев.

Сам же вопрос о незначимости победы в Кубке УЕФА навел Валерия Георгиевича на более глобальные размышления. «Знаете, я тут прочитал в одной газетенке, спортивной газетенке, что российский футбол не прогрессирует. По-моему, только больной или слепой не может увидеть наш прогресс. То, что сделал «Зенит», наша сборная наглядно его демонстрируют. К сожалению, есть теоретики, которым легче болтать и все отрицать. И мне очень обидно, что мы не популяризируем отечественный футбол. А он ведь очень хорош. Растут молодые игроки, шесть клубов будут представлять Россию на европейской арене, аж три играть в Лиге чемпионов. И это не прогресс?» – искренне дивился Газзаев.

Вскоре офицальная часть мероприятия осталась в прошлом. И Газзаев, не менее бойко, чем входил, направился к выходу. Однако Валерию Георгиевичу дали жесткий отпор. Журналисты, решившие задать еще парочку вопросов. Газзаев и не думал противиться и с удовольствием рассказал, как надо обращаться с Вагнером. И не только с ним: «Бразильцы по жизни очень ранимы. С ним надо много беседовать, уделять внимание. Они привыкли к своему образу жизни. Их надо все время поддерживать на мажорной ноте».

– Когда команду покинуло несколько бразильцев, Вагнер, вроде бы, немного закис. Как он смог выйти из этого положения?

– Может, он тоже хотел побыстрее уехать? – ответил на вопрос шуткой Газзаев.

Так он общался с прессой и дальше: давая вполне разумные объснения, но вместе с тем не забывая улыбаться и шутить. И на все просьбы телевизионщиков уделить им «буквально минутку» соглашался без раздумий, производя впечатление позитивного и полного сил Газзаева.

И этот человек устал от футбола? Бросьте.