И жить торопится…
Разговоры о молодом талантливом немецком гонщике по фамилии Феттель ходили в паддоке задолго до его дебюта. В конце 2004 года Дитрих Матешиц, строивший на базе бывшего «Ягуара» команду «Ред Булл», упомянул Себастьяна при ответе на вопросы о составе пилотов: «Феттель – суперталантливый и многообещающий гонщик. Его достижения поразительны, и мы хотим в ближайшие два года помочь ему попасть в «Ф-1». Реверансы со стороны бизнесмена в адрес 18-летнего парня тогда могли показаться просто попыткой укрепить репутацию программы поддержки молодых пилотов, активно потреблявшей деньги производителя энергетических напитков и на тот момент не подарившей королевским автогонкам ни одной обещанной звезды. Себастьян в 2004-м был всего лишь чемпионом немецкой «Формулы-БМВ», и хотя его результаты впечатляли, завоеванные 18 побед в 20 гонках могли говорить как о прекрасной скорости и стабильности выступлений пилота, так и о невысоком уровне конкуренции в серии. На Феттеля работало и прекрасное портфолио из картинговых побед, при упоминании о которых большая часть вопросов отпадала сама собой. Тесты за «Уильямс», который тогда сотрудничал с баварскими мотористами, стали наградой за более чем убедительную победу в чемпионате, а Евросерия «Формулы-3» – следующей ступенькой в карьере.
Первый год в новой серии Феттель провел сильно, но «выстрелить», особенно на фоне прошлогодних успехов, не сумел. Серьезные соперники результатов не дарили: было ясно, что в отличие от «Формулы-БМВ», откуда молодые парни могли продолжить карьеру в автомобильном спорте, а могли вернуться домой, поступить в институт и стать бухгалтерами, европейская «Ф-3» была трамплином к «Ф-1», а потому воспринималась очень серьезно всеми без исключения участниками. Сезон 2005-го Феттель закончил пятым, добившись под конец нескольких финишей на подиуме, и до борьбы за титул с Льюисом Хэмилтоном дело не дошло. Результаты следующего сезона тоже можно оценить по-разному. Себастьян проиграл, да не кому-нибудь, а собственному партнеру по команде Полу ди Ресте, причем из семи совместных зачетных финишей оказался впереди британца лишь раз. Авария в Спа во время этапа Мировой серии «Рено», когда Себастьян чуть не лишился пальца, не лучшим образом отразилась на подготовке к гонке «Ф-3»-Мастерс в Зандвоорте, выиграть которую он также не смог.
Но именно в 2006-м случилось событие, непосредственно приблизившее молодого немца к королевским автогонкам. Босс «БМВ» Марио Тайссен отправил в отставку Жака Вильнева, усадив в его кокпит тест-пилота команды Роберта Кубицу, а Феттелю было предложено место резервного гонщика. Надо сказать, что в отличие от нынешней ситуации, два года назад нагрузка на тестеров носила далеко не номинальный характер, поскольку отдельные команды, в числе которых был и «БМВ-Заубер», пользовались услугами третьих пилотов для обкатки машин в пятничных практиках перед Гран-при. Так в Турции-2006 Себастьян вписал свое имя в историю, став самым молодым участником заездов во время Гран-при.
Пятничный опыт для молодого человека был бесценным, но для подписания контракта основного пилота явно недостаточным. В 2007-м «Ред Булл» отправил Феттеля продолжать выступления в Мировой серии «Рено» за команду Тревора Карлина, где в качестве напарника ему достался Михаил Алешин. Немец, которому вступивший в силу запрет на участие тестеров в пятничных тренировках оставил достаточно свободного времени, боролся за титул, правда, лишь до середины сезона, пока «Формула-1» снова не призвала под свои знамена…
Тяжелая авария Роберта Кубицы в Монреале привела к тому, что поляк был вынужден пропустить следующий этап, и в США «БМВ-Заубер» доверил боевой болид Себастьяну Феттелю. «Я знал, что однажды это случится – я выйду на старт. Вопрос только в том, где и когда? Запасной гонщик всегда должен быть готов сесть за руль, пришел и мой черед», – прокомментировал немец свой дебют. Надо сказать, что к моменту первого старта, казалось, уже все в паддоке были в курсе того, что этот парень быстр, поэтому особенно удивить Себастьяну не удалось. А вот благополучно добраться до финиша на восьмом месте и стать самым молодым гонщиком, заработавшим очки, получилось. «Наверное, я был быстрее некоторых соперников, но конкуренция в этом чемпионате невероятна. Здесь все умеют защищаться. Пересекая линию финиша, я вздохнул с облегчением – на самом деле отличный результат для меня и команды. Невероятно полезный опыт!» – признался рекордсмен.
Во Франции в кокпит вернулся Кубица, но следующий Гран-при Феттеля был уже не за горами. Пилот «Торо Россо» Скотт Спид (к слову, также участник молодежной программы «Ред Булла») отметился во время гонки в по залитому дождем «Нюрбургрингу» вылетом в первом повороте и короткой стычкой с боссом команды Францем Тостом, после чего был незамедлительно уволен. Тут-то и пришлась ко двору главная звезда молодежной программы «быков»…
Второй старт сезона прошел сложнее первого. Если в Индианаполисе Себастьян стартовал на машине, прекрасно знакомой ему по тестам, то на «Хунгароринге» пришлось начинать с чистого листа, и неудивительно, что в этих условиях он поначалу уступал в квалификациях Витантонио Лиуцци. Пожалуй, самым заметным событием года для Феттеля стал инцидент, имевший место на Гран-при Японии, когда, занимая третье место в гонке, он в режиме пейс-кара протаранил шедший вторым «Ред Булл» Марка Уэббера, лишив, таки образом, герра Матешица возможности увидеть на подиуме сразу двух своих гонщиков. В боксах Себ был безутешен и не скрывал слез, а пострадавший Уэббер не стал смягчать краски: «Феттель был сзади и вел себя несколько буйно уже после старта гонки под сэйфети-каром, а когда машина безопасности появилась на трассе во второй раз, умудрился-таки крепко в меня воткнуться. Думаю, это станет для него хорошим уроком». И действительно, урок был усвоен достаточно быстро: четвертое место в Китае – лучшее для команды в сезоне – стало результатом в высшей степени уверенного и надежного пилотажа.
«С приходом Феттеля ситуация в команде изменилась к лучшему. Сейчас в «Торо Россо» царит комфортная, рабочая атмосфера. Нам нужен был гонщик, настроенный на продуктивную работу, понимающий, что он сотрудничает с молодой командой, и что прогресс возможен лишь при обоюдном движении вперед», – говорил в конце сезона совладелец конюшни Герхард Бергер.
«Движение вперед» в сезоне-2008 молодому немцу удалось на славу. После некоторых проблем в начале, Себастьян вместе с командой нашел верное направление и выдал ряд потрясающих результатов. Победа в Монце уже вписана в историю, но чего стоила гонка на «Интерлагосе», когда в течение одного Гран-при Феттель успел побороться с обоими претендентами на титул, а одного из них и опередить! Причем ситуация с Хэмилтоном была не из легких: малейшая ошибка по время борьбы и обгона, и пилот «Торо Россо» был бы обвинен во всех грехах команды «Макларен» и лично Льюиса. В непростой с этической точки зрения ситуации немец пошел до конца, проявив себя истинным спортсменом и лишь подтверждая право называться лучшим молодым пилотом сезона-2008.
В контексте всех выданных авансов и произнесенных в адрес Феттеля добрых слов, удивительной кажется одна деталь: по сравнению с другими многообещающими молодыми пилотами, у него на порядок меньше достижений в младших классах автоспорта! Слишком часто судьба подталкивала его к тому, чтобы сделать следующий шаг, толком не завершив предыдущий. И он весьма охотно следовал за каждым предоставляющимся шансом. Для этого нужна не просто уверенность в себе, но и определенное мужество, ведь как знать, вдруг в этом безумном беге упустишь что-то важное, невосполнимое, такое, без чего жизнь и карьера не смогут пойти по нужному пути? Наверняка и сам гонщик задавался этими вопросами, но ответ всегда был один – вперед! С таким подходом к делу можно набить немало шишек, но Себастьян производит впечатление в высшей степени умного и целеустремленного молодого человека. По сути, именно это, а не ранние заслуги, привлекает в нем руководителей команд, и заставляет говорить о нем, как о гонщике нового поколения.
Умение воспринимать каждое событие как опыт, как урок, быть открытым для восприятия нового, постоянно учиться, совершенствоваться – лучшие черты Феттеля. Природная скорость здесь стоит на втором плане. Сколько таких «суперзвезд», обладавших лишь умением быстро ездить, вспыхивало и гасло на автоспортивном небосклоне?! Как однажды сказал менеджер команды «Бенеттон» Питер Коллинз о Джонни Херберте: «Джонни достаточно талантлив, чтобы проехать быстрый круг, но недостаточно хорош, чтобы понять, как это у него получилось». Так вот, это не про Себастьяна Феттеля. Вспоминая вклад молодого немца в работу «Торо Россо» в прошедшем году, понимаешь – этот не пропадет и в «Ред Булле».
Сжалимся над бедолагой:)
____________________________________________________
Тоже на это очень надеюсь. Люблю читать людей, у которых каждое словов имеет смысловую нагрузку.
Неужели будете утверждать, что Ковалайнен покушался на позицию Феттеля в Монце, а Райконен кнутом подгонял Массу в Бразилии? )))
Аааа, может быть Вы намекаете на то, что поул Феттеля в Италии был случайным ? Мол не грянь в кавалификации дождя, то на поуле красовался бы Масса или Алонсо .
=))))
ArtG85
ArtG85
Зарегистрирован 10 апреля 2007, написал 292 комментария
Украина, Киев
Вот с огромным нетерпением ждал статьи о Феттеле и очень расстроился, когда узнал, что ее будет писать БЗ...
-------------------
Увы...надеюсь Герчиков напишет опус по поводу Фитиля.
\ Видно словил он Дмитрук на крючок. Женщин иногда сложно понять. Интересно а куда пропал Постнов???? Кто нибудь знает?
А нет у тебя ощущения, что Феттель гораздо таланливее Кими?
Зарегистрирован 25 августа 2007, написал 139 комментариев
Россия, Краснодарский Край, Брюховецкая
Борис, хорошая статья. Зачёт. Водички, конечно, налили, но я, для себя, узнал много нового о Феттеле.
\\ А как вы относитесь к передаче в гостях у сказик?
А мне очень обидно было когда этот пустослов просто облил КИМИ грязью. В противоположку я выложил мнения авторитетных людей кто работал с КИМИ. Короче согласен с вами. БЗ в топку
Тема материала, как думается, предполагает некоторую художественность и лирику, а многим хочется аналитики и цифр, так что критика в Ваш адрес всегда будет иметь место у людей с математическим мышлением и инженерным образованием. )))
---------------------
Радовал он обгонами в Сузуке-2005...вот это была феерия !!!»
феерия была в исполнении Алонсо, который дважды смог обогнать Шума, причем второй раз в R130, где, если мне не изменяет память, вообще никто никогда не обгонял.. если б не история с Клином - обгоном, возвращением позиции, новым обгоном, Нандо мог бы побороться за победу..
Кими запомнился разве обгоном Физико на последнем круге, ну и заслуженной победой на самовозке, коей был мак в 2005 году.. если не ломался по ходу гонки ;)
Капитолинка
«Ситуации одинаковые»
Хе-хе... это вы предположим сильно погорячились... :)