6 мин.

И жить торопится…

Разговоры о молодом талантливом немецком гонщике по фамилии Феттель ходили в паддоке задолго до его дебюта. В конце 2004 года Дитрих Матешиц, строивший на базе бывшего «Ягуара» команду «Ред Булл», упомянул Себастьяна при ответе на вопросы о составе пилотов: «Феттель – суперталантливый и многообещающий гонщик. Его достижения поразительны, и мы хотим в ближайшие два года помочь ему попасть в «Ф-1». Реверансы со стороны бизнесмена в адрес 18-летнего парня тогда могли показаться просто попыткой укрепить репутацию программы поддержки молодых пилотов, активно потреблявшей деньги производителя энергетических напитков и на тот момент не подарившей королевским автогонкам ни одной обещанной звезды. Себастьян в 2004-м был всего лишь чемпионом немецкой «Формулы-БМВ», и хотя его результаты впечатляли, завоеванные 18 побед в 20 гонках могли говорить как о прекрасной скорости и стабильности выступлений пилота, так и о невысоком уровне конкуренции в серии. На Феттеля работало и прекрасное портфолио из картинговых побед, при упоминании о которых большая часть вопросов отпадала сама собой. Тесты за «Уильямс», который тогда сотрудничал с баварскими мотористами, стали наградой за более чем убедительную победу в чемпионате, а Евросерия «Формулы-3» – следующей ступенькой в карьере.

Первый год в новой серии Феттель провел сильно, но «выстрелить», особенно на фоне прошлогодних успехов, не сумел. Серьезные соперники результатов не дарили: было ясно, что в отличие от «Формулы-БМВ», откуда молодые парни могли продолжить карьеру в автомобильном спорте, а могли вернуться домой, поступить в институт и стать бухгалтерами, европейская «Ф-3» была трамплином к «Ф-1», а потому воспринималась очень серьезно всеми без исключения участниками. Сезон 2005-го Феттель закончил пятым, добившись под конец нескольких финишей на подиуме, и до борьбы за титул с Льюисом Хэмилтоном дело не дошло. Результаты следующего сезона тоже можно оценить по-разному. Себастьян проиграл, да не кому-нибудь, а собственному партнеру по команде Полу ди Ресте, причем из семи совместных зачетных финишей оказался впереди британца лишь раз. Авария в Спа во время этапа Мировой серии «Рено», когда Себастьян чуть не лишился пальца, не лучшим образом отразилась на подготовке к гонке «Ф-3»-Мастерс в Зандвоорте, выиграть которую он также не смог.

Но именно в 2006-м случилось событие, непосредственно приблизившее молодого немца к королевским автогонкам. Босс «БМВ» Марио Тайссен отправил в отставку Жака Вильнева, усадив в его кокпит тест-пилота команды Роберта Кубицу, а Феттелю было предложено место резервного гонщика. Надо сказать, что в отличие от нынешней ситуации, два года назад нагрузка на тестеров носила далеко не номинальный характер, поскольку отдельные команды, в числе которых был и «БМВ-Заубер», пользовались услугами третьих пилотов для обкатки машин в пятничных практиках перед Гран-при. Так в Турции-2006 Себастьян вписал свое имя в историю, став самым молодым участником заездов во время Гран-при.

Пятничный опыт для молодого человека был бесценным, но для подписания контракта основного пилота явно недостаточным. В 2007-м «Ред Булл» отправил Феттеля продолжать выступления в Мировой серии «Рено» за команду Тревора Карлина, где в качестве напарника ему достался Михаил Алешин. Немец, которому вступивший в силу запрет на участие тестеров в пятничных тренировках оставил достаточно свободного времени, боролся за титул, правда, лишь до середины сезона, пока «Формула-1» снова не призвала под свои знамена…

Тяжелая авария Роберта Кубицы в Монреале привела к тому, что поляк был вынужден пропустить следующий этап, и в США «БМВ-Заубер» доверил боевой болид Себастьяну Феттелю. «Я знал, что однажды это случится – я выйду на старт. Вопрос только в том, где и когда? Запасной гонщик всегда должен быть готов сесть за руль, пришел и мой черед», – прокомментировал немец свой дебют. Надо сказать, что к моменту первого старта, казалось, уже все в паддоке были в курсе того, что этот парень быстр, поэтому особенно удивить Себастьяну не удалось. А вот благополучно добраться до финиша на восьмом месте и стать самым молодым гонщиком, заработавшим очки, получилось. «Наверное, я был быстрее некоторых соперников, но конкуренция в этом чемпионате невероятна. Здесь все умеют защищаться. Пересекая линию финиша, я вздохнул с облегчением – на самом деле отличный результат для меня и команды. Невероятно полезный опыт!» – признался рекордсмен.

Во Франции в кокпит вернулся Кубица, но следующий Гран-при Феттеля был уже не за горами. Пилот «Торо Россо» Скотт Спид (к слову, также участник молодежной программы «Ред Булла») отметился во время гонки в по залитому дождем «Нюрбургрингу» вылетом в первом повороте и короткой стычкой с боссом команды Францем Тостом, после чего был незамедлительно уволен. Тут-то и пришлась ко двору главная звезда молодежной программы «быков»…

Второй старт сезона прошел сложнее первого. Если в Индианаполисе Себастьян стартовал на машине, прекрасно знакомой ему по тестам, то на «Хунгароринге» пришлось начинать с чистого листа, и неудивительно, что в этих условиях он поначалу уступал в квалификациях Витантонио Лиуцци. Пожалуй, самым заметным событием года для Феттеля стал инцидент, имевший место на Гран-при Японии, когда, занимая третье место в гонке, он в режиме пейс-кара протаранил шедший вторым «Ред Булл» Марка Уэббера, лишив, таки образом, герра Матешица возможности увидеть на подиуме сразу двух своих гонщиков. В боксах Себ был безутешен и не скрывал слез, а пострадавший Уэббер не стал смягчать краски: «Феттель был сзади и вел себя несколько буйно уже после старта гонки под сэйфети-каром, а когда машина безопасности появилась на трассе во второй раз, умудрился-таки крепко в меня воткнуться. Думаю, это станет для него хорошим уроком». И действительно, урок был усвоен достаточно быстро: четвертое место в Китае – лучшее для команды в сезоне – стало результатом в высшей степени уверенного и надежного пилотажа.

«С приходом Феттеля ситуация в команде изменилась к лучшему. Сейчас в «Торо Россо» царит комфортная, рабочая атмосфера. Нам нужен был гонщик, настроенный на продуктивную работу, понимающий, что он сотрудничает с молодой командой, и что прогресс возможен лишь при обоюдном движении вперед», – говорил в конце сезона совладелец конюшни Герхард Бергер.

«Движение вперед» в сезоне-2008 молодому немцу удалось на славу. После некоторых проблем в начале, Себастьян вместе с командой нашел верное направление и выдал ряд потрясающих результатов. Победа в Монце уже вписана в историю, но чего стоила гонка на «Интерлагосе», когда в течение одного Гран-при Феттель успел побороться с обоими претендентами на титул, а одного из них и опередить! Причем ситуация с Хэмилтоном была не из легких: малейшая ошибка по время борьбы и обгона, и пилот «Торо Россо» был бы обвинен во всех грехах команды «Макларен» и лично Льюиса. В непростой с этической точки зрения ситуации немец пошел до конца, проявив себя истинным спортсменом и лишь подтверждая право называться лучшим молодым пилотом сезона-2008.

В контексте всех выданных авансов и произнесенных в адрес Феттеля добрых слов, удивительной кажется одна деталь: по сравнению с другими многообещающими молодыми пилотами, у него на порядок меньше достижений в младших классах автоспорта! Слишком часто судьба подталкивала его к тому, чтобы сделать следующий шаг, толком не завершив предыдущий. И он весьма охотно следовал за каждым предоставляющимся шансом. Для этого нужна не просто уверенность в себе, но и определенное мужество, ведь как знать, вдруг в этом безумном беге упустишь что-то важное, невосполнимое, такое, без чего жизнь и карьера не смогут пойти по нужному пути? Наверняка и сам гонщик задавался этими вопросами, но ответ всегда был один – вперед! С таким подходом к делу можно набить немало шишек, но Себастьян производит впечатление в высшей степени умного и целеустремленного молодого человека. По сути, именно это, а не ранние заслуги, привлекает в нем руководителей команд, и заставляет говорить о нем, как о гонщике нового поколения.

Умение воспринимать каждое событие как опыт, как урок, быть открытым для восприятия нового, постоянно учиться, совершенствоваться – лучшие черты Феттеля. Природная скорость здесь стоит на втором плане. Сколько таких «суперзвезд», обладавших лишь умением быстро ездить, вспыхивало и гасло на автоспортивном небосклоне?! Как однажды сказал менеджер команды «Бенеттон» Питер Коллинз о Джонни Херберте: «Джонни достаточно талантлив, чтобы проехать быстрый круг, но недостаточно хорош, чтобы понять, как это у него получилось». Так вот, это не про Себастьяна Феттеля. Вспоминая вклад молодого немца в работу «Торо Россо» в прошедшем году, понимаешь – этот не пропадет и в «Ред Булле».