7 мин.

На новенького

Каждый год паддок королевских автогонок пополняется новыми лицами. Уходят ветераны, подрастает в младших сериях талантливая молодежь. Сезон-2008 не стал исключением: сразу несколько пилотов – Тимо Глок, Нельсон Пике-младший, Казуки Накадзима и Себастьян Бурдэ – провели в этом году свой первый полный сезон в «Формуле-1». Относительным новичком был и Себастьян Феттель, но за его плечами перед стартом Гран-при Австралии уже числилось восемь этапов, четвертое место в Японии-2007, да и выступления этого молодого человека заслуживают отдельного, более пристального рассмотрения. Поэтому речь пока пойдет только о четверых.

Справедливости ради стоит отметить, что действительно дебютантами из этой четверки можно назвать далеко не всех. Так, первый выход Накадзимы пришелся на Бразилию-2007, Глок провел четыре гонки за «Джордан» еще в 2004 году и по праву может считаться самым «опытным». А первое знакомство Себастьяна Бурдэ с болидом «Ф-1» состоялось еще в 2002-м. Новобранцам достались машины, позволявшие временами бороться за результат, а команды пусть и с разной степенью успеха, на протяжении всего сезона поддерживали достойный темп доводки техники. Остальное зависело от совокупности факторов.

Фактор скорости

Пожалуй, самым быстрым новичком по итогам сезона можно признать Тимо Глока. При шести финишах в очках и восьми попаданиях в первую десятку на квалификации, немец смотрелся хорошо даже на фоне более опытного партнера по команде Ярно Трулли. Например, лучший результат «Тойоты» в гонке – второе место на Гран-при Венгрии – принес именно Глок, тогда как Трулли выше третьей ступеньки подиума так и не поднялся. Правда, итальянец обыграл своего напарника в квалификациях со счетом 14-4, не дойдя до «суперпоула» лишь четырежды.

Счет в парах пилотов «Торо Россо» и «Уильямса» оказался 13-5 не в пользу новичков. При этом если Казуки Накадзима по большей части держался в темпе Нико Росберга, исключая лишь самые выдающиеся квалификационные достижения напарника, то Себастьян Бурдэ в середине сезона по субботам уступал своему напарнику очень серьезно.

Наконец, дебютант «Рено» Нельсон Пике-младший потерпел едва ли не самое выдающееся поражение последних лет: с 1996 года и пары пилотов «Футуорк» Йоса Ферстаппена и Рикарду Россета ни один гонщик не проигрывал напарнику в квалификациях с «сухим» счетом по итогам всего сезона. Конечно, хочется сделать скидку на опыт и возможные психологические проблемы. Во-первых, дебютантов не принято судить излишне строго. Во-вторых, чемпион мира в качестве соседа по боксам – не подарок для любого гонщика. Но новейшая история «Ф-1» знает случай, когда в одной команде оказались дебютант и тот же самый двукратный чемпион мира. К сожалению для Нельсона Пике, новичку – Льюису Хэмилтону – удалось установить стандарт, до которого бразильцу было не достать.

Фактор стабильности

Случается, что и быстрые гонщики оказываются по разным причинам не в состоянии «доехать» до результата. Например, Бурдэ сошел в пяти из первых шести гонок. И это при том что «Торо Россо» на старте сезона очень рассчитывала именно на надежность проверенной прошлогодней машины. А младший Пике вообще добрался до финиша лишь в половине стартов, и на ненадежную технику это не спишешь. Случались проблемы и у напарников наших новичков: Феттель два раза сходил из-за проблем с двигателем, зато остальные четыре схода может занести в актив себе и коллегам по цеху; Алонсо не увидел клетчатый флаг трижды, не по своей, впрочем, вине.

Тихим героем в этой категории становится Казуки Накадзима. Его шестнадцать финишей смотрятся впечатляюще, особенно, если сравнивать его с «успехами» топ-команд – например, молодой японец смог финишировать чаще любого из пилотов «Феррари». Достижение особенно примечательно в виду того, что редкая гонка пилота «Уильямс» обходилась без происшествий. Казуки то ломал крылья Кубице и Алонсо, то сам страдал от действий других пилотов, даже на пит-стопе горел. Но девять очков команде принес, и до Гран-при Европы шел по этому показателю вровень с Нико Росбергом, которому ни в скорости, ни в стабильности не откажешь. При этом умение японца финишировать не имеет ничего общего ни с медлительностью, ни с излишней осторожностью. Результаты Казуки – порождение невероятного упорства и умения не опускать руки, бороться до конца. А эти качества могут в нужной ситуации компенсировать недостаток везения. Глок и Бурде отстали от Накадзимы ненамного – четырнадцать и тринадцать финишей, соответственно.

Фактор прогресса

Прогресс гонщика, умение ставить перед собой новые задачи и добиваться их выполнения, невозможно представить в отрыве от работы команды. Поэтому многие явления приходится подвергать оценке с нескольких, иногда взаимоисключающих точек зрения. Например, на чей счет следует отнести результаты Нельсона Пике-младшего в Венгрии и Японии? Да, «Рено» в этих гонках выступила уверенно, машины шли по трассе хорошо. И новичок не подкачал. Однако эти результаты стали для Нельсона скорее исключением из правил, поскольку даже когда команда набрала солидную форму, и болид был значительно модернизирован, позволяя Алонсо регулярно досаждать лидерам, бразилец продолжал уступать своему лидеру, так и не доведя до минимума количество невынужденных ошибок. Складывалось впечатление, что молодому гонщику попросту не удается добиться правильных базовых настроек шасси, в результате чего не только не шла речь о «тонкой настройке», но не удавалось просто уверенно почувствовать себя в машине.

Случай с Себастьяном Бурдэ на фоне прогресса «Торо Россо» демонстрирует сложности иного плана. Если в начале сезона, на старом шасси, с которым Бурдэ работал зимой, француз показывал сопоставимые с напарником результаты, периодически объезжая того в квалификациях, переход на новое шасси потребовал от четырехкратного победителя серии CART начать процесс адаптации заново. Причем сложилось впечатление, что как раз у Бурдэ быстрее получилось найти с машиной общий язык на базовом уровне (две первые квалификации с новым шасси француз опережал напарника). Однако Феттель, который также начинал работу с машиной с чистого листа, сумел при этом с первых же гонок на новом шасси зарабатывать очки и с Гран-при Великобритании лишь один раз не попал в «суперпоул». Бурдэ начал квалифицироваться в первой десятке лишь с Валенсии но при этом напарника опередил лишь однажды, а очков набрал всего два – налицо отставание именно в темпах адаптации к болиду.

Вот кто действительно по ходу сезона двигался не только в нужную сторону, но и с нужной скоростью, так это Тимо Глок. Имевшие место проблемы с привыканием к машине были решены, и немец смог сконцентрироваться на борьбе за результат. Если же провести сопоставление совместных финишей двух машин каждой команды, выяснится, что тогда как Глок и Накадзима по ходу сезона пять раз финишировали в гонках впереди напарников, то Бурдэ этого сделать не удалось ни разу! Что же до Нельсона, то принесший «серебро» этап в Германии оказался вторым после Франции и последним в сезоне Гран-при, где Нельсону удалось финишировать впереди Фернандо Алонсо.

Новые ожидания

Уже у троих из прошлогодних новичков есть контракты на следующий чемпионат. И если причины продления соглашений Тимо Глока и Казуки Накадзимы ясны, то насчет Нельсона Пике-младшего невольно возникает вопрос: неужели команде настолько нужен второй пилот, который просто не слишком отвлекал бы внимание инженеров от первого? Именно такими напарниками в командах Флавио Бриаторе были Джей-Джей Лехто, Йос Ферстаппен…

В следующем году, вне зависимости от технической формы команд, вчерашним новичкам критически важно будет не ударить в грязь лицом, ведь второй сезон в «Ф-1», как правило, оказывается сложнее первого. Глоку нужно будет прибавить в квалификациях, где он уступил в этом году Трулли. Накадзиме придется решать вместе с командой множество технических ребусов и не оказаться тем слабым звеном из-за которого испытания KERS начнет пробуксовывать – в этом случае, тестовое время начнут отдавать Росбергу, а значит, добиться понимания с машиной станет очень сложно. Бурде хочется пожелать заполучить контракт на следующий год, все-таки француз – великолепный пилот с хорошим чувством техники, добивавшийся успехов в огромном количестве гоночных дисциплин. Возможно, с уходом Феттеля из команды, с учетом грядущего перехода на слики и опыта Себа, центр внимания инженеров «Торо Россо» сместится в его сторону.

В целом, новички в этом году порадовали. Приятно, что среди них не оказалось откровенных рента-драйверов или совсем уж случайных людей. С другой стороны, следует признать, что, так и не опередив своих напарников в квалификационных дуэлях или количестве набранных по итогам сезона очков, дебютанты «Формулы-1» в этом году не сумели произвести сенсации. Все, кроме одного. Но о нем, как было сказано выше, разговор отдельный...