4 мин.

Боснийский стервятник

Олимпиада помогла

Фейерверка голов в исполнении Ведада, благодаря которым безвестный «Хоффенхайм» забрался на самый верх турнирной таблицы первой бундеслиги, вполне могло и не быть. Но, как это часто бывает, помощь пришла откуда не ждали. В начале сезона в иерархии форвардов команды Ральфа Рангника босниец занимал важную, но не очень почетную роль третьего нападающего после сенегальца Дембы Ба и нигерийской звездочки Чинеду Обаси. И полировать бы скамейку Ибишевичу до блеска, не укати в августе Обаси на Олимпиаду. «Я поставил Ведада в состав от безысходности, даже не надеясь, что он блеснет. Лично для меня его игра и голы – огромное откровение. Но на то он и шанс, чтобы им воспользоваться», – умиляется своим подопечным в интервью Die Welt Ральф Рангник.

Иби из породы сентиментальных форвардов. Тех, что близко принимают неудачи к сердцу и бубнят себе под нос что-то вроде «такой трюк не для моего таланта». В условиях жесткой конкуренции такие персонажи быстро ломаются и покорно соглашаются на роли второго плана. А еще они способны горы свернуть, если в них верят. «В прошлом сезоне я из кожи вон лез, носился, как угорелый и старался сыграть эффектно и нестандартно. Рангник же посоветовал мне действовать как можно проще. И результат не заставил себя ждать», – признается Ведад, которого тренер называет чемпионом мира по тренировкам. Сегодня босниец обрел уверенность, которой ему так не доставало, и вовсе не намерен останавливаться на достигнутом. «Он очень пластичен, с хорошей техникой, тактически грамотный и классно играет головой, – никак не нахвалит своего подопечного Рангник. – А еще он душа команды: всегда поможет и подскажет. Он один из моих помощников в тренировочном процессе». Еще бы, ведь Ибишевич – настоящий полиглот, свободно владеющий английским и чуть хуже изъясняющийся на немецком и французском. И такой помощник летом 2007 года достался Рангнику всего за 1 млн евро. Еще одно подтверждение клубной идеологии «Хоффенхайма», вкладывающего деньги только в перспективные проекты.

Ради гола боснийский стервятник не брезгует забивать и из офсайда.

Операция «Отдать в хорошие руки»

Ибишевич появился на свет 6 августа 1984 года в уютном боснийском городке Влашеница, что затаился в недрах живописного Динарского нагорья на севере страны. Как и у многих мальчишек, мяч заменял Иби подушку и любимую игрушку. Начинал долговязый паренек в «Пролетере» из Славиновицы, но в 2000 году был вынужден, как и 800 тысяч его соотечественников, вместе с семьей покинуть родину, истерзанную многолетней войной. Ведада вместе с родителями и сестрой занесло в Швейцарию, где отец пристроил его в футбольную академию «Базеля». Правда, спустя 10 месяцев Ибишевичи эмигрировали в США, в Сент-Луис. Здесь, выступая за команды различных колледжей, Ведад был настоящей звездой, признавался студентом-футболистом года и попросту наслаждался жизнью. Пока зимой 2004 года не получил вызов в молодежную сборную Боснии и Герцеговины от ее тренера Ибрахима Жукановича. 17 февраля в товарищеском матче против сверстников из Македонии для Ведада состоялись большие смотрины. На трибунах в том поединке были замечены Мишель Платини, спортивный директор «Загреба» Роберт Просинечки, президент сербского «Партизана» Чуркович и тьма других менеджеров и скаутов. Ибишевич, забив два мяча, показал товар лицом, и с тех пор телефон Жукановича, которому Иби поручил представлять свои интересы, не умолкал. Кроме Просинечки, к себе, в французский «Истр», звал знаменитый игрок сборной Югославии Мехмед Баждаревич, хлебный пятилетний контракт с «Порту» предлагал брат экс-форварда «Барселоны» Мехо Кодро Менаф, рассматривался также вариант с «Фенербахче» и сплитским «Хайдуком». Президент последнего Бранко Гргич даже летал в Штаты, пытаясь убедить Ведада, но Иби и его агент всем отказывали. «Да» они сказали лишь хорошему знакомому Жукановича, на тот момент коучу «ПСЖ» Вахиду Халилходжичу. «Я не взял ни евро за его трансфер. Моей главной целью было отдать парня в хорошие руки», – признается благородный Жуканович.

Под крыло к Футбольному Профессору

Однако в Париже у Ведада не срослось: сезон-2004/05, по сути, вычеркнут из его биографии. Как отмечает Жуканович, во многом из-за того, что молодой форвард поймал звездочку. В итоге летом 2005-го Ведад был отдан в аренду во второсортный «Дижон», где сумел вернуть уверенность в себе, стабильно расписываясь в воротах противника. Страйкер приглянулся скаутам «Алемании» и в разгар чемпионата мира всего за 200 тысяч евро перебрался в Аахен. А в марте 2007 года дебютировал за национальную сборную своей страны в матче против Норвегии.

Летом прошлого года Иби звали в «Каузерсаутерн», но он выбрал команду Рангника. «Я был наслышан о нем, как о специалисте с большой буквы и ни разу не пожалел о своем решении. Не случайно же прозвище Ральфа – Футбольный Профессор», – признается Ведад, который мечтает когда-нибудь сыграть в Лиге чемпионов. «Он очень много вкалывал и теперь получает достойные дивиденды, – заключает Ральф Рангник. – А вместе с ним и «Хоффенхайм».