3 мин.

Берти Фогтс: «У меня задача миссионера»

Герр Фогтс, 12 августа следующего года сборная Германии в рамках отборочного турнира к ЧМ-2010 встречается с командой Азербайджана. После нулевой ничьей с командой Лихтенштейна возникает вопрос: а будете ли вы к тому моменту возглавлять Азербайджан?

– Разумеется буду. Для меня нет сомнений, что я отработаю весь срок своего контракта, то есть до конца 2009 года. У меня со всеми прекрасные отношения. Кроме того, понятно, что перед нами здесь стоит еще и миссионерская задача. Ведь есть другие проблемы, помимо 0:0 с Лихтенштейном.

- Например, какие?

– Скажем, многие игроки впервые в своей жизни играют в нормальных шипованных бутсах. Мы закупили их за три дня до встречи с Уэльсом. Футбол в Азербайджане не сравним с западноевропейским. Здесь речь идет о том, что нам нужно помочь развитию футбола, это настоящее приключение. Некоторые мои игроки в Кардиффе впервые играли в дождь.

- Но речь не идет о том, чтобы преодолеть квалификацию к чемпионату мира?

– Этого ждут только некоторые журналисты, те, что ни разу не были на наших матчах. Здесь полно таких наивных людей. Для многих игра с Уэльсом была самой первой.

- Тем не менее, уже слышны требования о вашей отставке.

– Само собой, есть люди, которые любят подлить масла в огонь. Разумеется, есть они и среди представителей федерации.

- Что именно происходит?

– Вот, например, мы в Германии дискутируем, что нам делать с соотношением 6 «своих» игроков + 5 иностранцев, которая есть на Западе. К Азербайджану это не относится. Здесь зачастую практикуется 11 + 0. Одиннадцать иностранцев и ни одного азербайджанского игрока. Вот такие тут дела. Даже в бакинском «Интере» зачастую не находится места моим игрокам. Официально это делается для того, чтобы поберечь их для национальной сборной. Полный бред. Нет ничего важнее игровой практики. И, разумеется, тренируются тут маловато.

- У вас не лучшие отношения с клубными тренерами.

– Неважно. По-другому не выходит. Я еду четыре часа к иранской границе или четыре часа к грузинской – только лишь затем, чтобы увидеть одну игру. Без тяжелой работы ничего тут не изменишь. В европейских лигах игроки тренируются по 25 часов в неделю. В Азербайджане – 6 с половиной. Что удивительного в том, что после этого к 60-минуте игры мои футболисты плашмя ложатся на поле? Против Лихтенштейна мы должны были вести 3:0 или 4:0 к перерыву. К концу игры они нас уже превосходили. В общем, мы сейчас не на том уровне.

- Футбол в Азербайджане – «спорт номер один»?

– Нет, спорт номер один – борьба. Ее постоянно крутят по телевизору.

- Футбол тоже?

– Да, конечно. Футбол тоже популярен. Вообще говоря, в этой стране сейчас невероятный строительный бум, просто огромный. Он должен также дать толчок и футболу, мы работаем над этим.

- Место вашей команды в рейтинге ФИФА выглядит незавидно: 138-е. Разрешите спросить: вы не могли найти себе работу получше?

– Я не хотел никакой другой работы. Было предложение от лиссабонской «Бенфики», очень конкретное. Но для меня лучше здесь. Я получаю удовольствие от возможности заложить здесь структурную основу для будущего. Мы станем ходить по школам, чтобы внедрить футбол на школьные уроки физкультуры. Мы обязуем клубы организовать юношеские команды. Но здесь не голое место, кое-что здесь уже имеется. Мы устраиваем тренировочный процесс.

- Оттмар Хитцфельд со сборной Швейцарии проиграл Люксембургу. Вы ему соболезнуете?

– Такое случается. Оттмар извлечет нужные уроки из этого результата. Но уж точно неверно думать, что тренер национальной сборной подвергается меньшему давлению, чем клубный. В «Баварии» у Оттмара были игры через 3-4 дня и была возможность загладить горечь поражения. У тренера сборной слишком мало игр, зато после них его оценивает целая нация. Это делает давление на него огромным.