13 мин.

Жизнь в полосочку

Курьезом ознаменовался матч Национальной хоккейной лиги между «Питтсбургом» и «Нью-Джерси». Под занавес встречи нападающий гостей Зак Паризе отрубил клюшкой голову судье, обыграл защитника хозяев и протолкнул беспомощный череп в ворота, после чего съел его вместе с усами. Однако взятие ворот не было засчитано. Второй судья усмотрел в эпизоде подножку на Малкине…

Судейские будни, конечно, суровы, но еще далеки от этой старой доброй шутки. Когда говоришь о судействе в чемпионате страны – шутить хочется разве что сквозь слезы – место больное. КХЛ, дабы вызвать как можно меньше вероятных нареканий, для повышения квалификации собрала в конце июля в подмосковном Одинцове первый предсезонный сбор хоккейных судей. Увидеть такое количество экипированных рефери в одно время в одном месте – и хоккеист пожизненный заика.

Судья дошел до суда

Недовольство работой арбитров так или иначе существует на всех соревнованиях. Хоккеисты высказывают все, что о них думают (пусть это и чревато дисциплинарными взысканиями). Официальные лица подают протесты, из-за которых судей могут отстранить от работы. Но, случается, этих формальностей ждать недосуг.

Во время матча 16-летних хоккеистов новоуральского «Кедра» и орского «Южного Урала-89» недовольные 18-летним арбитром из Перми орчане решили не сдерживаться в борьбе за справедливость. К рукопашной хотел было подключиться и тренер СДЮШОР №4 Игорь Селютин… Милиция на протяжении сорока минут с трудом сдерживала разбушевавшегося тренера, в результате надев на того наручники. Махать кулаками в «браслетах» менее удобно. Позже Селютина дисквалифицировали на три года без права работы с детьми. Директору орской спортивной школы вынесли выговор.

В Эстонии несдержанность игрока команды «Централ» (Кохтла-Ярве) Дениса Зимовцева стоила судье Александру Павловскому легких телесных повреждений, полученных единожды от клюшки и дважды от перчатки игрока. Дело дошло даже до Нарвского городского суда и возможности лишения свободы сроком до пяти лет.

– За брань в мой адрес я назначил Зимовцеву дисциплинарное наказание. Услышав о моем решении, Денис ударил меня по лицу, – вспоминает Павловский. – Я выписал удаление до конца игры. Ни тренеры «Централа», ни Зимовцев тогда даже не извинились. И я подал в суд. Я не хотел, чтобы молодой человек оказался за решеткой. Требовал я одного – публичных извинений, а от хоккейного клуба – компенсации за причиненный мне моральный ущерб.

Эстонским рефери и игроку все же удалось договориться и уголовное дело прекратили. Фингалы лечились за счет клуба и игрока.

Брань на ледовой площадке актуальна и в другой республике бывшего СССР – Белоруссии.

– Это происходит даже на уровне детских команд, – жалуется старейшина белорусского судейского цеха Юрий Ульянов. – На играх нередко слышишь, как еще робкие голоса выводят грозные этажные оскорбления. Арбитр уже и ими не воспринимается как человек… На взрослом уровне хоккеисты пытаются ударить судей… Некоторым удавалось. В Чехии за это следует восьмимесячная дисквалификация. В Швеции доходит до пожизненной. А у нас в сборную зовут…

Дети – наше будущее

Избиение судьи по ту сторону океана – тоже не новость. Около четырех лет назад в Канаде и вовсе ходили слухи, что в ряде провинций могут запретить играть в хоккей в школах. В частности, называлась провинция Онтарио. «Эта игра слишком опасна», – говорили противники ледовых сражений. Одним из поводов такому умозаключению, помимо травм юных игроков, стал инцидент в Британской Колумбии. Во время матча игрок и его тренер напали на арбитра, который едва унес коньки от разгневанных «жертв» его решений.

– Меня избили прямо на ледовой площадке, – жаловался на пресс-конференции Роб Декелвер, судивший ту игру «восходящих звезд». – Это невиданно! До сих пор не могу поверить, что такое могло произойти в хоккее…

В качестве наказания буянам запретили три месяца появляться на ледовой площадке.

За океаном рефери часто получают по шлему. Причем не только от юных дарований. Отец одного из них разыскал арбитра в подтрибунном помещении и, даже не объяснив толком повод, настучал тому по мыслям. Тут подоспел и сынишка взбешенного отца (не менее взбешенный), который профессионально сломал арбитру нос.

В России похожая история произошла в ЛДС ЦСКА, когда шайбу гоняли совсем юные армейцы и спартаковцы. После забитого гола папаня одного игрока направился в сопровождении грозного мата и немилого выражения лица ко льду. Пытаясь перелезть через ограждение, он все приговаривал: «Я тебе свистелку засуну куда следует!» Наперерез бате бросился майор милиции. Родителя внутренние органы не смутили. Он вытащил газовый пистолет и огрел сотрудника по голове. До судьи в это утро он все же не добрался…

Россия прощает, Дацюк – нет

Вряд ли будет таким уж преувеличением сказать, что вечером 14 мая 2005 года вся болеющая Российская Федерация сошлась во мнении, кто на самом деле финский судья Хенрикссон. В полуфинале Россия – Канада чемпионата мира в Вене он насвистел команде Владимира Крикунова 42 минуты, в то время как канадцы отдыхали на скамейке штрафников только 25. Родоначальники дважды реализовали большинство, а первую шайбу затолкали с вратарем, чего финн решил не замечать. С 0:4 наши отыгрались до 3:4, но до финала с чехами не дотянули…

Многие болельщики мечтали тогда встретить Хенрикссона на улице. Некоторые игроки тоже бы не отказались. Удалось это одному российскому журналисту, который написал интервью с раскаявшимся вдруг рефери. Судя по интонации написания, беседа прошла в миролюбивых тонах…

На уровне профессионалов судей бьют и редко, и не особенно метко. Тут дисквалификация дорогого стоит (причем и в прямом смысле слова). Однако по мордасам рефери получают и профессионально…

В начале своей заокеанской карьеры, в сезоне-1991/92, отличился совсем юный, только бежавший от Советов и оттого нервный игрок «Баффало» Александр Могильный. Во время матча в Сент-Луисе, когда судья зафиксировал нарушение со стороны 89-го номера «Сэйбрс», игрок помчался от чужих ворот навстречу рефери. Его вытянутый кулак не мягко встретил щеку ехавшего объяснять свое решение арбитра.

– Протри глаза, – показал Могильный и отправился отдыхать на скамейку штрафников на несколько дней.

Арбитр объясниться так и не сумел.

В концовке матча с чехами за бронзу Олимпийских игр в Турине один из самых спокойных внешне и доброжелательных нападающих российского хоккея совершил поступок, которого ожидали от кого угодно, но не от него. При счете 0:2 не в пользу России Павлу Дацюку все-таки удалось пробить Томаша Вокоуна – шайбу в сетку он направил с лета. Но арбитр встречи, швед Томас Андерссон, лишил россиян последней надежды, разведя руки в стороны – он усмотрел игру высоко поднятой клюшкой.

– В чем дело? – вопрошал Павел, но понимая по выражению арбитражного лица, что он не отступит, врезал тому плечом, за что немедленно получил дисциплинарный штраф, а сборная России – гол в пустые ворота спустя пару минут.

– Гол Дацюка был чистый. Поэтому Паша разозлился, – вспоминает эпизод вратарь сборной России Евгений Набоков. – Но что поделаешь?.. Тут уж на совести судьи…

За средний палец Брежневу – расстрел!

В истории хоккея ярчайший эпизод, связанный с угрозой в отношении судьи, случился во время Суперсерии-72. Игрался последний восьмой матч в Москве. Трибуны были переполнены. От результата игры зависел победитель всей серии. Канадцам нужно было выигрывать, и только в основное время. Остальные расклады североамериканцев не устраивали.

Их опасения касательно европейских арбитров оправдались быстро. Когда на табло горело 2.25 с начала матча, чехословацкий рефери Батя отправил на скамейку штрафников Уайта. Через 36 секунд другой арбитр, немец Компалла, усадил рядом с Уайтом Пита Маховлича. Чуть более 30 секунд понадобилось сборной СССР на реализацию лишних.

Свисток судьи не в пользу канадцев раздался вновь меньше чем через минуту. За блокировку был удален Жан-Поль Паризе. Нападающий был вне себя от ярости. Обматерив и чеха, и немца, в знак устрашения он разбил неподалеку от них об лед клюшку. А когда за неспортивное поведение ему приплюсовали еще «десятку», нервы Паризе окончательно сдали, и он, одолжив цельное орудие хоккейного труда у кого-то из партнеров, сделал круг вокруг судейского полукруга и направился бить Компаллу по кумполу. Он уже замахнулся, но одумался в последний момент. Судьи в те времена шлемов не носили. И не посети Паризе случайно пролетавшее мимо благоразумие, последствия могли быть самые печальные, на фоне которых удаление франко-канадца до конца матча казалось бы детским лепетом.

Поплатиться в том памятном матче мог и судья за воротами Виктор Дамбровский. После того как Курвуайе сравнял счет (5:5), арбитр не зажег красный свет за воротами. Один из руководителей канадской делегации Алан Иглсон, сидевший на трибуне, помчался, не боясь споткнуться на ступенях, выяснять отношения с Дамбровским. Советская милиция остановила вспыльчивого мужчину и стала оттаскивать.

– Откуда ни возьмись появились солдаты. Мне стало по-настоящему страшно. Они схватили меня за шкирку и волоком потащили куда-то. Мне показалось, на Лубянку, – вспоминал потом Иглсон.

Эту сцену увидел нападающий Маховлич. Перемахнув через бортик, он стал кричать на милиционеров и тыкать в них клюшкой. Тут же подоспели товарищи по Канаде. Игроки вырвали Иглсона из цепких рук органов и сопроводили до скамейки сборной. Алан сотрясал торчащим из кулака пальцем, а помощник тренера Джо Сгро, одетый во все красное, обличил тот же неприличный жест, только через руку. Как пояснили позже оба: это все адресовалось Дамбровскому.

– Покажи мы то же самое сидящему на трибуне Брежневу, нас бы наверняка просто расстреляли на месте! – смеялся позже Иглсон.

В наше время игроки не забывают поступка Паризе. Во время локаута-2004/05, когда работа арбитров порой не выдерживала никакой критики, пару раз срывался нападающий «Динамо» Максим Афиногенов. По сравнению с Паризе, его поведение было, конечно, в разы миролюбивее. Но стучал клюшкой и замахивался Максим тоже эффектно.

А совсем недавно, во время чемпионата мира в Канаде, от работы на турнире Международная федерация хоккея отстранила арбитра, засчитавшего гол в ворота сборной США в матче с Финляндией.

Ту игру, напомним, обслуживала российская бригада Буланов – Поляков. Во время броска защитника Койстинена шайба вошла в ворота, распоров снаружи сетку, но счет стал 2:1… Рефери, отвечающий за видеопросмотры спорных эпизодов, невесть как усмотрел, что все в рамках правил.

ИИХФ отреагировала на протест сборной США, вызванный поражением 2:3…

С битой за свистком

Били судей не только игроки и тренеры. Высший руководящий состав также не чурался силовой борьбы с рефери. В 2002 году председатель правления «Салавата Юлаева» Тагир Даукаев впечатляющим ударом уложил на лед москвича Сергея Карабанова. После финальной сирены, возвестившей поражение уфимцев от «Мечела» 1:2, Карабанов вместе с двумя другими арбитрами направились обменяться рукопожатиями с руководителями и главными тренерами клубов. Даукаев протянул руку. Но только для того, что бы заехать Карабанову по физиономии. Рефери от такого приветствия получил сотрясение мозга и три шва на лице. Агрессор отделался штрафом в 10 000 рублей. Челябинские милиционеры предложили Карабанову написать заявление, но арбитр отказался.

– Не хочу доставлять неприятностей «Салавату». У них и так тяжелая ситуация, – сжалился московский судья над руководителем, который впоследствии руководил «Молотом-Прикамье» и подмосковным «Химиком».

На этом фоне болельщики, пускающие судей на мыло, вызывает скорее ощущение будничности… В 2003 году в Уссурийске крепко досталось Антону Захарчику, главному арбитру матча приморского чемпионата между «Спартаком» из Уссурийска и «Востоком» из села Чугуевка. Уссурийцев он удалял чаще, чугуевцы этим пользовались…

В перерыве спартаковскому фанату захотелось поквитаться. Он проник в судейскую, где нанес Захарчику нокаутирующий удар в лицо и скрылся. Мужественный арбитр решил продолжить работу на матче. Cо смазанными зеленкой ссадинами на обеих скулах, Антон направился к площадке, но тут дрогнули чугуевские хоккеисты. Заявив, что опасаются за свою безопасность, они потребовали охрану и вскоре покинули Уссурийск в сопровождении милицейского эскорта.

Другой болельщик из Орска после развала Советского Союза, наверное, зарабатывал на жизнь «братком». Уж очень специфический метод общения со столичным судьей Александром Зайцевым он выбрал. Спустя несколько часов после окончания второй встречи высшей лиги «Южный Урал» – «Амур», когда Зайцев вместе с помощниками выходил из такси, к нему подбежал «бычок». Треснув на ходу со всей бычьей дурью арбитра по голове, он скрылся в подворотнях. Александр с трудом поднялся и снова сел в такси. Вернувшись в Москву, он перво-наперво отправился в травмпункт…

В Новокузнецке местного варвара удалось остановить. Kогда «Кузня» ничего не могла противопоставить «Ак Барсу», он ну очень хотел противопоставить себя рефери. С криком «Ща ты у меня в зоопарке детей будешь по кругу катать, зебра немытая!», он помчался напролом. Не добрался… Однако на 50 000 рублей клуб все равно оштрафовали.

Два чуда в одном Ярославле

Арбитров неоднократно «бортовали» во время матчей вместо противника и вместе с ним. Падение судьи часто вызывает оживление и одобрение на трибунах. Случай, произошедший полтора года назад в Ярославле, был, на первый взгляд, из разряда рядовых. Там даже в борт арбитра Цыплакова никто не толкал. Все произошло насколько просто, настолько чревато. В конце второго периода Юрия Цыплакова случайно и, как казалось, слегка задел плечом Григорий Шафигулин. Однако последствия этого игрового столкновения для 36-летнего рефери едва не оказались фатальными: Цыплаков получил перелом грудины, который привел к внутреннему кровотечению в плевральной полости, и ушиб сердца. Несмотря на повреждение, арбитр доработал период до конца. В перерыве его состояние ухудшилось. На третью двадцатиминутку вышел резервный арбитр Сергей Семенов.

Цыплакова доставали с «того света», призвав под цвета Ярославля и лучших столичных врачей. Его состояние оценивалось медиками как «крайне тяжелое». Кровопотеря составила около пяти литров. Были проведены ряд операций, сделано переливание крови. Большую часть нахождения в больнице Цыплаков жил за счет приборов искусственного поддержания функций организма.

– Врачи говорят, что мне помогло выкарабкаться хорошее здоровье и отсутствие вредных привычек, – вспоминает Цыплаков. – А так… В приметы я не верю, конечно… Но то, что произошло в ярославском Дворце спорта, иначе как мистикой не назовешь. Ведь в истории хоккея подобных случаев не было. Удар Шафигулина был несильным, но игрок, видимо, попал в какую-то уязвимую точку на груди. Надорвалась артерия и началось кровотечение. Я всегда носил на груди цепочку с крестиком. А тут, незадолго до того матча в Ярославле, потерял…

Арбитр сейчас мечтает вернуться на площадку. Настраивает на позитив, что врачи разрешают ему легкие ледовые тренировки.

Работа судьи может стать и поводом для иска к третьему человеку. Так, недовольный проигранным «Авангарду» матчем (2:5) Василий Тихонов, сын и помощник тогдашнего главного тренера ЦСКА Виктора Тихонова, заявил на пресс-конференции:

– Это купленное судейство! Мы здорово играем сейчас. Нас просто сплавляют...

Президент «Авангарда» Анатолий Бардин откликнулся сразу.

– Он подает в суд Василия Тихонова «за клевету», – грозно сообщила пресс-служба «Авангарда».

Две минуты «за запах изо рта»

Чудили не только с судьями. Чудили и сами судьи. В третьем дивизионе чемпионата Швеции на лед вышел пьяный помощник главного арбитра. На матче между клубами «Свег» и «Хальсингегарденс» только Регины Дубовицкой не хватало – был полнейший «Аншлаг» в худшем его проявлении. Сильно нетрезвый арбитр неоднократно промахивался мимо рта в тщетной попытке засвистеть. Осознав очередную осечку, швед вздумал подать звук по-есененски – засунув в рот два пальца. В результате – оплевал проезжавшего мимо хоккеиста. Когда арбитр не мог вспомнить жест «атака игрока, не владеющего шайбой», он не церемонился – показывал просто свое отношение к такому поступку, чем вызывал вытягивание шеи диктора по стадиону и истерический гогот трибун.

– Некоторых жестов, с помощью которых он объяснял свои решения, вообще не существует в хоккейных правилах, – улыбался потом тренер «Свега» Хокан Нильссон.

Чем дальше длился матч, тем чаще падал и хватался за бортики судья. Одному из защитников он решил выписать штраф за то, что у того дурно пахло изо рта.

– Зубы чщщщщ… Зубы чщщщщ… Зубы чисти тщательней, – наконец проговорил он, и тут же поправился. – А-а, у тебя ж они выбиты… Немедленно вставить! Что за бардак! Что за безобразие! На хоккей без зубов приходят. Совсем распоясались! Что б в следующий раз с зубами был. Иначе – дисквалифицирую. А сейчас – две минуты «за запах изо рта».

Терпение игроков и главного судьи лопнуло во втором перерыве. Загульного свистуна отвели в раздевалку, где он с удовольствием охладился пивком. Остаток игры отсудили два арбитра.