4 мин.

Крошки с чужого стола

В 96-м россияне вернулись с пятым местом из Атланты в безутешном горе. Тот результат был доселе самым неудачным для команды с учетом Олимпиад советской поры (он повторял результат Мюнхена-72). Но сегодня, похоже, парней Владимира Максимова готовы если не носить на руках, то ободряюще похлопывать по могучим плечам. Мол, и так совершили то, во что никто не верил, проявили характер.

Характер — понятие абстрактное. Его можно сполна продемонстрировать и перетягивая канат на дачной лужайке. Жаль, в олимпийскую программу этот вид соперничества никогда не включат…

Если же оценивать ситуацию без прикрас, то понимаешь: пекинский итог пока никак не нарушает тенденцию поступательного регресса мужского российского гандбола после сиднейского золота, взятого на излете века минувшего. Если, конечно, не брать за новую точку отсчета передовых свершений тринадцатое место на январском чемпионате Европы в Норвегии. От него и впрямь можно долго плясать, зарабатывая комплименты.

Характера россиянам хватило лишь на то, чтобы при головоломном стечении обстоятельств, когда все зависело не от них, а от спортивной порядочности датчан и немцев, шагнуть в плей-офф из группы. О том, как соотносились в групповом раунде факторы благоприятные и не очень, можно спорить до хрипоты и бесконечности — в зависимости от того, что хочешь доказать. Когда исходы четырех из пяти матчей умещаются в диапазоне от нуля до двух мячей разницы, нетрудно убедительно выстроить любую аргументацию.

Потому принципиально важным считаем оговорить лишь один нюанс. Пожалуй, это был случай беспрецедентно лояльного в отношении россиян судейства на топ-турнирах. А невероятный ляп украинской пары Вакула — Людовик в концовке поединка с египтянами (они диаметрально разошлись в трактовках, но возобладала неверная — в пользу нашей команды) и вовсе обещает стать самым потрясающим на турнире.

Но, похоже, наша команда выжгла слишком много эмоций в ожидании решения своей судьбы. В четвертьфинальном бою с французами она была морально оустощена. Парни так и не смогли ни разу повернуть вспять неблагоприятное течение матча. Хотя, если взглянуть на ситуацию чисто умозрительно, шансы проглядывали. Самый главный: не задалась игра у лучшего гандболиста мира Николы Карабатича. После смазанного пенальти Клод Онеста отважился даже отозвать звезду в резерв на большую часть первого тайма. Вкупе с травмой Жерома Фернандеса это, по существу, лишало «трехцветных» их феноменальной задней линии. Из регулярно бросающих персонажей в ней оставался только Даниэль Нарсисс. Тот сыграл блестяще, но компенсировать отсутствие привычных партнеров высокой персональной результативностью, конечно, не мог.

Результат сделала французская передняя линия: темнокожие края Люк Абало и Оливье Жиро да примкнувший к ним линейный Бертран Жиль. Это они расстарались на десятиминутном отрезке первого тайма, выигранном французами 5:0, после которого перевеса в счете соперники не упускали.

Критический для победителей момент выдался лишь за девять минут до сирены. Но рулевой французов задул искру тревоги своевременным тайм-аутом. Заметим, что «трехцветным» не довелось пустить в ход еще один заведомый козырь: показатель надежности суперголкипера Тьерри Омейе вышел идентичным невыдающемуся совместному «процентажу» Олега Грамса и Алексея Костыгова.

Самой загадочной фигурой в игровых построениях команды Максимова вновь стал разыгрывающий Виталий Иванов. Он в очередной раз ограничился минимумом креатива и успел к перерыву перевести позиционное наступление в состояние легкой дремы. В прежних пекинских матчах положение спасал Василий Филиппов. Но теперь выход этого легконогого и лишенного комплексов диспетчера запоздал.

Кивок на Иванова хорошо иллюстрирует ущербность кадровых принципов Максимова. Разыгрывающий такого уровня никогда не попал бы на Олимпиаду, выступай он за любой российский клуб, кроме максимовских «Чеховских Медведей». Демонстративная ставка главкома сборной исключительно на «своих» (плюс неприкасаемые легионеры-ветераны Денис Кривошлыков и Эдуард Кокшаров) еще со времен афинской бронзы стала главным тормозом мужской национальной команды. В ней фактически нет конкуренции. Как нет ее и в чемпионате страны, где большинство игроков заведомо лишены карьерных перспектив. Если, конечно, их не пригласят в чеховский клуб.

Однажды, осенью 2004-го, Максимов из сборной уже уходил. Ненадолго. Нынче он снова назначил отставку на день олимпийского финала. Если не передумает, осталась всего пара матчей. Подобрать крошки со стола, за которым когда-то россиян почитали главным гостем…

Гандбол. Мужчины. 1/4 финала

Франция — Россия — 27:24 (13:10)

Франция: Омейе, Карабуэ; Динар, Бюрде, Г.Жиль (1), Б.Жиль (4), Нарсисс (9), Жиро (4/1), Карабатич (2), Абало (7), Гигу.

Россия: Грамс, Костыгов; Филиппов (1), Кривошлыков (1), Евдокимов (2), Черноиванов (4), Растворцев (3), Каманин (1), Асланян, Кокшаров (5/4), Ковалев (3), Дибиров (1), Игропуло (3/2), Иванов.

Штрафное время: 4:4.

Пенальти: 2/1:8/6 (Грамс парировал бросок Карабатича — Кокшаров бросил в перекладину и мимо ворот).

Ход игры: 0:1, 1:1, 3:4, 5:4, 6:7 (12), 10:7 (22), 13:8, 13:10 — 15:10, 15:12, 18:13, 21:15, 22:17 (47), 22:21 (51), 25:21, 27:24.