3 мин.

Императорская гордость

«Когда-нибудь он станет лучше Оуэна, Рауля и Вьери», – так несколько лет назад сказал про Нихата икона турецкого футбола Хакан Шукюр. Утверждение спорное, но, по крайней мере, на данный момент Нихат точно лучше самого Шукюра, без которого тренер турок Фатих Терим решил обойтись на Евро.

Нихата открыл и в 1997-м привел в молодежную команду «Бешикташа» Хурсер Текиноктай – один из самых успешных турецких скаутов. В те годы мало кто предполагал, что когда-нибудь Нихат возьмет на себя обязанности голеадора, а тем более вытеснит из сборной Шукюра. Из быстрого, легкого парня делали правого вингера – и в 17-летнем возрасте посчитали готовым для основного состава «Беша». Адаптационный период в главной команде для Нихата проходил с трудом. Ему казалось, что старожилы стамбульского клуба попросту игнорируют «зеленого» новичка. Не чувствовал юноша поддержки и со стороны тогдашнего главного тренера «Черных орлов» Джона Тошака. Но однажды, после утренней тренировки, валлийский наставник лично подошел к нему, вручил ему мяч и отвел на задворки стадиона. Нарисовав на стене круглую мишень, Тошак попросил Нихата начать расстреливать ее мячом. Кахведжи попал точно в круг один раз, второй, третий…

Примерно через полчаса избиения круга Тошак отпустил Кахведжи с необычного занятия, ничего ему не сказав. Неделю спустя Нихат обнаружил свое имя в заявке на ближайший матч. Премьера прошла на ура: юноша сразу же забил гол за «Бешикташ». Уже следующий сезон Кахведжи провел крепким игроком стартового состава и в ближайшие пять лет еще не раз заставил «Инону» распевать свое имя.

А в 2001-м Джон Тошак вновь подкинул Нихату приятный сюрприз. Возглавив «Реал Сосьедад», валлиец вскоре пригласил туда и своего бывшего подопечного. Переезд Нихата на Пиренеи был осуществлен зимой 2002-го; остаток кампании он привыкал к реалиям испанского первенства. Лето того года также не принесло особой радости Нихату: выдающийся для турецкой сборной азиатский мундиаль он просидел на лавке, а сан-себастьянский клуб вместо Тошака возглавил француз Денуа. Зато именно он отправил Кахведжи в атаку, создав мощнейшее турецко-сербское соединение Нихат – Ковачевич. Тогда, в сезоне-2002/03, Нихат отгрузил соперникам 23 мяча, Дарко добавил еще 20, а сан-себастьянский клуб до последнего оборонял первую строчку от притязаний «Реала». Впечатленная пресса дала форвардам «Сосьедада» совместное прозвище «Little & large» – такое же в 70-е было у связки небезызвестного Нихату Джона Тошака и Кевина Кигана. В интересе к Нихату тогда подозревали Алекса Фергюсона, но то ли денег у «Юнайтед» не хватило, то ли испанцы уперлись, а в Манчестер турецкий форвард не перебрался.

Увы, в последующие годы на былые высоты результативности Нихат уже не взбирался. Да, ему стабильно покорялась отметка в десять мячей за сезон, но этого уже не хватало, чтобы вдохновить «Сосьедад» хотя бы на место в середине таблицы. Теперь уже было не до «Манчестер Юнайтед» – Нихат тогда всерьез рассматривал предложения от «Спартака» и ЦСКА. Но переехал, в итоге, в «Вильярреал».

Переехал и сразу же надолго угодил в лазарет, порвав связки колена. Дебютный сезон Нихата в «подводной лодке» даже скомканным не назовешь – 9 игр, 0 забитых мячей. Диего Форлану пришлось тогда отдуваться в атаке за себя и за того турецкого парня. Летом 2007-го уругваец за 21 миллион евро сошел с «субмарины» в мадридском порту. Вместо него «Вильярреал» купил Джузеппе Росси – и у подлечившегося Нихата наладилось с итальянцем превосходное взаимопонимание. 18 голов турка стали его лучшим результатом со времен дерзкой попытки «Сосьедада» взобраться на вершину примеры. Росси, кстати, ростом всего метр семьдесять три – фронтлайну «Вильярреала» неплохо подойдет ярлык «Little & little».

После клубного успеха Нихату была суждена роль лидера турецких атак на Евро. Не стоит и говорить, насколько удачно Кахведжи пока справляется – вряд ли кто-то успел забыть сумасшедшую развязку матча Чехия – Турция. Накануне турнира, говоря о хорватах, – ближайших соперниках турок – многие отмечали оборону как слабое место команды Билича. К началу стадии плей-офф дыр в защите «огненных» не обнаружено – возможно, пробить их предстоит именно «восьмерке» сборной Турции?

Что касается той таинственной истории со стенкой, с которой по сути стартовала карьера форварда, то смысл ее Нихат выяснил, только оказавшись у Тошака в «Сосьедаде». «Мне было интересно, сколько времени пройдет, прежде чем ты пошлешь меня», – ответил экстравагантный валлийский тренер.