3 мин.

Всех уволю!

Признаться откровенно, когда читаешь официальное коммюнике конюшни, посвященное событию, никак не можешь отделаться от мысли, что из итальянца сделали козла отпущения. Вроде бы понимаешь – тяжелое состояние здоровья доки (еще в 2003-м врачи диагностировали у него рак), которое подвигло руководителей концерна к непростому решению, на самом деле могло серьезно ухудшиться, тем более что первые слухи о подобном кадровом ходе появились еще в апреле. Однако в свете последних событий непосредственно в Энстоуне и Вири-Шатильоне волей-неволей ловишь себя на мысли: расторжение контракта в нынешней точке сезона – незадолго до ключевого момента презентации бета версий болидов – лишь составляющая часть неоднозначного плана по масштабной перестройке конюшни.

Для начала обратим внимание на серию массовых увольнений – вторую за последние два сезона. Чуть больше года назад шеф компании Карлос Гон объявил о намерении всерьез сократить бюджет двукратных чемпионов мира. Отчасти это было связано с уходом Фернандо Алонсо и потерей огромного количества спонсоров, отчасти – с не самым твердым финансовым положением концерна как такового. Дабы избежать масштабного падения, было принято решение ежегодно урезать бюджет программы «Ф-1» на 10-15 процентов. Разумеется, без сокращения штата этого произвести было нельзя…

Сейчас ситуация выглядит аналогичным образом (что косвенно подтверждает продолжающиеся проблемы с финансированием «Рено»), но подается прессе под другим соусом. Дело в том, что после возвращения Алонсо в родные пенаты Гон во всеуслышание заявил о приостановлении проекта «минус 15», однако одинаковые траты на параллельное развитие моделей 2008 и 2009 года оказались неподъемными. Чтобы не подставлять шефа и собственное доброе имя, совет директоров пошел на парадоксальное и отчасти глупое решение – уменьшение количества сотрудников. «Под нож» попали научные сотрудники с французской базы, ответственные за совершенствование моторов – по различным данным, мест лишились от 40 до 65 процентов от общего числа специалистов. Объяснили секвестр просто – раз заморожены моторы, такой раздутый штат не нужен. При этом боссы словно забывают о скором введении KERS (разработка которых, у французов уже отстала от ближайших конкурентов на порядок-другой!), о грядущих послаблениях в вопросах омологации силовых агрегатов, наконец, о банальной надежности и совместимости «сердец» с переработанным шасси-09.

Второй момент – перестановки в разделе аэродинамики. Наведенный шорох после минувшего сезона виделся логичным, но чересчур радикальным. Даже при том, что болид по ходовым характеристикам всего за сезон превратился из чемпионского в посредственный, винить в этом исключительно одно подразделение было нельзя. Ну, как, скажите на милость, заставить быстро катиться «коробку», если ее прогоняли сквозь аэродинамическую трубу втрое меньше по сравнению с образчиками-2005/06? Откуда взяться быстрому ходу, если модификации второй половины минувшего сезона оставались лишь на бумаге? Да о чем вообще можно говорить, если Пэт Симондз первый раз осторожно обронил фразу о готовности команды отдать все силы (и средства, что в нашем случае немаловажно!) на разработку модели-2008 уже в конце июля, когда на горизонте календаря маячили требующие особого подхода автодромы Италии, Китая, Японии?!

Вряд ли отставка Тозо изменит ситуацию в положительную сторону. Согласитесь ли вы с тем, что прошедший школу БМВ, «Джордана» и приведенный в «Рено» еще Майком Гаскойном специалист, на совести которого создание чемпионских R25 и R26, враз растерял умения и навыки, а потому не сподобился соответствовать требованиям «Формулы-1» последних лет? Поверите ли в то, что триумвират Деншем – Уайт – Тозо, считавшийся примером для подражания в плане корпоративного и технического сотрудничества на ровном месте потерял наработанный годами опыт? А ведь косвенно именно эти факторы недоброжелатели называли еще в начале года основными поводами к возможной отставке…

Наконец, вызывает вопросы бюджет и темпы развития «Рено» на следующий год. Приблизительная сумма «платежки» нынче равняется 200 млн. «зеленых». Если учесть, что введение новых энергосберегающих технологий влетит конюшне в копеечку, свертывание программы-2008 пока не предвидится (поверим на слово техническому директору «Рено» Бобу Беллу), Флавио Бриаторе обещает любой ценой проплатить продление опциона Фернандо Алонсо минимум еще на год, а французский концерн терпит серьезные убытки на фоне топливного кризиса, то не исключен очередной массовый исход сотрудников из команды уже нынешней зимой. Интересно, останется ли тогда в обойме технического персонала хоть кто-нибудь, к кому можно будет предъявить претензии в случае провального выступления французов в сезоне-2009?