4 мин.

«Трансформеры» поневоле

Увы, невозможность нести финансовое бремя королевских автогонок вынудила почить в Бозе не один десяток конюшен. Причем приказывали долго жить как дружины с богатой историей, так и краткосрочные проекты, задуманные спортсменами-энтузиастами. Из когорты долгожителей первым на ум непроизвольно приходит витиеватый путь «Эрроуза», чьи машины неизменно присутствовали на стартовой решетке элитного класса в течение четверти века. Одна из самых парадоксальных команд пелетона – за 25-летнюю историю, в которую уместились 382 старта, она не выиграла ни одного Гран-при – несмотря на солидный стаж автоспортивной жизни не убереглась от долговых дрязг. Дефицит бюджета вынудил конюшню поначалу сняться с Гран-при Бельгии-02, затем последовало исключение из чемпионата, закончилось же все официальным признанием банкротства в январе 2003. Что любопытно, родился «Эрроуз» на останках дружины «Шэдоу», из-за финансовых неурядиц расколовшейся в 1977 году (американцев разом оставили спонсор Франко Амброзио, конструктор Тони Саутгейт, а также Алан Риз и Джеки Оливер), а спустя два года заявившей о полном распаде.

В состоянии полуклинической смерти регулярно находилась и «Лола», семь раз уходившая и возвращавшаяся в «Формулу-1» в качестве самостоятельной силы. В особо суровой форме кома команды проявилась в 1997-м, когда на Гран-при Австралии Соспири и Россет не смогли пройти квалификационный отбор, отстав от обладателя поула на 11 секунд! Но то была лишь верхушка айсберга. Безнадежность проекта была очевидной еще в ноябре-96: хоть ценой неимоверных усилий и удалось подписать спонсорский контракт с компанией «Мастеркард», но на подготовку шасси к сезону времени элементарно не осталось. Да и финансовые возможности делового партнера оказались довольно скромны – средств не хватило даже на то, чтобы продуть модель в аэродинамической трубе (обязательное условие для сколько-нибудь конкурентоспособной дружины). Плюс изыскать дополнительные резервы из «золотого запаса» меценатов можно было лишь при условии успешных выступлений, а разноцветный «железный конь – из копыт огонь» британцев, еле-еле ползавший по трассе, к этому определенно не располагал. Вот и получилось, что уже к четвертому этапу формульный проект «Лола», не имея и гроша за душой, оказался на грани вымирания и после недолгих «барахтаний» в попытках спасения увенчался крахом. После ликвидации команды ее долги составили шесть миллионов фунтов стерлингов.

Да что там говорить, если даже конюшня, основанная легендарным Джеком «Блэк Джеком» Брэбэмом и совладельцем которой был сам Берни Экклстоун, после трех десятков лет в «Формуле-1» умерла отнюдь не смертью храбрых! Та самая команда, в составе которой австралийский чемпион мира первым на планете выиграл Гран-при, а чуть позже вовсе завоевал титул сильнейшего за рулем болида, названного собственным именем. Та самая, славу в которой снискал Нельсон Пике, безраздельно правивший бал на рубеже 70-х и 80-х. Та самая, где до гениального простые и в то же время фантастически оригинальные идеи реализовывал один из самых талантливых конструкторов минувшего века Гордон Мюррей… Увы, яркий путь британской конюшни закончился в финансовом тупике, поскольку ежегодно возраставшая материальная ноша к концу 80-х оказалась британской дружине не по плечу. Дошло до того, что в 1987-м никто иной, как сам Берни волевым решением снял «Брэбэм» с чемпионата! В надежде сохранить доброе имя, а затем возродить былую славу, которая стремительно тускнела со времен ухода из команды Пике в конце 1985-го, шефы проекта решились даже на продажу бренда швейцарскому бизнесмену. Но и этот ход себя не оправдал: через несколько месяцев «меценат» угодил в тюрьму по обвинению в мошенничестве и взяточничестве в особо крупных размерах, а медленно чахнувшая команда, довлачив скудное существование до 1992 года, в итоге стала частью истории.

К слову, из жертв ненадежности недоброкачественных спонсоров в летописи «Формулы-1» также можно составлять обширнейший мартиролог. Итальянская команда «Адреа Мода» была исключена из состязаний 1992 года, обвиненная в подрывах интересов и принципов спортивных соревнований, поскольку один из руководителей конюшни – Андреа Сассетти – оказался замешан в уголовном деле и решением суда отправлен в места не столь отдаленные за финансовые махинации. Британский «Симтек» пошел по миру после Гран-при Монако-95, поскольку маркетинговому отделу не удалось заключить новый спонсорский контракт – обещания потенциальных инвесторов, надеявшихся «раскрутить» Йоса Ферстаппена, так и остались сотрясанием воздуха. Всего пять лет просуществовала команда Алена Проста, мечтавшего построить успешный проект на остове некогда успешной дружины «Лижье». Однако сделать иллюзию реальностью у француза не получилось – даже доброе имя четырехкратного чемпиона мира не стало достаточной гарантией для финансовых доноров, то уверявших великого пилота в собственной надежности и готовности поддерживать конюшню, то в решающий момент отправлявшихся на попятный.

Наконец, как не вспомнить «трансформеров» последних лет, едва ли не ежесезонно тасовавших вывески после продаж?! «Джордан», перекочевавший в «Мидлэнд», позднее превратившийся в «Спайкер», а в результате перетекший в «Форс-Индию». Или «Минарди», выкупленный «Ред Буллом» и переименованный в «Торо Россо». Или «Стюарт», реинкарнировавший в «Ягуар», а затем оказавшийся «красным быком». Даже казавшийся незыблемым «Тиррелл» стал «БАРом», а закончил метаморфозой в образе «Хонды»…

Наблюдая за подобными калейдоскопическими изменениями расцветок и вывесок в пелетоне, невольно ловишь себя на мысли – кто следующий?