4 мин.

Назад в будущее

Тайны восьмого поворота

Всего за три года проведения гонок на Большой приз Турции у трассы «Истанбул-парк» сложились свой неповторимый образ и свои легенды. Построенную по проекту отца современных автодромов Германа Тильке, ее ставят в один ряд с классическими автодромами 60-70-х годов – скоростными, предоставляющими массу возможностей для обгона, не испорченными многочисленными шиканами. В то же время боксы, пресс-центр и прочие элементы инфраструктуры не в пример старым автодромам просторны и соответствуют духу времени.

Главные особенности закрученного против часовой стрелки «Истанбул-парка» – сочетание трех виражей, выводящих на прямую старт-финиш, и невероятный поворот номер 8, который по сути состоит из четырех небольших, скоростных отрезков трассы. Обе эти части одинаково сложны для прохождения, разница только в том, что в случае ошибки в медленной связке (скорость здесь приходится сбрасывать до 80 километров в час), гонщик рискует уступить свою позицию более удачливым соперникам, а вот если он ошибается в восьмом повороте, то есть все шансы улететь с трассы.

Именно техника прохождения этих виражей решила исход самого яркого противостояния в истории Гран-при Турции – битвы Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо в 2006 году. Последние 12 кругов той гонки прошли в формате сражения двух чемпионов за второе место: в скоростном восьмом повороте Шумахер проигрывал Алонсо, но наверстывал отставание на выходе на стартовую прямую. И хотя испанец отстоял свою позицию, дуэлянтов разделила какие-то 0,081 секунды – практически фотофиниш.

В грядущей гонке непростой характер турецкой трассы проявится еще более ярко: с отменой трэкшн-контроля совладать с машиной здесь будет сложно. То, как пилоты проложат идеальную траекторию между четырьмя апексами поворота номер 8, будет иметь решающее значение, ведь даже самая медленная часть этой секции проходится на 250 км/ч, а перегрузки достигают 4g. Вот уж где не покажется преувеличением некогда популярное сравнение гонщиков «Формулы-1» с космонавтами, вот где слова «пилот» и «атлет» становятся полными синонимами. Нагрузка на мышцы шеи здесь просто фантастическая – еще одно напоминание о трассах старых, добрых времен, где гонялись болиды с граунд-эффектом, оснащенные моторами с турбонаддувом. «Не смотрите, что ростом мал – шея у него как у быка», – писали тогда об Алене Просте…

Характеристики «Истанбул-парка» убийственно сказываются и на резине при том, что наибольшая нагрузка здесь приходится на правую переднюю покрышку. Отличной иллюстрацией этому был прошлогодний взрыв именно этой шины на «Макларене» Льюиса Хэмилтона.

«Бриджстоун» традиционно везет в Турцию два своих самых твердых состава – «медиум» и «хард». Это значит, что при условии сухой погоды, нас вновь ожидает гонка с двумя пит-стопами. Есть, однако, в этом вопросе одно «но». В прошлые годы соревнования проходили под жарким августовским солнцем, сейчас же, если верить синоптикам, максимальные температуры ожидаются в пределах 15-17 градусов. Вполне может быть, что в пелетоне найдутся желающие проехать гонку с одной остановкой и повторить подвиг Педро де ла Росы, который в 2006-м благодаря этой тактике привел свой «Макларен» с 12 стартового на 5 финишное место.

Два с половиной претендента

Когда-то списки возможных победителей гонок по трассам, где ошибки и обгоны были не редкостью, насчитывали с дюжину фамилий. Нам же, несмотря на многообещающее начало сезона, о таком развитии событий остается только мечтать. Во-первых, «Феррари» была явным фаворитом последних гонок, во-вторых, нынешние пилоты Скудерии выиграли на двоих все три Гран-при Турции. Именно Райкконен и Масса являются основными претендентами на победу, при том, что главных подвигов ожидать стоит, все же, от бразильца. 11 очков отставания от Кими – отличный мотив гнать вперед изо всех сил. Тем более, что «Истанбул-парк» – то место, где Фелипе впервые завоевал поул и победил в гонке, а в прошлом году тактически переиграл своего коллегу по команде в борьбе за победу.

Не следует, однако сбрасывать со счетов и «Макларен». Пусть в последнее время «серебряные стрелы» и не блистали в Турции, но Хэмилтон отлично знаком с этой трассой и два года назад провел здесь гонку, о которой будут вспоминать, даже если британец добьется значительных успехов в «Формуле-1». Даром что тогда Льюис выступал за рулем машины GP2 – взлет с 16-го на 2-е место на протяжении всего лишь двух десятков кругов дорогого стоит!

Что же касается «БМВ-Заубера», то гонка двухнедельной давности показала, что баварцев рановато записали в шорт-лист номинантов на победы. Судя по всему, их максимум в предстоящей гонке – финиш на подиуме. Если конечно, фавориты не прекратят соревнования раньше времени.

Впрочем, кто бы ни оказался на верхней ступеньке подиума в воскресенье, интриги и борьбы на трассе, а не в боксах, должно быть в «Истанбул-парке» с избытком. Уж очень хорошо поработал герр Тильке.