Назад в будущее
Тайны восьмого поворота
Всего за три года проведения гонок на Большой приз Турции у трассы «Истанбул-парк» сложились свой неповторимый образ и свои легенды. Построенную по проекту отца современных автодромов Германа Тильке, ее ставят в один ряд с классическими автодромами 60-70-х годов – скоростными, предоставляющими массу возможностей для обгона, не испорченными многочисленными шиканами. В то же время боксы, пресс-центр и прочие элементы инфраструктуры не в пример старым автодромам просторны и соответствуют духу времени.
Главные особенности закрученного против часовой стрелки «Истанбул-парка» – сочетание трех виражей, выводящих на прямую старт-финиш, и невероятный поворот номер 8, который по сути состоит из четырех небольших, скоростных отрезков трассы. Обе эти части одинаково сложны для прохождения, разница только в том, что в случае ошибки в медленной связке (скорость здесь приходится сбрасывать до 80 километров в час), гонщик рискует уступить свою позицию более удачливым соперникам, а вот если он ошибается в восьмом повороте, то есть все шансы улететь с трассы.
Именно техника прохождения этих виражей решила исход самого яркого противостояния в истории Гран-при Турции – битвы Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо в 2006 году. Последние 12 кругов той гонки прошли в формате сражения двух чемпионов за второе место: в скоростном восьмом повороте Шумахер проигрывал Алонсо, но наверстывал отставание на выходе на стартовую прямую. И хотя испанец отстоял свою позицию, дуэлянтов разделила какие-то 0,081 секунды – практически фотофиниш.
В грядущей гонке непростой характер турецкой трассы проявится еще более ярко: с отменой трэкшн-контроля совладать с машиной здесь будет сложно. То, как пилоты проложат идеальную траекторию между четырьмя апексами поворота номер 8, будет иметь решающее значение, ведь даже самая медленная часть этой секции проходится на 250 км/ч, а перегрузки достигают 4g. Вот уж где не покажется преувеличением некогда популярное сравнение гонщиков «Формулы-1» с космонавтами, вот где слова «пилот» и «атлет» становятся полными синонимами. Нагрузка на мышцы шеи здесь просто фантастическая – еще одно напоминание о трассах старых, добрых времен, где гонялись болиды с граунд-эффектом, оснащенные моторами с турбонаддувом. «Не смотрите, что ростом мал – шея у него как у быка», – писали тогда об Алене Просте…
Характеристики «Истанбул-парка» убийственно сказываются и на резине при том, что наибольшая нагрузка здесь приходится на правую переднюю покрышку. Отличной иллюстрацией этому был прошлогодний взрыв именно этой шины на «Макларене» Льюиса Хэмилтона.
«Бриджстоун» традиционно везет в Турцию два своих самых твердых состава – «медиум» и «хард». Это значит, что при условии сухой погоды, нас вновь ожидает гонка с двумя пит-стопами. Есть, однако, в этом вопросе одно «но». В прошлые годы соревнования проходили под жарким августовским солнцем, сейчас же, если верить синоптикам, максимальные температуры ожидаются в пределах 15-17 градусов. Вполне может быть, что в пелетоне найдутся желающие проехать гонку с одной остановкой и повторить подвиг Педро де ла Росы, который в 2006-м благодаря этой тактике привел свой «Макларен» с 12 стартового на 5 финишное место.
Два с половиной претендента
Когда-то списки возможных победителей гонок по трассам, где ошибки и обгоны были не редкостью, насчитывали с дюжину фамилий. Нам же, несмотря на многообещающее начало сезона, о таком развитии событий остается только мечтать. Во-первых, «Феррари» была явным фаворитом последних гонок, во-вторых, нынешние пилоты Скудерии выиграли на двоих все три Гран-при Турции. Именно Райкконен и Масса являются основными претендентами на победу, при том, что главных подвигов ожидать стоит, все же, от бразильца. 11 очков отставания от Кими – отличный мотив гнать вперед изо всех сил. Тем более, что «Истанбул-парк» – то место, где Фелипе впервые завоевал поул и победил в гонке, а в прошлом году тактически переиграл своего коллегу по команде в борьбе за победу.
Не следует, однако сбрасывать со счетов и «Макларен». Пусть в последнее время «серебряные стрелы» и не блистали в Турции, но Хэмилтон отлично знаком с этой трассой и два года назад провел здесь гонку, о которой будут вспоминать, даже если британец добьется значительных успехов в «Формуле-1». Даром что тогда Льюис выступал за рулем машины GP2 – взлет с 16-го на 2-е место на протяжении всего лишь двух десятков кругов дорогого стоит!
Что же касается «БМВ-Заубера», то гонка двухнедельной давности показала, что баварцев рановато записали в шорт-лист номинантов на победы. Судя по всему, их максимум в предстоящей гонке – финиш на подиуме. Если конечно, фавориты не прекратят соревнования раньше времени.
Впрочем, кто бы ни оказался на верхней ступеньке подиума в воскресенье, интриги и борьбы на трассе, а не в боксах, должно быть в «Истанбул-парке» с избытком. Уж очень хорошо поработал герр Тильке.
Я не думаю что вам надо так ругаться. Давайте жить дружно.
>Вот ехать за SC - это опасно, особенно в Монако. А Сбросить 0,5 с на круге - абсолютно безопасно!
В том то и дело, моторы Ф1 не предназначены работать на низких оборотах, а воздух в радиаторы попадает естественным путем, поэтому, двигаясь на небольшой скорости (за пейс-каром, например), есть большой риск перегрева мотора. Например, Физикелла в Бразилии спалил мотор уже после отмашки красным флагом именно по этой причине. А просто лимитировать обороты на определенном уровне и сбросить темп, как это делали Феррари в Испании, это даже очень полезно.
Зарегистрирован 06 августа 2007, написал 1453 комментария
Россия, Ростовская область, Ростов-на-Дону
А где БМВ? :)
\\\ Я думаю что лидеры (Феррари,Макларен БМВ ) тренеровались к тактике которая отличается от Ред Була и Рено
Новый Африканец
Если не считать БМВ, результаты те же, что в Испании. Так что всё хорошо, Кими будет доминировать, а Льюис наступать ему на пятки. Масса совершит ошибку в последнем повороте последнего круга, а Алонсо будет нервировать регулярным попаданием в 10-ку, причём всё ближе к первой её половине :)
Так что всё хорошо, Кими будет доминировать, а Льюис наступать ему на пятки.
\\\ Я смотрел 3-ю практику. Феррари не держит хорошо трассу.Потом КИМИ потерял много времени вчера. Посмотрим
Интересно, сможет ли Масса на более тяжелой машине снова опередить Ряйкина на своей любимой трассе.
Хайки молодец, в практиках смотрелся очень уверенно. Жаль, что в команде с «абсолютным равенством пилотов» из него пока постоянно делают «бензовоза»...
PalexW
А где БМВ? :)
Как всегда в засаде перед квалой и гонкой:)
Lexman
В испании Култхард был вторым в утренней практике и где в квалификации он в итоге оказался.//
То, что Дэйв в квалификации не в состоянии даже повторить свой утренний результат (не говоря уже о том, чтобы улучшить) стало неприятной традицией...
Alain
Зарегистрирован 08 февраля 2008, написал 87 комментариев
Думаю, Хама будут тянуть на поул. Тактику более позднего пита он реализовать не в состоянии, что еще раз подтвердили несколько предыдущих этапов. После Барсы Ронни уже что-то там рассказывал о необходимости агрессивной стратегиии. Думаю, зальется на кругов 17-18.
Интересно, сможет ли Масса на более тяжелой машине снова опередить Ряйкина на своей любимой трассе.
Хайки молодец, в практиках смотрелся очень уверенно. Жаль, что в команде с «абсолютным равенством пилотов» из него пока постоянно делают «бензовоза»...
----------------------------------
Все верно сказано.
Хайкки заставляют выносить горшки,это очевидно.
Новый Африканец.
Зарегистрирован 31 декабря 2007, написал 1639 комментариев
ЮАР
----------------------
Привет,нормально. В предвкушении Турции.
Ай яй я я я яй, убили негра, убили....
Зарегистрирован 11 декабря 2007, написал 515 комментариев
Вообще-то за это банят - прямое оскорбление форумчанина.... Давайте построже к себе. М Д не подарок, но не надо становиться с ним на одну ступеньку.
alex8951
Зарегистрирован 20 февраля 2008, написал 172 комментария
cayman
Зарегистрирован 11 декабря 2007, написал 515 комментариев
Вообще-то за это банят - прямое оскорбление форумчанина.... Давайте построже к себе. М Д не подарок, но не надо становиться с ним на одну ступеньку.
------------------------------
С первой частью согласен,а со второй нет. Что значит становиться на одну ступеньку? Я никогда не позволял себе оскорблять участников форума,тем более что это малолетнее существо в игноре как полный ноль.
Мыльный пузырь лопнул на трассе,так теперь к цирке будет выступать?)
Ща ознакомлюсь с опусом)
---придурок ты лучше видео посмотри))))
Зарегистрирован 17 ноября 2007, написал 2183 комментария
Канада, Монреаль
Не понял,при чем фото клоунского представления мистера просера к прологу ГП Турции?:))))
Мыльный пузырь лопнул на трассе,так теперь к цирке будет выступать?)
Ща ознакомлюсь с опусом)
\\\ Микола привет! Как дела?
Зарегистрирован 20 февраля 2008, написал 171 комментарий
Новый Африканец.
Зарегистрирован 31 декабря 2007, написал 1635 комментариев
ЮАР
Андрей, отправил немнохко , смотри почту....
\\\ Спасибо.
Зарегистрирован 22 марта 2008, написал 549 комментариев
Украина, Донецкая область, Мариуполь
Тезка! Да это так Андрей его называет! Щадящий режим.... :)))) Ты абсолютно прав... И я прав - двигатель Кими пойдет вторую гонку. И непростую... Помолимся...
Зарегистрирован 31 декабря 2007, написал 1635 комментариев
ЮАР
Андрей, отправил немнохко , смотри почту....
Зачем тогда этот щадящий режим нужен, если он опаснее номинального?
Вот ехать за SC - это опасно, особенно в Монако. А Сбросить 0,5 с на круге - абсолютно безопасно!
Мыльный пузырь лопнул на трассе,так теперь к цирке будет выступать?)
Ща ознакомлюсь с опусом)
Зарегистрирован 31 декабря 2007, написал 1635 комментариев
ЮАР
Андрей, я даже затрудняюсь сказать, что для этих двигателей лучше -работа на хлостом ходу или в полный рост.
\\\ Исходя из законов физики то работа в щадящем))))
Андрюша... Ты говоришь про двигатель своего мерса.... Тут же еще и охлаждение... При существующих уменьшенных воздухозаборниках. Он и, то рассчитаны не на щадящий режим... Поэтому щадящий режим еще опаснее номинального... Вообще, эксплуатация двигателя с ограниченным ресурсом - вещь неблагодарная.
\\\ Исходя из законов физики то работа в щадящем))))
Зарегистрирован 31 декабря 2007, написал 1633 комментария
ЮАР
\\\ Этот мотор работал на полную только первых 15 кругов в Испании все остальное время Феррари ехали в щадяшем режиме.
Андрей, я даже затрудняюсь сказать, что для этих двигателей лучше -работа на хлостом ходу или в полный рост.
\\\ Этот мотор работал на полную только первых 15 кругов в Испании все остальное время Феррари ехали в щадяшем режиме.
Я рад, что Кими показал приличное время. Удачи нашему просыхающему, нормальному человеку....ЛИДЕРСТВА НЕ ДОЛЖЕН ПОТЕРЯТЬ.