5 мин.

Французский просчет

Пролог

После короткой программы первые шесть мест распределились между основными фаворитами. Неожиданностью стал только лидер: канадский фигурист почти не рассматривался как кандидат на мировой подиум в этом сезоне. Однако после чистого проката он с суммой 82,10 оказался на первом месте. Разрыв между ним и Брианом Жубером, занимавшим шестое, составлял 4,35 балла, что на практике может быть сокращено за счет тройного ритбергера, базовая цена которому – 5 баллов ровно. А между этими фигуристами расположились Джонни Вейр, Дайсуке Такахаши, Томаш Вернер и Стефан Ламбьель. Все силы были сосредоточены в одном месте.

Именно это и подкосило конкурентов больше всего. Наверное, уже очень давно борьба за золотую медаль не была такой непредсказуемой и напряженной. И фигуристы посыпались, как осенние листья.

Не выдержал Такахаши, упав на четверном тулупе, коснувшись рукой льда на тройном акселе. При заявленной базе в 65,20 балла он получил всего 64,15 за технику. Не смог вытянуть чудное фламенко Ламбьель, допустив ошибки в тройных акселе и флипе и четверном тулупе. Он тоже потерял в баллах: с 67,26 опустился до 63,04. Всякое самообладание потерял Вернер, который из всех прыжков выполнил только тройной флип, за что судьи поставили его в произвольной программе аж на двадцатое место.

Удивительно, как после всего этого смог настроиться на хороший прокат американец Вейр. В его программе, впрочем, не было каскада из тройных прыжков, единственный четверной он недокрутил, а тройной флип прыгнул не с нужного ребра. Зато по пластике и эмоциям, которые он продемонстрировал зрителям, не было заметно, что он нервничает.

Предпоследним на лед вышел действующий чемпион мира Бриан Жубер. И вот тут-то и началась настоящая драма.

Первый акт

У француза было полно времени, чтобы оценить обстановку. Он посмотрел на уже отмучавшихся соперников и прикинул, сколько ему нужно набрать, чтобы обойти главных из них – Вейра, в активе которого было 221,84 балла, и Такахаши, набравшего 220,11. Чтобы обогнать их, хватило бы 222 баллов ровно, а значит, нужно было набрать за произвольную около 145 баллов. Для этого было достаточно прыгнуть только один четверной.

Вот он и прыгнул. Попутно получив штраф за каскад тройной флип – тройной тулуп (за прыжок с неправильного ребра), а также сделав просто нелепый каскад двойной аксель – тулуп в один оборот. К тому же судьи оценили «французские вращения» лишь вторым уровнем.

Если бы Жубер решил еще подстраховаться, он бы выбрал для исполнения другой каскад, например, с тройным акселем и двойным тулупом. Он стоил бы 8,8 балла, а не 4,29, как получилось.

К тому же вместо одного тулупа стоимостью в 9 баллов Жубер мог бы исполнить каскад из двух – четверного и двойного, и все это «ушло» бы по цене 10,3. Таким образом, базовая стоимость программы составила бы 74,20, что лишь на 0,73 меньше заявленной стоимости программы Баттла. Неизвестно, насколько хорошо Жубер исполнил бы такую программу, но фигурист вполне мог выиграть, учитывая то, что он и так обошел соперника по компонентам программы. Но всего этого не произошло по простой причине: француз не принял всерьез канадского соперника и ориентировался только на результаты уже откатавшихся фигуристов.

Второй акт

Характер и стойкость Бриана Жубера могут вызвать только восхищение. Так уверенно показать свое превосходство, прождав своей очереди несколько часов, может только спортсмен с душой чемпиона. Да и прокат был чемпионским по своему настроению. Завершив его, француз победно закричал, а зал отозвался овацией. Дальше последовала уж совсем чемпионская точка: ритуальный поцелуй льда. Все кричало о том, что он выиграл. Оценки и смирившийся Вейр уже подтверждали это. На выходившего на лед Баттла Жубер смотрел уже снисходительно: мол, ты моей медали все равно уже не отберешь.

Заключительный акт

Сложно сказать, что помогло Джеффри Баттлу выступить так блестяще в оба дня. Светлый и неунывающий парень, возможно, уже тоже поверил в триумф Жубера. И выходил на лед с желанием просто хорошо покататься. А, как известно, ничего не бывает серьезнее такого легкомысленного настроения – именно оно помогает сворачивать горы.

Канадец безошибочно выполнил все свои прыжки и вращения, базовый уровень которых был выше, чем у Жубера. Он не получил за них ни одного штрафа, да к тому же легко и быстро пробежал положенные дорожки. Уже на середине программы было ясно, что вручить медаль французу зрители поспешили.

Баттл получил за программу 163,07 и по сумме двух первых мест вышел в безоговорочные лидеры. Единственное, что омрачает размышления о неожиданном чемпионе, это отсутствие у него четверного прыжка. Большинство основных его соперников начали именно с провала на этом элементе, то есть старались выполнить его во что бы то ни стало. Но Баттл доказал, что для того, чтобы стать чемпионом, необязательно прыгать выше головы. Достаточно просто прыгнуть – но чисто.

Кстати, российский фигурист Сергей Воронов по этой дорожке не пошел: в его программе есть четверной прыжок. Безупречный прокат, а также неудачи соперников позволили ему занять четвертое место в произвольной программе, и седьмое – в общем зачете. А ведь после короткой он был только 15-м. Теперь же сборная России может привезти на следующий чемпионат двух фигуристов. Задача-максимум выполнена на все сто.