6 мин.

Андрей Чернышов: «В такой игре сложно найти плюсы»

- Впечатление от игры «Спартака», наверное, не самое приятное?

- Конечно. И результат не удовлетворил – сокрушительное поражение со счетом 0:3. Хотя первые минуты встречи настраивали на оптимистичный лад: «Спартак» начал довольно уверенно, провел несколько хороших атак, но уже к середине первого тайма «Марсель» завладел преимуществом, которое затем стало подавляющим.

- Возможно, это у «Олимпика» была такая тактика: отдать «Спартаку» инициативу в первые минуты, заманить в ловушку – и захлопнуть клетку.

- Я думаю, что, с одной стороны, так и было, но с другой – французы хотели посмотреть, в какой футбол будет играть «Спартак», потому что «Марсель» не имел возможности наблюдать за нашим клубом в официальных играх. Кубок Первого канала – не показатель, поскольку там в каждом матче меняли множество игроков. Товарищеские матчи – тем более. «Марселю» нужно было время, чтобы увидеть расстановку, схему действий. И когда они поняли, что красно-белые предлагают, то перешли к своей игре.

- «Спартак» проиграл «Марселю» во многом в скоростной командной игре. Ожидаемо?

- Естественно, что преимущество должно быть у команды, которая в этот промежуток времени находится в игровом тонусе, играет в чемпионате. В отличие от «Спартака», у которого была достаточно внушительная пауза. Поэтому скорость у «Марселя» была выше – и индивидуальная, и командная. Ясно, что в концовке они имели преимущество в «физике». Наверное, красно-белым стоило действовать еще больше от обороны, но само имя команды подразумевает атакующий стиль. Здесь, пожалуй, стоило наступить на горло собственной песне, сконцентрировавшись на обороне.

- Может быть, оборона была не готова к такой нагрузке? Ошибок ведь она совершила немало: что Ковач со Штранцлем в центре защиты, что Моцарт и Титов – центральная ось полузащиты.

- Да, проблемы в обороне были. Можно говорить о том, что в таком составе защита играла впервые, в результате травм других оборонцев. Настораживает то, что в центре обороны действовали опытные футболисты. И если совершать ошибки могут молодые крайние защитники, то от Ковача и Штранцля должна была исходить уверенность. Да и Моцарт, игравший на такой важной позиции, как опорный полузащитник, и Титов, капитан команды, провели данный матч ниже своих возможностей. Когда же лидеры – не один, а несколько – выпадают, сложно сыграть удачно.

- Не кажется ли вам, что центральный защитник – не позиция Ковача, который до прихода в «Спартак» был опорным хавбеком?

- Ковач – игрок универсальный, но изначально все-таки опорный полузащитник. И в сборную Чехии он привлекается на эту позицию. Конечно, такой футболист способен некий промежуток времени провести на позиции центрального защитника, но когда у него лучше получается в средней линии, когда играл он там чаще, то постоянно действовать в защите ему сложно и, как следствие, допускаются ошибки. Однако надо подумать, какой выбор был у Станислава Черчесова – кого еще он мог выпустить на эту позицию? Он не от хорошей жизни был вынужден перевести Ковача в оборону. Сыграло за это решение и то, что в прошлом сезоне Радослав провел несколько очень неплохих матчей на этой позиции.

- Но если посмотреть, то позиции последнего защитника, эдакого столпа обороны – проблема не одного сезона. За последние годы лишь Неманья Видич смог прикрыть эту зону. Почему же селекционная служба не может никак найти достойного кандидата?

- «Спартак» ищет. После Видича действительно было несколько попыток найти замену. Пробовался Жедер, который казался одним из сильнейших защитников чемпионата. Купили и Рената Сабитова, способного прикрыть позицию и опорного полузащитника, и центрального и крайнего защитников. Но красно-белые – настолько специфическая команда, которая требует от защитника не только успешных оборонительный действий, но и умения начинать атаку. Таким был Видич – не случайно он оказался в «Манчестер Юнайтед». Думаю, «Спартак» сейчас пытается найти игрока, похожего на Видича, однако это – сложно. Дело даже не в деньгах: те футболисты, которые могли бы заинтересовать «Спартак», играют в ведущих первенствах и не горят желанием их покидать. Поэтому, наверное, клубу стоит рискнуть и сделать такой ход, который в свое время «Зенит» сделал со Шкртелом, а «Локомотив» – с Ивановичем. Сейчас питерцы приобрели молодого защитника из Словакии. Вот и «Спартаку» надо найти подобного перспективного футболиста, с хорошими данными, и постараться вырастить из него суперигрока.

- Вы отметили, что Титов и Моцарт сыграли ниже своих возможностей, но никого из них Черчесов не заменил. Почему, например, не выпустили Шоавэ вместо Титова, укрепив тем самым центральную зону? К тому же сообщалось, что Титов плохо готов физически…

- Все-таки поменять харизматичную личность, многолетнего капитана, духовного лидера – это шаг, на который не каждый решится. Как говорил Константин Иванович Бесков, харизматичный игрок должен либо играть, либо его вообще не должно быть в команде, потому что ситуация может перевернуться против тренера. Да, Егор выпадал, но мы знаем, что его сильнейшее качество – организация игры, атакующих действий. А в этом матче получился провал в центре поля, ему пришлось отойти в оборону, участвуя в большей степени в отборе. Вспомним середину и концовку второго тайма, когда Егор совершил несколько нехарактерных для себя ошибок. Титова нельзя рассматривать отдельно от Моцарта, который тоже не выполнял того, что необходимо было делать в этом поединке.

- Отсутствие организованной игры – это также следствие плохой физической готовности?

- Независимо от класса команды все приходит через игры. Все равно существует предсезонная подготовка, когда вспоминаются старые связи или наигрываются новые. Поэтому, на мой взгляд, на плохом взаимопонимании футболистов «Спартака» и при оборонительных, и при атакующих действиях сказалось отсутствие игровой практики.

- Как же тогда объяснить, что питерский «Зенит» смотрелся не хуже испанского «Вильяреалла»?

- Стоит сравнить опыт тренеров, которые руководят командами. У Станислава Черчесова это первый сезон, когда он готовит клуб и к чемпионату, и к матчу Кубка УЕФА с серьезным соперником. Для него тут тоже было много нового, неизведанного. Конечно, в подготовке к этой встрече он допустил какие-то ошибки. Не следует все же забывать, что «Зениту» предстоит еще игра в Испании, где «Вильярреал» в родных стенах будет совершенно другой командой.

- Возможно ли, что дело в разнице приоритетов: «Зенит» хочет побороться за Кубок УЕФА, а «Спартак» желает сконцентрироваться на первенстве и не форсировать подготовку?

- Тренеры могут говорить, что они отдали приоритет какому-то одному соревнованию, но я еще не встречал ни одного наставника, который говорил бы игрокам: «Давайте в этом турнире поучаствуем так себе, а вот тот у нас будет главный». Если так ставиться вопрос, то проигрыш одного соревнования повлечет за собой поражение и в другом. Надо вырабатывать психологию победителей, закладывать уверенность в собственных силах. Если «Спартак» готовится только к чемпионату, то не было необходимости выставлять основной состав. Не думаю, что расставлены какие-либо приоритеты: для команды, претендующей на победу в первенстве, входить в сезон с такими поражениями непросто.

- В каком ключе следует действовать красно-белым в ответном матче: сделать выводы, забыть все как страшный сон и выставить второй состав или играть основой в полную силу?

- Не соглашусь с теми, кто говорит, что все уже решено и лучше проверить молодежь. Надо выходить основе, наигрывать связи, чтобы через эти встречи достойно начать чемпионат, тем паче что в первом же туре игра с «Зенитом». К тому же в футболе все возможно. Забьет «Спартак» в первые минуты один или два мяча – и все будет совсем по-другому выглядеть.

Евгений СИНИЧКИН