3 мин.

Оранжерея Коноплева

Приморский – самый обычный поселок в Самарской губернии. Ближайший город – Тольятти, имея массу иных примечательностей, главным образом знаменит тем, что назван в честь итальянского коммуниста. Когда взору посельчан открылась гигантская стройплощадка, всем дружно в голову пришла мысль о пасторальном сооружении для олигархов. Но когда стало очевидно, что вместо коттеджей воздвигается футбольный интернат, на смену праведному раздражению пришло искреннее недоумение.

Сейчас это одна из самых успешных футбольных школ в мире, после смерти ее основателя Юрия Коноплева в 2006-м перешедшая под крыло созданного по инициативе Романа Абрамовича фонда «Национальная академия футбола» – органа, выплачивающего зарплату тренеру сборной России Гусу Хиддинку. В российском первенстве цвета школы защищает команда «Крылья Советов-СОК», в минувшем сезоне занявшая шестое место во втором дивизионе (зона «Урал-Поволжье») и ставшая победительницей международного турнира во Франции. А в 2006-м шесть ее представителей завоевали золото чемпионата Европы для 17-летних в составе юношеской сборной России.

Месяц назад состоялась и первая продажа игрока в клуб премьер-лиги – полузащитника Игоря Горбатенко в московский «Спартак». Еще двое – нападающий Дмитрий Рыжов (лучший снайпер «Урала-Поволжья»-2007) и защитник Антон Власов – близки к переходу в ЦСКА. Такое впечатление, что параноидальные мифы времен холодных войн о русских лабораториях и теплицах, выращивающих спортивные таланты, на самом деле правда.

Родился Коноплев в Ростове-на-Дону в 1968-м. Там же начал заниматься футболом под руководством известного тренера Сергея Горшкова, однако звезд с неба не хватал и поступил на военную службу. На «гражданку» вернулся после распада Советского Союза и занялся бизнесом, постепенно заработав репутацию блестящего и в то же время порядочного предпринимателя (большая в ту пору редкость).

Но когда он решил вложить 30 млн долларов в капитальное строительство футбольной академии, одни обвинили его в «эксплуатации подростков», другие – в безоговорочной капитуляции как бизнесмена. Коноплев же всегда настаивал на том, что это не бизнес-проект, а хобби, инвестиции в футбольную славу России. В 2003-м школа распахнула свои двери, и он поклялся, что создаст команду, которая победит на ЧЕ для 17-летних в 2006 году и на Олимпиаде-2012, а на клубном уровне – в Лиге чемпионов-2015.

Он привлек к работе две сотни лучших детских тренеров страны и потратил еще 13 млн долларов на создание уникальной материально-технической базы. В интернате проходят обучение около тысячи мальчишек со всей России, получающие не только полные пансион и образование, но даже небольшую стипендию.

- Коноплев был максималистом, – рассказывает Горбатенко. – Своим помощникам он всегда твердил: «Будете работать просто хорошо – завтра же уволю! Делать все нужно на высшем уровне!» В академии царил железный порядок, а безопасность обеспечивалась на уровне секретной военной базы – мышь не проскочит. Когда кто-то говорил, что его академия не уступает академиям «Аякса» или «Челси», он всегда раздражался: «Не уступает, а превосходит!» И он был прав. Приезжие специалисты всегда признавали, что таких искусственных и натуральных полей, как у нас, они больше нигде не видели. А когда родители отказывались отпускать своих вундеркиндов за тысячи километров от дома (а такое случалось довольно часто), их тоже приглашали в академию и после знакомства с ее шикарными условиями возражения отпадали сами собой.

Вскоре после континентального триумфа Коноплев скончался от инфаркта в 38 лет, успев дожить лишь до выполнения первого пункта своего плана. Какое-то время казалось, что лишенная покровительства школа загнется, но на выручку пришел фонд Абрамовича. Какое отношение школа имеет к «Челси», история умалчивает, но в декабре 2006-го «Крылья Советов-СОК» совершили турне по Англии именно по приглашению владельца «синих», проиграв их академии 2:3. Разнесся даже слух, что Рыжов – автор дубля – вскоре может перебраться на «Стэмфорд Бридж». Теоретики конспирологии, конечно же, вспомнят, что ЦСКА не так давно спонсировался «Сибнефтью» – бывшей нефтяной компанией Абрамовича, но на самом деле прямой связи здесь нет.

В России, а в российском футболе в особенности, найти негатив проще простого. Но только не в нашем герое; человек мечтал и оставил наследие. Последние десятилетия российский футбол функционирует ниже своих возможностей. Кто знает, быть может, Академия имени Коноплева поможет ему наконец реализовать свой потенциал.

Перевод Андрея КАРНАУХОВА