6 мин.

Картина Рафаэла

Мерцающий в тумане

Ко Адриансе, во главе с которым «Аякс» шагнул в 21-е столетие, так и не сумел пополнить трофейную коллекцию клуба, совершив за полтора года сотрудничества с голландским грандом по сути лишь один поступок, достойный искренней благодарности посетителей «Амстердам-Арены» ( а заодно и «Нордбанк-Арены», и в будущем, быть может, «Местальи» или туринского «Олимпико»).

Именно Ко пришла в голову идея крепко вплести 17-летнего уроженца Северной Голландии в атакующий венок своей команды. «Аякс» рубежа веков представлял собой довольно депрессивное учреждение – с туманным финансовым климатом и смутными перспективами развития, – однако Рафаэл сумел замерцать и на столь мрачном фоне. Вторгнувшись на позицию левого центрального хавбека, дотоле считавшейся вотчиной Рихарда Витчге, ван дер Варт в дебютном для себя сезоне-2000/01 обворожил сначала Голландию, а позже – и весь Старый Свет своими изящно-энергичными игровыми повадками. Пластичный хавбек не ограничивал сферу применения своих врожденных способностей и обретенных навыков тем сектором поля, куда его отрядил Ко Адриансе. На бумаге Рафаэл размещался левее опорного хавбека Галашека, на поле же он вспыхивал где угодно, но суть оставалась исконной: если с мячом ван дер Варт – соперник, жди беды. 7 голов в премьерном сезоне – лишний показатель незамкнутости Рафаэла внутри тисочных схем Адриансе.

Чужой среди своих

Библия голландского футбола гласит: в королевстве Нидерландов схема 4-3-3 должна применяться на всех мыслимых уровнях – в клубах и сборных. А потому и столь ранимые (во всех смыслах) творческие натуры, как ван дер Варт, хотят они того или нет, обязаны втискиваться в сухие цифры хрестоматийной расстановки. Сия необходимость, быть может, и не позволила выходцу из малюсенького Хемскерка прямиком из «Аякса» рвануть в его любимую Испанию (откуда родом его мать), а также засиять всеми красками в составе сборной на Евро-2004 и ЧМ-2006.

В клубе Рафаэла то и дело задвигали на левый фланг (это практиковал и Адриансе, и Куман, и Блинд), а в сборной Марко ван Бастен повадился эксплуатировать 24-летнего выдумщика в роли правого вингера. Отчасти это сковывало свободолюбивого художника, не являющегося все же типичным голландским полузащитником (дает о себе знать испанская кровь). Рафаэл предпочитает в одиночку стоять за штурвалом, держа все атакующие потоки под своим единоличным контролем, – а это не очень-то вписывается в канву «оранжевого» футбола.

Впрочем, не только здравый эгоизм (вполне, к слову, свойственный плеймейкерам остальной Европы) послужил причиной завихрений, случившихся на карьерном пути ван дер Варта. Склонность к перманентным хворям, сгубившая не одну игроцкую судьбу, является, увы, бичом и Рафаэла. Впервые он надолго выбыл из строя осенью 2001-го, но, едва залечив больное колено к апрелю будущего года, почти сразу же повредил его повторно – причем еще серьезнее. При этом, несмотря на все неурядицы со здоровьем, ван дер Варт забил в сезонах-01/02 и 02/03 вкупе 34 мяча, не позволив зачахнуть интересу к себе со стороны «Барсы», «МЮ» и «Ювентуса».

Дик-первопроходец

Первым тренером, кто пусть и ненадолго, но все же решился заточить конструкцию своей команды под ван дер Варта, оказался Дик Адвокат. В отборе к Евро-2004 тогдашний рулевой голландской сборной по-своему интерпретировал непоколебимые 4-3-3. «Оранжевые» играли с двумя опорниками, двумя вингерами и центрфорвардом, а внутри этой условной трапеции циркулировал отремонтировавший свое колено Рафаэл, наконец обретший полную свободу передвижений. Однако к старту финального турнира плеймейкер умудрился расплескать свое вдохновение, вынудив Адвоката экстренно избавлять голландскую сборную от вандервартозависимости.

Последовавшие за Евро-2004 события оказались еще менее позитивными: в товарищеской встрече со шведами ван дер Варта поломал партнер по «Аяксу» Златан Ибрагимович, впоследствии благополучно слинявший в «Юве». А вернувшись в строй, Рафаэл угодил под нескончаемый поток бранной критики амстердамских масс-медиа – 21-летнего хавбеку инкриминировалась излишняя страсть к гламурным вечеринкам. Ван дер Варт вместе со своей подругой (ставшей позднее супругой), виджеем и моделью Сильвией Мейс, действительно буквально не вылезал со светских раутов, не считая это чем-то зазорным.

А вот тренеры «Аякса» – Роналд Куман, а затем и Данни Блинд – считали иначе. А потому, когда весной 2005-го охлаждение отношений между Рафаэлом и его клубом достигло низшего градуса, было принято решение разойтись по-хорошему. Приняв едва ли не первое же поступившее предложение, амстердамцы без сожалений спровадили одного из самых знатных своих воспитанников в «Гамбург», которому для заключения сенсационной сделки хватило всего-навсего 5,5 млн евро – больше могли дать только суперклубы, но они на ту пору слегка поостыли к забуксовавшему диспетчеру.

Идеальная трибуна

В не самом преуспевающем на тот момент клубе Германии ван дер Варту предстояло укреплять заходившую ходуном репутацию и ему это, как ни странно, удалось – причем, в кратчайшие сроки. Тренер «Гамбурга» Томас Долль предоставил своему самому раскрученному рекруту идеальную трибуну для плеймейкерского вольнодумства, разместив его на вершине полузащитного «даймонда», – а Рафаэлу только это и надо было. Почувствовав себя главарем ганзейской банды, ван дер Варт наворотил уйму страшных дел (чего стоит хотя бы победа над «Баварией»); и не было в сентябре-октябре 2005-го во всей Европе более успешного и неистового футболиста, чем 23-й номер команды с «АОЛ Арены».

Увы, треклятые травмы настигли ван дер Варта и на севере Германии, вырвав у него почти всю середину сезона. Но, во-первых, инерции, набранной осенью, «Гамбургу» хватило, чтобы завершить сезон в зоне ЛЧ, а, во-вторых, сам Рафаэл, несмотря на болячки, успел-таки забить тогда в общей сложности 14 мячей.

Следующий сезон «Гамбурга» вполне уместно назвать «похмельным». Последствия феерического выступления в предыдущем чемпионате пагубно сказались на команде Томаса Долля: расставшись с тремя ключевыми персонами – Буларузом, ван Бейтеном и Барбаресом, – ганзейцы банально не выдюжили в двухфронтовой борьбе, провалившись по обоим направлениям. Ван дер Варт, разумеется, схлопотал дежурную травму – на сей раз лодыжки, – а выздоровев, обнаружил на тренерском посту уже своего соотечественника – Хуба Стевенса, стихийно вытягивавшего ганзейцев из низин бундеслиги. Новый рулевой переформатировал схему с 4-3-1-2 на 4-2-3-1, нимало не посягнув при этом на полномочия Рафаэла, сохранившего за собой должность организатора атак.

К взлету готов

Минувшим летом ван дер Варт вновь оказался в центре крупной трансферной заварушки, в которую поочередно ввязывались «Бавария», «Ювентус», «Реал» и «Валенсия». Однако шеф правления «Гамбурга» Бернд Хоффманн, год назад пустивший с молотка большинство лидеров, решил сменить тактику и на сей раз отмел все предложения касательно своего плеймейкера, отказавшись даже контактировать с резидентами заинтересованных клубов.

Рафаэл и не думал скрывать своего негодования: «Год назад правление клуба год заверило меня, что примет предложение от большого клуба. И вот, «Валенсия» предложила за меня 14 млн, но с ней даже не стали разговаривать. А ведь Валенсия является моей большой голубой мечтой – там живут мои бабушка и дедушка, сейчас им 80 лет, и я мечтаю однажды сыграть в их городе».

Разочарованный любящий внук с головой ушел в работу – в отличие от иных коллег, попадавших в схожие ситуации, Рафаэл не стал капризничать или протестовать. Вместо этого, на старте сезона он показал, возможно, лучший футбол в своей карьере (забивая в семи матчах подряд – а это повторение рекорда легенды клуба Уве Зеелера), сделав еще один шаг навстречу своей мечте.

…Разгон до предельной скорости, шасси убраны, ван дер Варт к взлету готов.