4 мин.

На камень

Для молодых сербов, подавляющее большинство из которых ничего, кроме родной страны, в жизни толком не видело, и никогда еще не зарабатывало больших денег, почти армейская манера руководства Ивковича – идеальный вариант. О том, насколько жестко этот тренер относится к дисциплине, ходят легенды. Никакого отступления от общего меню на командном обеде, никаких возражений и сомнений. На площадке, в раздевалке, в гостинице. И ни у одного игрока сборной не может возникнуть даже мысли о недовольстве происходящим. Потому что эти мальчики – продукт, выработанный сербской баскетбольной системой. И речь даже не о системе спортшкол и молодежных команд. Речь о системе ценностей, о национальной баскетбольной культуре. И легендарный тренер Душан Ивкович в этой системе – один из краеугольных камней. Шанс поработать с этим полубогом для молодого игрока сборной – подарок судьбы (и это подтвердят не только сербы, спросите хотя бы Сергея Быкова).

С нашей сборной такой номер не прошел бы. Она – не продукт системы, потому что никакой системы у нас нет. Зато у нас есть большая страна, которая богата лесами, реками, нефтью и талантами. У нас есть самородки, каждый из которых на первом своем этапе был огранен по-своему. В результате кропотливой и действительно гениальной работы нашего тренера-ювелира из них уже во второй раз сложена блистательная композиция, которая может сверкать самыми разными способами. Это действительно уникальная работа, ведь Блатту нужно было составить эту мозаику из 12 элементов, выбирая всего из пары десятков игроков. С огромным количеством дополнительных сложностей. Если относится к этим драгоценным камням как к солдатам – результат сильно разочарует. Они не засверкают ни все вместе, ни каждый в отдельности.

Только не подумайте, что я пеняю игрокам нашей сборной за то что они «не такие, как сербы». Ни в коем случае. Не дай Бог быть «такими». Для этого надо было бы повзрослеть в стране, которая пережила болезненный раскол. И, к сожалению, знать, что такое авианалет на главный город твоей страны. Ведь у того поколения, что играет сейчас в сборной России юность тоже пришлась на совсем не благополучные 90-е, но это нельзя сравнивать с настоящей войной. Я не считаю это преимуществом сербов. Уверен, они сами отказались бы от такого «преимущества». Просто эти команды сильно отличаются друг от друга. Игроки нашей сборной прошли другие испытания – испытания большими деньгами и небольшим игровым временем. Они тоже профессионалы, и Блатт относится к ним именно так. Не столько требуя, сколько ожидая от них полноценной работы на тренировках и полной самоотверженности на площадке. И он получает и то и другое. И он выигрывает матчи.

Еще одно принципиальное различие этих юных команд. Команда Ивковича – старше. Не по тому возрасту, что вы найдете в заявке. Дуда пришел в сборную после ее провала на Евробаскете-2007 и сразу дал понять, что будет строить новую команду. С этой командой он еще прошлым летом, накануне Олимпиады (на которую сербы конечно не ездили), обыграл сборную Блатта в Москве, а потом решил вопрос поездки в Польшу. Когда Дэвид еще играл на Олимпиаде с теми парнями, которые выиграли в Мадриде, Ивкович вовсю обстреливал свою молодежь. И Блатт, конечно, не мог поступить иначе, он делал все правильно. В Пекин должны быть ехать именно те игроки, которые путевку завоевали. Так что Дуда выиграл целый год. А год – это очень много. Вы представляете себе разницу между командами первоклассников и второклассников? Через пару лет они совсем подравняются, но пока этот год – большое преимущество. А Блатту, может, и не нужно будет столько времени. Мы видели, с какой скоростью могут прогрессировать его команды.

Вчера наша коса напоролась на хорошо подготовленный камень. Не помог ни лишний день отдыха, ни то, что сербам еще и переехать в другой город пришлось за последние сутки. Ивкович вышел на матч с конкретным планом по остановке Мозгова (хотя такой план мог созреть и у самого Крстича, который в этом отряде находится в звании сержанта). Тимофею грамотно противостояли индивидуально, и его пик-н-роллы с Понкрашовым оказались вдруг очень внимательно изученными. При этих «двойках» Антона стерегли в первую очередь от передачи, и мы потеряли свое, пожалуй, самое любимое и эффективное оружие.

И что же теперь? Вернулись на землю? Увидели «истинное лицо этой сборной»? Ну да. Только истинное ее лицо мы с вами наблюдали последние полторы недели. Истинное лицо – это не проваленная вторая четверть и зевки в обороне в концовке. Лицо – это Моня, при десятиочковой разнице за пару минут до конца бросающийся на паркет за мячом в центре поля. Истинное лицо – это Фридзон, забивающий свои трехочковые без промахов и играющий так хитро, что сербы, получающие на нем свои фолы в нападении, хватались за голову: «Да ты что, реф! Он же прикидывается!» Ну да, прикидывается. И не умеет это не хуже вас. И Быков, забивающий свои штрафные, – тоже ее истинное лицо. И конечно Вяльцев, выступающий с речью во время перерыва. И мне это лицо очень нравится. Я его даже люблю.