4 мин.

Конец сказки

Первый из четвертьфинальных поединков, в котором должны были играть братья-славяне, Россия и Сербия, обещал стать матчем между баскетбольными близнецами. Федерации обеих стран декларировали долговременный план подготовки сборных команд к лондонской Олимпиаде-2012, и команды, привезенные обеими странами, выглядели чуть ли не тождественно: обе молодые, незвездные, ставящие перед Евробаскетом одинаковые цели (пробиться на чемпионат мира), подчиненные безапелляционной дисциплине сильного тренера и строящие игру, прежде всего, от зубодробительной обороны.

Исходя из всего этого, ожидалось, что матч будет малорезультативным и интересным разве что тактическими задумками и бескомпромиссной борьбой. Но первая четверть опровергла ожидания всех: обе стороны преподнесли друг другу сюрпризы в атаке, а отличавшая их защита не могла приспособиться к новинкам. В итоге – 45 очков на двоих (24:21). Подопечные Блатта построили игру за счет активности краев: Маккарти и Фридзон, а после вышедший на замену Зозулина активно подключались, барражировали на подступах к трехсекундной, поражая цель со средней дистанции или, угрожая броском, находя под кольцом партнера. Значительный перевес на щитах (9 к 4) и высокий процент попаданий вылился в преимущество российской команды по итогам первой десятиминутки.

Находка Ивковича была, может, менее изящна, но более действенна. Поняв на примере хорватов и греков, пытавшихся затоптать россиян под щитом, что эта затея малоперспективная, сербский рулевой постарался сыграть гораздо глубже, растянув российскую защиту. С одной стороны, это помогало задействовать Ненада Крстича в боях один на один с Тимофеем Мозговым: сербский центровой набрал за первый отрезок 9 очков. С другой, когда кто-то пытался «большого» подстраховать, в защите образовывались дыры, которые особенно характерны были на периметре, где злодействовали Трипкович с Величковичем.

Абсолютно в аналогичный баскетбол сербы продолжили играть и во второй четверти. На месте Крстича оказался уже Перович, набравший за вторую десятиминутку 11 очков. Утяжеленная передняя линия в лице Бьелицы, Мачвана и Перовича сломила сопротивление за отскоки (3 к 11), а в целом пятерка, которую составляли также Маркович и Тепич, прихватила оппонентов настолько плотно, что у россиян даже не получалось выбрасывать мяч в сторону кольца. Сербы придавливали команду Блатта прессингом, вынуждая терять мяч, защищались плотно и грязновато один в один, удачно страховали друг друга, когда мяч доходил до Тимофея Мозгова, и заставили слаженное доселе нападение россиян рассыпаться на груду невразумительных индивидуальных действий, стимулируя активный рост потерь (10 по итогам первой половины). Сложно сказать, был ли побит рекорд по самому продолжительному незабиванию мяча в кольцо, но проклятие снять удалось только за две с половиной минуты до финальной сирены: Келли Маккарти наказал получивших пять командных фолов соперников одним штрафным. Всего же во второй четверти наши набрали четыре очка. Порыв Келли, уже к тому времени очевидно игравшему через боль, поддержал трехочковым Сергей Моня.

Если шансы на «камбэк» после первой половины казались призрачными, то через пять минут, когда засуха с нашей стороны продолжилась, а сербы продолжали методично душить последние голоски надежды (34:54), показалось, что играть уже все бросили и готовятся к матчам за место на чемпионате мира. Но короткое появление на площадке Егора Вяльцева неожиданно зажгло команду. Подопечные Блатта «включили» прессинг, вынуждая теперь уже сербов терять мяч, ухватили позиционное нападение противника в тиски (Соколов в эти минуты уверенно смотрелся против Перовича, а Паунич в качестве разыгрывающего смотрелся явно не к месту) и начали активнее действовать в защите, разрывая зону резкими проходами под щит или последующими скидками на периметр. В итоге, когда четверть заканчивалась со счетом (43:54), а Вяльцев кричал на скамейке «Ща догоним их, б****», ему хотелось верить.

Но появившаяся первая пятерка сербов вновь поставила все на свои места. По итогам встречи подборы был безнадежно проигран (25-33), а также бросалось в глаза разительное количество результативных передач (10 к 18). Сербы продолжили активно двигать мяч в нападении, выводя на открытые броски игроков задней линии (8 из 18 трехочковых (44 процента) по итогам встречи): очередное дальнее попадание Трипковича обозначило 16-очковое преимущество (43:59). Дальше Ивкович совсем уж распоясался и выпустил Мирослава Рудулицу. Две минуты пребывания того на площадке обернулись очередным мини-рывком россиян, которому способствовали три дальние атаки Мони и Фридзона. Но с уходом неготового пока юноши разрыв опять стал увеличиваться. При этом игроки Блатта все же сражались и вырывали мяч (как это сделал Моня, нырнув под Тепича), но мазали с линии штрафных, не забивали из простых ситуаций и разве что дали возможность Тимофею Мозгову поправить статистику и порадовать публику красочными данками. Как сказал после матча Дэвид Блатт, «есть игры, когда можно делать самые разные заявления и придумывать самые разные отговорки. Это не такой матч. Соперники доминировали во всех категориях. Очевидно, какая команда сегодня была лучшей».

Сборная России перестала быть действующим чемпионом и теперь поборется в утешительном турнире за места на чемпионат мира.

Сербия – Россия – 79:68 (21:24, 20:4, 13:15, 25:25)

СЕРБИЯ: Тепич (2, 5 фолов), Теодосич (12 + 4 передачи), Трипкович (18), Величкович (13 + 5 подборов), Крстич (10) – старт; Паунич (3), Попович, Бьелица (2 передачи + 5 подборов), Маркович (3), Перович (13), Мачван (5), Радульица.

РОССИЯ: Быков (9), Фридзон (15), Маккарти (7), Моня (12 + 3 перехвата), Мозгов (10 + 6 подборов) – старт; Понкрашов (4 + 4 передачи), Зозулин (7), Воронцевич (3 фола), Курбанов, Соколов (4), Вяльцев.