4 мин.

Все на выход!

Вкратце напомним ситуацию, которая спровоцировала конфликт. Едва над «Нюрбургрингом», где проходил Гран-при Европы, разверзлись небесные хляби и начался ливень, пелотон направился в боксы на смену резины. Спид и его напарник Витантонио Лиуцци, воспользовавшиеся стартовой неразберихой и значительно улучшившие изначальные позиции (партнеры пробились из глубин второй десятки в очковую зону, где сподобились закрепиться), не стали рисковать и последовали примеру конкурентов. Правда, перед заездом на пит-лейн американец обогнал итальянца и первым предстал перед изумленными механиками, которые готовились обслужить основного пилота. На то, чтобы преодолеть оторопь, сориентироваться в изменившейся диспозиции и «переобуть» тандем работникам «Торо Россо» понадобилось полторы минуты (для сравнения: бригада специалистов «Феррари», столкнувшаяся с аналогичным недоразумением, управилась за 30 секунд, позволив Кими и Фелипе не отстать от группы лидеров). Негодующий Спид вернулся на трассу, потеряв уйму позиций, а через пару сотен метров и вовсе признал поражение, не удержав на траектории аквапланирующий болид. Едва выбравшись из кокпита, полный праведного гнева американец рванулся к капитанскому мостику «быков», дабы пожаловаться на слабую работу персонала, однако его пыл моментально охладил Франц Тост, возложив ответственность за инцидент непосредственно на гонщика, причем сделал это не в самых печатных выражениях. Скотт решился было продемонстрировать несогласие с «политикой партии» и уже развернулся, чтобы хлопнуть дверью, но функционер пресек «финт», схватив бунтаря за комбез и изрядно потрепав. «Мордобой» предотвратил Герхард Бергер, разнявший драчунов и заставивший коллегу извиниться за хамское поведение… Тем не менее через пару дней американец был уволен (мотивировка – «слабые спортивные результаты» без какого-либо намека на скандал), а на его место на два сезона приглашен Себастьян Феттель (к слову, трансфер обошелся «быкам» в 570 тысяч евро).

Итак, чем же не подошел конюшне американский гонщик? Во-первых, стиль пилотирования Скотта остался на уровне картинговых серий, которых спортсмен выиграл бесчисленное множество (уже после дебютных побед на молодого парня обратили внимание шефы программы поддержки талантов «Ред Булл», впоследствии давшей Спиду путевку в жизнь). Даже серия GP2, где янки выступал в 2005-м и, к слову, занял третье место вслед за Нико Росбергом и Хейкки Ковалайненом, не послужила толчком к прогрессу. Спид по-прежнему не учитывал нюансов работы на торможении при входе в повороты, зачастую «не замечая» базовых точек для начала движения рулем, при попытках обгона не учитывал последствия маневра для «соседей» по гоночному полотну, не считал необходимым корректировать траекторию болида при выходе из виражей. В результате калифорниец попадал в объектив оператора после совершения ошибок или инициирования очередной аварийной ситуации. Честно говоря, с трудом верилось, что гонщик проводит работу над ошибками на брифингах после Гран-при – отличником на трассе (в отличие от цивильной жизни, где Скотт окончил школу «с золотой медалью») он так и не стал…

Второй нюанс – стиль поведения, избранный американцем. Типичный «янки», предварявший каждый ответ на вопрос журналистов протяжным «yeah!», не боялся критиковать руководство и выносить на всеобщее обозрение проблемы конюшни. Если Герхард Бергер, в прошлом также не самый покладистый пилот, прощал питомцу юношеский максимализм, то Франц Тост не приветствовал подобный подход к делу. С течением времени отношения между сторонами стремительно ухудшались: австриец требовал результата и более усердного труда с максимальной отдачей, тогда как Спид считал прилагаемые усилия достаточными и пенял на недоработки болида.

Наконец, профессионализм Скотта явно оставлял желать лучшего. Лишний вес, который преследовал гонщика на предсезонных тестах, выяснение отношений с напарником на виду у прессы, пассивность в доведении болида, что не раз отмечали руководители конюшни (даже терпеливый Бергер порой не выдерживал и жалил лентяя критическими стрелами), – с подобным инструментарием в «Формуле-1» возможно закрепиться будучи гением от природы (чего Спиду явно не дано), либо имея влиятельных спонсоров, способных оплатить участие в восьмимесячном марафоне от первого этапа до последнего.

Как ни крути, увольнение американца выглядит стратегически верным ходом команды из Фаэнцы. Однако видеть в лице юного Феттеля мессию преждевременно. Согласимся, отменными выступлениями в Евросерии «Ф-3» и Мировой серии «Рено» он завоевал признание, получив работу тест-пилота «БМВ-Заубер», однако до титула «второй Михаэль», которым гонщика окрестили многие немецкие издания, спортсмен явно не дотягивает. Взять хотя бы труды во время гоночных уик-эндов. Себастьян действительно был постоянен, показывал добротную скорость и практически не совершал ошибок. Однако мало кто помнит, что работа велась при минимальном уровне топлива в баках, на свежих покрышках и в практически отстроенном болиде (напомним, вундеркинду доверяется лишь общая обкатка узлов – так называемый «тест на прочность» – нежели поиск оптимальных решений для Гран-при). К тому же у немца нет опыта выступлений на высоком уровне: одно дело, когда от тебя ждут элементарного финиша на быстрой машине (как это было в США), другое – надежды боссов на частое присутствие в очковой зоне за рулем кара средней руки (да и то являющегося таковым только на бумаге). Феттелю еще предстоит выработать собственный стиль пилотирования в «Формуле-1». Пока же последний являет собой синтез приемов Быстрого Ника и Роберта Кубицы: аккуратность при атаке поворотов (плавный поворот с целью выдержать идеальную линию траектории), которая меняется агрессивной работой рулем при помарках (резкими доворотами «баранки» Себастьян пытается компенсировать упущенные сотые секунды). Правда, подобная тактика не всегда приносит плоды. Во-первых, втопление педалей газа и тормоза еще не доведено да автоматизма, что провоцирует «пролеты» мимо ключевых точек виража, а во-вторых, в попытках спасти положение резкими точеными движениями рулем машина зачастую вовсе сбивается с пути и уходит в занос (нечто подобное наблюдалось в венгерской квалификации). Так что юному дебютанту «Торо Россо» предстоит проделать немалый объем работ и многому научиться, дабы всерьез заявить о себе в королевском классе.