3 мин.

Маленькая война – большие потери

Для начала разъясним суть конфликта. В соответствии с иском, поданном руководством скудерии, суд Модены возбудил уголовное дело в отношении одного из опытнейших и преданных конюшне сотрудника – Найджела Степни, прошедшего все ступени в иерархии команды: от простого механика до руководителя оперативного гоночного подразделения. Человек, приглашенный под знамена «Феррари» Россом Брауном, в немалой степени способствовал прогрессу «алых» начала 2000-х, что не раз подчеркивал Михаэль Шумахер, работавший со специалистом в тесном контакте. Однако маранелльские боссы уверены: в сезоне-2007 Степни совершил серию противоправных действий в отношении 14-кратных чемпионов мира, включая промышленный шпионаж и саботаж.

В отношении последнего ситуация более или менее ясна. После Гран-при Монако участились слухи о диверсии, совершенной в боксах апеннинцев. Мол, воскресным утром некто из высокопоставленных специалистов инициировал добавление белого порошка неизвестного происхождения в бензобаки болидов Массы и Райкконена, после обнаружения которого детали машин были заменены в экстренном порядке. Что касается информационного теракта, здесь единства во мнениях нет. Доминирует версия, согласно которой Найджел, используя собственный отпуск в служебных целях, появился на тестах «Хонды», проходивших в атмосфере строжайшей секретности, – любая видео- и фотосъемка пресекалась на корню. Предполагается, что сведения о посещении специалистом испытаний и послужили «Феррари» сигналом к действию – скудерия попыталась предотвратить передачу информации повышенной важности конкурирующей фирме.

Логичность обвинений подрывается множеством парадоксов, сопутствующих скандалу. Приведем лишь несколько подводных камней, позволяющих усомниться в искренности побуждений маранелльцев. Во-первых, пару месяцев назад Степни оказался козлом отпущения в негласном противостоянии итальянской (триумвират Доменичали – Альмондо – Балдиссьери) и британской (люди Росса Брауна) группировок внутри «Феррари». Взаимная неприязнь и конфронтация вылилась в интервью специалиста журналу Autosport, где были резко осуждены трения между лагерями, которые, по его мнению, разлагают коллектив и препятствуют прогрессу «алых». Реакция руководства не заставила ждать: «правдоруба» понизили в должности, отдав на откуп отдел, отвечающий за развитие модели-2007, заодно лишив права посещать этапы чемпионской гонки. В ответ, Найджел объявил о нежелании продлевать срок контракта, истекающего зимой нынешнего года, а также во всеуслышание подтвердил готовность рассмотреть любые варианты трудоустройства (к слову, пригрозив забрать с собой ряд ведущих работников скудерии). Согласитесь, возбуждение уголовного дела – отличная игра «на опережение» со стороны скудерии, дабы подмочить репутацию специалиста, а заодно отвадить возможных претендентов на его опыт и знания (заинтересованность в услугах Степни до скандала успели выказать «Хонда» и «Тойота»).

Найджел Степни и Росс Браун

Во-вторых, вызывает изумление сама процедура преследования. Иск в отношении специалиста был подан в тот момент, когда Найджел находился в отпуске. Руководство скудерии утверждало, что в течение месяца связаться с ним не было никакой возможности, чему поверил прокурор, назначивший общественного адвоката. Но не прошло и недели, как функционер вышел на связь с британской прессой и дал пространную отповедь обвинителям. По утверждениям Степни, боссы «Феррари» были в курсе его местонахождения, так как регистрация путевки на Филиппины, где пребывал специалист, проходила через туристическую фирму команды и была оформлена за месяц до отъезда! Помочь следствию могла личный адвокат Найджела, также заранее уведомленная о планах клиента, но суд не посчитал необходимым привлекать ее к делу.

Как ожидается, дело протянется не один день. Степни уверен, что руководство хочет очернить его доброе имя, за 15 лет работы не запятнанное грязными трюками, тогда как шефы скудерии сотрясают воздух заявлениями об обладании неопровержимыми доказательствами вины работника (последние участились после обыска в доме обвиняемого). Кто прав, кто виноват – покажет время. Пока же рискнем дать собственную оценку произошедшему.

Дело напоминает маленькую победоносную войну, так необходимую политикам для отвлечения народа от глобальных проблем государства. В случае с «Феррари» руководству выгодно перевести стрелки внимания поклонников и спонсоров с отсутствия командного прогресса и раскола в правящих кругах в плоскость «охоты на ведьм» – поиска саботажника и предателя, оскорбившего честь конюшни. При этом на второй план отходят сбои в работе аэродинамической трубы, из-за которых инновационные элементы не приносят обещанных дивидендов, кризис оперативного конструкторского реагирования (американское турне — лишнее тому подтверждение), психологическое давление на пилотов, нагнетающих и без того накаленную атмосферу в паддоке… Боимся ошибиться, но если поступательное движение скудерии продолжится в том же направлении, не за горами окончательный «раздрай» в руководящей сфере команды, который отбросит ее в пучину прозябания и безвестности – ту самую, которая памятна поклонникам конюшни по началу 1990-х…