4 мин.

Британцы на обочине

Энтони Дэвидсон

За вчерашним тестером закрепилась слава самого недооцененного участника элитного класса. Человек, верой и правдой работавший на благо «Хонды» из уик-энда в уик-энд, доказывал состоятельность притязаний на место боевого пилота испытательной работой. Причем Энт зачастую выглядел на порядок сильнее товарищей по ремеслу в свободных заездах, а также регулярно удостаивался похвал со стороны гонщиков — мол, в работе по поиску оптимальных настроек Дэвидсон стоит в одном ряду с признанными мэтрами: Оливье Панисом, Алексом Вурцом, Лукой Бадоером… Спортсмену прочили большое будущее, однако самый реальный шанс — появление за рулем машины из Гроува — был упущен из-за «Баттонгейта». Японская конюшня обещала парню повышение по службе в случае расставания Дженсона с Брэкли, однако дальше разговоров дело не продвинулось. В итоге перспективный британец продолжал мариновать таланты в рутинной работе.

Переход в «Супер Агури» мог стать поворотным шагом в карьере Энта. Как-никак, на доводку шасси RA106 он потратил немало времени, особенности движка «Хонда» также не являлись тайной за семью печатями, да и трассы «королевских гонок» во время пятничных тренировок пилот успел изучить. Казалось бы, Дэвидсону и карты в руки. Однако результат оказался обратным ожиданиям. Британец вчистую уступил квалификационные дуэли Такуме Сато, в гонках выглядел медленнее напарника (по большей части отираясь в глубине пелотона), да и количество помарок в его исполнении превышало допустимую для героя нации норму. «На такой машине сложно пробиться в очковую зону. Что уж рассуждать о чемпионском титуле?!» — заметите вы. И будете совершенно правы. Правда, с единственной оговоркой — ореол несправедливо игнорируемого вундеркинда, который незримо сопутствовал Энту на протяжении последних лет, сам собой развеялся по ходу Гран-при. Все-таки монотонный труд по наматыванию кругов и корректировке неполадок не идет ни в какое сравнение с соревновательными условиями, где малейшая неточность отбрасывает участника на несколько шагов назад. Увы, огрехи, которые Дэвидсон-тестер затирал количеством пройденных километров во время испытательных сессий, оказалось невозможно исправить по ходу воскресных стартов — слишком высок уровень конкуренции...

Дэвид Култхард

Ветерана называть британцем стоит лишь в силу политических условностей: в многочисленных интервью Ди-Си не раз подчеркивал принадлежность к гордому племени горцев и выпячивал положительные черты характера, называя их проявлениями исключительно шотландского происхождения. Тем не менее, окажись он на вершине автоспортивного Олимпа, думается, британцы с радостью занесли бы этот успех в собственные летописи. Вопрос лишь в том, по силам ли самому возрастному участнику «Большого цирка» замахнуться на решение амбициозной задачи?

Исходя из имеющихся раскладов, смеем дать отрицательный ответ. Момент триумфа Дэвид упустил в начале века, когда находился за рулем «Макларена», ассистируя Мике Хаккинену. Естественно, иерархия в «серебряных стрелах» не позволяла второму пилоту «перебегать дорогу» старшему по рангу, однако возможность самоутвердиться у Култхарда была. Прояви пилот характер (тот самый, о котором с пеной у рта горец не перестает напоминать) в Хересе-1997 или Мельбурне-1998, глядишь, и спортивный путь сложился бы по-другому — с праздничным шампанским и призом чемпиону мира. А так… Раз за разом Дэвид уступал Летучему Финну в «междусобойчиках», вследствие чего британцу оставалось мириться с ролью статиста, заботливо уготованной Роном Деннисом. Пассивность поведения вкупе с крайней нестабильностью уокингского периода (чего Ди-Си также не отрицает) оставили его за пределами соискателей титула. Переход в «Ред Булл» лишь подтверждает факт заката карьеры ветерана. Время от времени радовать друзей, Эдриана Ньюи и Дитриха Матешица, завоеванными очками опытному пилоту, может, удастся, а вот сражаться за трофеи Гран-при и викторию в личном зачете — нет.

Дженсон Баттон

Главная надежда «островитян» последних лет так и не перешла из состояния «перспективного» и «подающего большие надежды» пилота в ранг мастеров-соискателей титула. Имея за плечами опыт выступления в солидных конюшнях, Джей-Би сам бог велел стать мессией британского автоспорта XXI века. Однако для гонщика подобная ноша оказалась непосильной.

Пережив грандиозный спад в период метаний между Гроувом и Брэкли, Баттон стал набирать висты за «БАР-Хонду», словно стремился доказать верность окончательного выбора. Прогресс молодого таланта позволил японцам оформить бронзу в Кубке конструкторов, что вместе с тем принесло Дженсону недюжинную популярность на родине. Последующие выступления, вершиной которых оказалась прошлогодняя победа в дождь на Гран-при Венгрии, вроде бы методично возносили Баттона на гребень волны, однако сделать решающий шаг гонщику не удается по сей день.

Почему? Во-первых, Дженс психологически неустойчив. Серия неудач, по его собственному признанию, способна надолго выбить пилота из колеи (может, поэтому Баттон столь негативно отзывается о сдвоенных Гран-при?!). Во-вторых, академичность стиля вождения на фоне агрессивной тактики современных лидеров (Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона, Кими Райкконена) также стоят Баттону драгоценных секунд и очков. Безусловно, стиль пилотирования индивидуален, но прямолинейность и прагматичность при входе в повороты в исполнении Алена Проста актуальна для конца 80-х, но никак не для 2000-х. В-третьих, без надлежащей тестерской помощи гонщик слаб в отладке болида. Это не Шуми-М в маранелльский период и не Алонсо времен «Макларена» (не говоря уже о великом Сенне) — спортсмены, уделявшие пристальное внимание мелочам и старавшиеся вникнуть в тончайшие нюансы настроек. Наглядный пример — нынешнее межсезонье, которое Джей-Би и его партнер Баррикелло откатали с улыбками на лицах, спохватившись перед самым стартом сезоне: мол, аэродинамика не работает, подвеска шалит, да и переднее антикрыло прижимную силу не оптимизирует… В 2006-м машину по крупицам доводил педантичный Дэвидсон. Годом позже молодому Клину повторить подвиг не удалось.

Льюис Хэмилтон

Темнокожему дебютанту «маков» уже выдали немыслимое количество авансов. Заслуженных или нет — покажет время. Пока лишь ограничимся констатацией очевидного: имея в наставниках двукратного чемпиона мира, а также заручившись опытом выступлений (и, что немаловажно — побед) во множестве минорных серий, вундеркинд претендует на роль открытия британского автоспорта новой эры. Сколь успешным окажется его поход за золотым руном «Формулы-1», узнаем через пять месяцев.