7 мин.

На те же грабли

Нынешним летом любой коуч, приглашенный навести порядок в разоренном хозяйстве некогда сильнейшей обороняющейся команды лиги, наверняка был бы провозглашен болельщиками и журналистами Мессией. То, что осталось после сезонного эксперимента Карри по «прививанию команде атакующей ментальности, а также кадровой перестройке с акцентом на омоложение» (с) иначе как крахом прекрасной мичиганской эпохи не назовешь. Взявшись за монументальный гуж, Майкл не сдюжил, оставив после себя выжженную землю и уйму нелицеприятных воспоминаний. Начиная от конфликтов со старожилами и звездами (кто забудет публичное выяснение отношений с Алленом Айверсоном и Рипом Хэмилтоном?), продолжая бездарным выступлением в чемпионате, завершившемся черствейшей «баранкой» в первом раунде плей-офф, и заканчивая нелепой кадровой политикой.

Причем каждый из кусочков мозаики, в итоге сложившийся в приказ об увольнении, на корню губил командные устои «Детройта». Так, разброд и шатания, вызванные ссорами между «верхами» и «низами», убили атмосферу единства в раздевалке. Вместо обсуждения недовольств на коллективных закрытых собраниях, «поршни» принялись попеременно бегать к журналистам и жаловаться на тяжелую жизнь. Ругани на скамейке стало на порядок больше (кстати, Хэмилтон и Карри не разговаривают до сих пор). Доходило до того, что «яйца» принимались учить жизни «курицу», а главная «наседка» даже не делала попыток восстановить дисциплину. Вслед за разрухой в головах потянулись игровые проблемы: одержав всего 39 побед у штурвала «Пистонз», Карри оказался одним из самых бездарных наставников в истории клуба — третье место с конца по степени неудачности. При этом он не смог провести под патронажем Джо Дюмарса и сотни матчей, чем за шестилетнюю историю правления экс-защитника «Детройта» мог «похвастаться» лишь Джордж Ирвин….

Неудивительно, что фанаты в Обэрн-Хиллз не испытывали к тренеру ничего, кроме ненависти. Достаточно пробежаться глазами по форумам крупнейших спортивных газет штата да гостевой «Need 4 Sheed» (сайта, объединяющего поклонников клуба по всему миру), чтобы в этом убедиться. В день отставки страницы пестрели язвительными замечаниями-«проводами» тренера и проклятиями, посылаемыми ему вслед с припоминанием всех грехов. Кстати, в июне список пополнился дополнительным пунктом — неудачным выбором на драфте. Кандидаты, предложенные тренером генеральному менеджеру, и в самом деле кажутся, мягко говоря, странными. Остина Дэйи скауты называли вторым Тэйшоуном Принсом, намекая на универсальность его переключений между третьим и четвертым номерами, любви к разрушению и неплохой скорости. Но при этом скромно умалчивали о слабой антропометрии и физической комплекции парня. Смотреть, как Дэйи преодолевает систему заслонов — настоящее мучение. Не говоря уже о владении мячом, ведении и обыгрышах при сбросе. Зачем команде такой человек при построении — цитата по Карри — «многовекторной атакующей системы», осталось загадкой. ДаХуан Саммерс — габаритный «большой», способный пальнуть из-за дуги. Вроде как неплохая характеристика для игрока, выбранного во втором раунде. Но если учесть, что юноша на сменах в защите и при подстраховке в качестве первого выходящего мало полезен, смысл приобретения теряется.

Наконец, Йонас Жеребко — первый «полноценно-чистокровный» швед, выбранный на драфте. Парень стал известен за океаном не благодаря десятку матчей за «тре крунур» в национальной команде и не благодаря клубным выступлениям в Италии. Его запомнили как фигуранта романтической истории, растиражированной прессой. Мол, в 2001 Дюмарс попал на финал «Euroleague Championship», который проходил в Швеции. И там за ним увязался паренек, всячески старавшийся помочь знаменитости. На протяжении двух дней подросток словно стал приемным сыном Джо-Ди, а перед отъездом пообещал дорасти до уровня игрока НБА. И вот, как гласила легенда, не прошло и десяти лет, как фигуранты истории встретились вновь, но уже за океаном и уже в формате сильнейшей лиги планеты… Рассказ и вправду неплохой, но вряд ли это достойная замена скаутским выкладкам, которые гласят, что у Жеребко, кроме физических данных, крайне мало талантов и свойств, присущих элитным баскетболистам. Вот и думайте, какую свинью напоследок подсунул отставленный коуч генеральному менеджеру, предложив такой список потенциального усиления молодыми талантами…

«Я пью на радостях. Хуже Карри не будет. Поэтому новый тренер — это повод смотреть в завтрашний день с оптимизмом», — написал мне интернет-сообщение один из мичиганских коллег-журналистов, отмечая внеплановый детройтский праздник. И его можно было понять: кандидатуры Эвери Джонсона, Дуга Коллинза и Билла Лэймбира в списке претендентов на пост радовали глаз не меньше намечавшихся приобретений Бена Гордона и Чарли Виллануэвы. Но прошло две недели — и брат по перу принялся недоуменно чесать в затылке, задаваясь сакраментальным вопросом «А может, зря мы Карри-то уволили?..»

Дело в том, что тренерская карьера нового босса «Пистонз» Джона Куэстера выдалась еще менее успешной, нежели игроцкая. 188-сантиметровый разыгрывающий, выбранный в 1977 году под 53-м номером, «налетал» в НБА всего три сезона: год за «Канзас Сити» и столько же за «Денвер» да «Индиану». Однако креативом не блистал (4,8 очка, 1,5 подбора и 3,2 передачи в среднем за вечер), запомнившись лишь неплохой игрой в обороне, чем славился еще со студенческих времен. Когда же будущий глава «Детройта» ступил на стезю наставника, дело приняло скверный оборот. Пройдя стажировку в роли ассистента у легендарного Рика Питино в Бостонском университете, он получил первое — и, как выяснилось в дальнейшем, последнее — серьезное назначение. На главную роль Куэстера пригласили в «Джордж Вашингтон», где за пять лет работы он запомнился а) тем, что ни разу не добился положительной разницы побед и поражений в сезоне; б) тем, что стал автором одного из самых громких антирекордов в NCAA, завершив чемпионат с общим показателем 1-27!.. С 1990 года Джон работал исключительно в НБА, но исключительно вторым номером, перепробовав ассистентского хлеба в «Бостоне», «Филадельфии», «Детройте», «Нью-Джерси», «Орландо» и «Кливленде». Плодотворнее всего сотрудничество вышло с Лэрри Брауном: с 1997 по 2003 они вместе неплохо трудились на благо «76-х», а в сезоне-2003/04 перебрались в «город моторов», где помогли «поршням» завоевать чемпионский баннер.

Возникает вопрос: стоило ли платить 5 млн. долларов прежнему коучу за недоработанные по контракту два года, чтобы приглашать на пост второго Карри? То бишь человека, также не имеющего опыта работы главным в топовом клубе без концептуальной тренерской платформы. Правда, сейчас многие говорят, что именно Куэстер работал противовесом Майку Брауну в «Кливленде», настаивая на развитии атакующего потенциала команды. Но как тогда быть с Брауном Лэрри, отзывавшемся об экс-ассистенте, как о толковейшем специалисте, знавшем толк в разрушении и питавшим к нему слабость? Парадокс, однако… Вряд ли поможет Куэстеру опыт предыдущего сотрудничества с «Пистонз», поскольку из состава-2003/04 остались лишь Принс да Хэмилтон — персонажи, нынче фигурирующие в слухах о наиболее вероятных обменах. Возможно, на видение новым наставником почерка команды свет пролила бы его программная речь, но Джон ограничился банальностями в ответ на прямой вопрос о тактических предпочтениях: «Наша философия — хорошо делать свою работу. Много трудиться. Тогда сможем добиться успеха… Последние годы моим профилем была разработка нападения. Но в то же время прекрасно помню о том, что титулы выигрывает защита. Попробуем в течение 48 минут доставлять сопернику хлопоты на чужой половине, но одновременно за точку отсчета выберем безопасность своего кольца».

Любопытно посмотреть, как вышеприведенный оксюморон воплотится в жизнь. Ведь чтобы организовать мощную систему нападения, команде необходим классный дирижер, тогда как в лице Родни Стаки или Уилла Байнэма такого не просматривается. Перекладывать же роль организатора атак на Принса и превращать его в пойнт-форварда — значит, донельзя упрощать комбинационные схемы. При склонности Тэя сваливаться на «усы» под прием дальнейший ход атак читается довольно просто. Либо скидка под открывшегося из-под заслона «шутера» (Гордона или Хэмилтона), либо проникающая передача «большому» (Виллануэва, Максьелл). Потери Антонио Макдайесса и Рашида Уоллеса в данном случае видятся фатальными: «низ» совершенно не приспособлен к созданию глубины атаки. Подыгрыш, силовое давление — и ничего больше. Здесь даже искушенному в боях наставнику пришлось бы поломать голову над решением ребуса, что уж говорить об ассистенте, хоть и вращавшемся в лиге 13 лет. С защитой дела обстоят лучше, но дыра на позиции пятого номера может создать «Пистонз» определенный дискомфорт даже при игре подвижным «верхом» с использованием классного персональщика Аффлало. Ведь парой форвардов Максьелл — Виллануэва не сдержишь утяжеленный сдвоенный центр преобразившихся «Кливленда» или «Сан-Антонио». А ведь есть еще «Бостон» с выздоравливающим Гарнеттом и верзилой Перкинсом, «Орландо» с Ховардом и приехавшим на подмогу из «Далласа» Бассом, «Лейкерс» с заматеревшим Газолем и фактурным Байнэмом...

Наконец, последняя тактическая заморочка, не дающая покоя. С нынешним ростером велик соблазн верить в то, что мы увидим «Детройт» хотя бы ситуативно играющий «small ball». Но осилит ли Куэстер внедрение столь тонкой материи в команду, последние годы чуравшуюся работы низкорослым пятаком? Найдет ли пропорцию между отрывом и позиционным нападением, при котором темповой баскетбол не перейдет грань сумбура? Наконец, сумеет ли отыскать квалифицированных созидателей под данные лекала? Вопросы, в утвердительные ответы на которые, честно признаться, не верится — слишком уж заковыриста миссия. Если уж прошедший через огонь, воду и медные трубы НБА Маленький Генерал требовал контрактных гарантий из боязни ее провалить (из-за чего, собственно, стороны не ударили по рукам — Дюмарс хотел сотрудничества на два года, а Джонсон желал четыре), то по Куэстеру ли вовсе новый вызов? Надеюсь ошибиться, но, похоже, именные грабли Карри вскоре снова могут лупануть по лбу генерального менеджера «Пистонз»…