7 мин.

Такие разные невероятности

И тут, Яри?..

Итак, песчаные дорожки ралли, более известного как «Рейд Польский», в этом году принимали этап чемпионата мира. И гонка эта должна была ответить на вопрос, случайны ли поражения главного фаворита, пилота команды «Ситроен» Себастьяна Леба на двух последних ралли, проходивших на Сицилии и в Акрополе.

Пусть любителей автоспорта не смущает тот фактор, что все три гонки именуются гравийными – на самом деле характер у них абсолютно разный. Скоростные пыльные дороги на итальянском острове сменились медленными каменистыми греческими петлями, а в Польше экипажи поджидало новое испытание. Если по рельефу здешние СУ напоминают знаменитые участки Ралли «тысячи озер», что, естественно, проходит в Финляндии, то весьма сыпучее дорожное покрытие сулило значительные неприятности на повторных проходах, особенно в дождь.

Впрочем, лидеры чемпионата медлить и в нерешительности осторожно пробовать на вкус местные спецучастки не собирались. Пилот «Форда» Микко Хирвонен после невероятной победы в Греции уже подобрался к лидеру на расстояние атаки в борьбе за первую строчку в личном зачете. Ну, а сам этот лидер горел желанием доказать, что ошибка в Акрополе была лишь досадным недоразумением. Да и спортивный директор «Ситроена» Оливье Кеснель уверял, что за сезон Леб допускает ровно одну ошибку и лимит на неудачи уже исчерпан.

Как оказалось, в эти выходные эльзасец норму по невезению перевыполнил. Пень этот, коварно притаившийся за песочной насыпью, не был прописан в стенограмме ни у одного штурмана, но вылетел и повредил подвеску об него лишь Себастьян. Француз, конечно, вернулся в субботу по системе «Супер Ралли», которая, к слову, отменена со следующего года, но с момента аварии ситуация в лидирующей группе была понятна любому неофиту. В «Форде» готовились с честью отыграть порядком подзабытую роль преследуемого лидера. И если в пятницу все прошло более или менее гладко, то с утра в субботу единственный оставшийся в первой тройке заводской экипаж «Ситроена» с Дани Сордо за рулем изрядно потрепал нервы фанатам «Голубого овала». К несчастью для интриги, на повторных проездах после обеда Хирвонен с Яри-Матти Латвалой, который был на этот раз тише воды и ниже травы, восстановили статус-кво.

В зачетной восьмерке и ее окрестностях также кипели ожесточенные сражения. В пятницу заочно схлестнулись норвежцы Петтер Сольберг на всячески тормозящей его порывы наверх старенькой «Ксаре» и Андреас Миккельсон на «Фабии», которая, к сожалению, вскоре остановилась из-за проблем с двигателем.

В выходные спор за четвертое место обострился, несмотря на неприятности у норвежца. На смену пожаловал брат Петтера Хеннинг, нашедший, наконец, приемлемые настройки, и экипаж команды «Ситроен-Юниор» с Себастьяном Ожье за рулем. Сольберг-младший, по собственному признанию, давил на газ всю дорогу, но ничего противопоставить свежим конкурентам не смог.

А где же напарник Ожье по молодежному «Ситроену» Евгений Новиков? К сожалению, коварные польские дорожки и для него приготовили подарочек. На перегибе дороге машина вылетела на обочину, и передняя правая подвеска оказалась серьезно повреждена. Наш пилот смог вернуться в гонку по той же системе «Супер Ралли», ехал в темпе лидеров, выбрался в первую десятку, но лишь для того, чтобы на последних километрах замедлиться и пропустить Леба к важному в борьбе за чемпионат очку восьмого места. Слабым утешением для самых «кровожадных» болельщиков Новикова стали проблемы с двигателем у Ожье, вынудившие его завершить гонку, и жест доброй воли со стороны другого представителя «Ситроен-Юниора» Конрада Раутенбаха, который и вовсе остановился у самого финиша и ждал более 10 минут, пока Себ его заочно обгонит.

Тактический фарс «Ситроена» остался в тени самой настоящей спортивной драмы. На самом последнем СУ, когда пилотам предстояло пройти всего 2,5 километра, выбыл Яри-Матти Латвала. Финн зацепил песчаную обочину, погнул тягу и в следующем повороте врезался в отбойник. И все это на глазах у победившего коллеги и, главное, Малкольма Уилсона, который вполне обоснованно рассчитывал порадоваться дублю и полновесным 18-ти очкам в зачете производителей. Если после прошлых незадач над Яри-Матти просто нависли серые тучки, то теперь вот-вот разразится нешуточный гром.

Неудача Латвалы вывела на второе место Сордо, на третье – Хеннинга Сольберга, а шестым финишировал знакомый нам по Дакару Кшиштоф Головчик, тем самым войдя в историю как первый поляк, завоевавший очки на этапе WRC. Кто-то теряет, а кто-то находит…

Отличная тенденция

А в Нюрнберге тем временем прошел центральный этап сезона серии ДТМ. Городская трасса «Норисринг», пусть и ограничена железным рельсом безопасности, но ничуть по характеру не напоминает паровозное Монако. На стартовой прямой колесо в колесо могут ехать аж четыре машины. Да и обгонять можно в любом из трех поворотов. Но видимая простота трассы коварна. Кочковатый асфальт, меняющий сцепные свойства от прямой к прямой, плитка на выходе из знаменитой шиканы «Шоллер» и серьезнейшие торможения с 260 до 50 км/ч – лишь малый набор удовольствий, уготованных пилотам, рискнувших бросить вызов знаменитым «милям Норисринга». Кстати, на этот раз организаторы решили увеличить количество кругов, и гонщикам предстояло преодолеть практически классическую для этой трассы дистанцию в 200 километров. Интересно, что последние годы Паффетт и Спенглер выигрывали здесь по две гонки подряд. Таким образом, традицию должен был продолжить Джейми Грин, победивший на улицах Нюрнберга в прошлом году. Правда, в такой исход гонки верилось с трудом, ведь в распоряжении британца прошлогодний автомобиль, а на такой слабой технике за всю историю ДТМ выигрывал лишь однажды тот же Паффетт в 2007 году.

В ход гоночных выходных вмешались два обстоятельства. И если к тропическим ливням зрители уже понемногу привыкли, то проблемы с летающими канализационными люками вызвали настоящее удивление. В замешательстве был не только Маркус Винкельхок, которому железяка, поднятая разрежением, разворотила всю заднюю часть машины.

Еще больший конфуз ожидал зрителей, участников и судей во время квалификации, которая проходила в сложных погодных условиях. Мудреная система четвертого сегмента дала о себе знать с не самой выгодной стороны. В спортивных правилах серии указано, что в третьей части квалификации пилоты могут совершить лишь восемь кругов. Как раз в начале злосчастного третьего сегмента вновь заморосил дождь, и пилоты высыпали на трассу, чтобы показать хоть какое-то время. Накатав положенные восемь кругов по короткой трассе, многие вернулись к гаражам, однако Джейми Грин, Маро Энгель и Ральф Шумахер так увлеклись улучшением результата, что «перевыполнили» норму. Судьи, недолго думая, оставили троицу за бортом непонятного для многих четвертого сегмента квалификации, хотя они и показали лучшие времена. Вызывающая много споров четвертая часть заезда осталась за «Ауди», но ситуацию с последующими местами дирекция гонки разбирала до позднего вечера. В итоге, Грина, Энгеля и Шумахера оставили в первой восьмерке, но аннулировали все их времена. Таким образом, на пятое место поднялась Кэтрин Легг, что стало лучшим квалификационным результатом для пилотесс, участвовавших в новом ДТМ.

Жаль, но гонка для британки сложилась совсем неудачно – ее машина заглохла на старте и, как ни старалась Кэтрин, но отыграть позиции так и не смогла, несмотря на лучший круг в гонке. Ну, а все, кто стартовал в непосредственной близости от английской гонщицы, обеспечили на сей раз один из самых увлекательных заездов в новейшей истории немецкой серии. В это воскресение зрители увидели все, что только можно ожидать от гонок силуэтов. Были и хитроумные стратегии, и бескомпромиссная борьба за лидерство.

Поначалу статус-кво среди «Ауди» и «Мерседесов» сохранялся: Шайдер и Экстрем лидировали, а Паффетт со Спенглером их преследовали. Но первая же волна обязательных остановок внесла существенные изменения в этот порядок. Гэри на этот раз не стал оттягивать время посещения механиков, и ранний пит-стоп позволил ему оказаться впереди Экстрема. На этом оба потенциальных претендента на победу самоустранились, так как британец немного сдерживал шведа, и они начали отставать от Спенглера с Шайдером. Блестяще сработал капитанский мостик и механики «Перссона», что вывело Джейми Грина на третье место. Великолепную гонку проводил и Маро Энгель, однако заглохший на остановке двигатель лишил немецкого юниора верного места в первой пятерке.

Вторую остановку Бруно и Тимо совершили раньше Джейми, что позволило англичанину вплотную подобраться к дуэту лидеров. Шайдер к этому моменту начал испытывать трудности с техникой: раз за разом черная «Ракета» заходила в первый поворот по широкой траектории, но преследовавший ее «Мерседес» франко-канадца никак не мог совершить атаку. Темп Шайдера основательно упал, и к трио начали подбираться и Эки, и Гэри, и Ральф с Полом ди Рестой. Решающую атаку Бруно прекрасно провел в последнем повороте трассы, филигранно просочившись по внутреннему радиусу. Однако радость его была недолгой. Всю стартовую прямую Шайдер шел рядом с ним и в итоге вынудил ошибиться. Этим воспользовался и Грин, вышедший на второе место. Англичанину же терять было нечего, и он в лучших традициях контактного кузовного «кольца» пододвинул Тимо в шикане «Шоллер» и устремился к неожиданной для всех победе. Маневр оказался настолько неожиданным для Шайдера, что его обошли и Спенглер, и Экстрем, отобравший у напарника важные очки в борьбе за чемпионат.

Таким образом, благодаря отменной тактике и настойчивости пилот полузаводской команды принес вторую за всю историю ДТМ победу прошлогоднему автомобилю. Счастливый Ингмар Перссон даже не знал, где встать на подиуме, настолько непривычной и приятной была обязанность получить справедливо заслуженный трофей.

Болельщикам «Мерседеса» стоит как следует порадоваться за успех любимой марки, ведь следующий этап ДТМ принимает у себя «Зандфорт», чьи высокоскоростные повороты будто специально созданы для «Ракеты».