13 мин.

Нормунд Сейейс: «Лев» не лопнет как мыльный пузырь»

«Однажды решил – я не настолько старый, чтобы задумываться о спокойствии»

– Журналисты, бывавшие в Праге, подмечали, что в последнее время вы передвигаетесь исключительно бегом. Думал, красивая метафора. Оказалось – правда.

– Создавать клуб с нуля – это вам не шутки шутить. В Братиславе, Донецке была хотя бы база, фундамент. А что здесь? Можете спуститься вниз и посмотреть, что мы сделали за два с половиной месяца из пустоты! Одна раздевалка для хоккеистов чего стоит. На первый взгляд кажется, что все в порядке, но работы, поверьте, хватает.

– Сколько в ваших сутках часов?

– Сходу и не ответишь. Обычно приезжаю на работу к восьми, максимум полдевятого. Раньше девяти вечера офис не оставляю. Бывало, уезжал за полночь. Тяжело ли? Непросто. Работа не заканчивается даже дома. Час ночи, а уснуть не получается – мысли о работе постоянно вертятся в моей голове.

– Спустя два месяца после того, как вы перевезли чемоданы в Прагу, в составе «Льва» уже числилось 15 игроков. Выходит, на подписание одного хоккеиста у вас уходило четыре дня.

– В отличие от Риги, где действительно все приходилось тащить на своих плечах, здесь работаем на пару со спортменеджером Рашидом Хабибулиным. Он собирал информацию по каждому спортсмену, а потом вместе садились и решали: брать или нет. Поэтому процесс продвигался, как вы заметили, несколько быстрее.

– Если помните, предыдущему «Льву» собрать команду поручили за полгода. Всем казалось – это безумие. У вас времени было и того меньше – несколько месяцев…

– Ситуация для меня не нова. Что-то подобное четыре года назад происходило и в Риге. Помню, в числах десятых-пятнадцатых апреля руководство клуба говорит: «Давай, собирай команду до начала чемпионата». Выкрутился ведь. И иностранцев каких-то нашел и подписал, и даже в плей-офф вошли с тем составом. Недавно поймал себя на мысли, что «Лев» по игрокам намного сильнее, чем рижское «Динамо» в первом сезоне. Да, не скрою, иностранцы приехали в столицу Латвии сильные. Но из местных только пара ребят играли в Европе на высшем уровне. За четыре года тот же Микелис Редлихс и Лаурис Дарзиньш выросли до уровня «звезд». Очень рад, что парни подписали хорошие контракты, уехали в сильные команды. Хотя на тот момент лидерами они не были. И за первый год, если посмотреть статистику, забивали-то по пять голов за сезон.

– Выходит, для вас нет ничего невозможного?

– Я ведь просто человек (улыбается – прим. Sports.ru). И также как и все делаю много ошибок, которые потом приходится исправлять, иногда брать ответственность даже там, где это излишне, порой рисковать. Но что делать – такая работа. Кто не рискует – шампанского не пьет. Верно?

– Верно. Вы, сменив Ригу на Прагу, значит, решили рискнуть?

– Рискнуть? Вряд ли это слово подходит для данной ситуации. Когда меня спросили о теоретической возможности, мол, что бы ты ответил на переезд, я ведь толком и сказать ничего не смог. Долго обдумывал. Здесь в Чехии не было до конца ясно, «даст» ли местная федерация хоккея «добро» для нового клуба. Все ждали. В принципе четыре года я проработал в Риге и, думаю, проработал неплохо. И все уже было известно, предсказуемо. Настал такой, как это сказать…

– …предел?

– Не то чтобы предел. Настало спокойствие что ли. Такое состояние, когда ты входишь в мирное русло, знаешь его каждый поворот. Никаких сильных перемен, сотрясений, просто плывешь себе по течению.

– Разве это плохо? И вот так ни с того ни с сего вам захотелось бурлящего водопада?

– Я в принципе такой человек – не могу долго сидеть на месте. Если взглянуть на мою хоккейную карьеру, увидите: дольше двух лет нигде не задерживался. Не потому, что у меня были какие-то проблемы. Просто хотелось чего-то нового. Человек так устроен: чем дольше он задерживается на определенном месте, тем больше ко всему привыкает и становится... не хочу сказать «ленивый», у него уже нет такого азарта, старания. Понимаете? Однажды решил: я не настолько старый, чтобы задумываться о спокойствии, и как ни в чем не бывало сидеть в хорошем мягком кресле.

– Долго колебались?

– Месяца два. Как уже говорил, поначалу ждали разрешение от руководства чешской федерации. Да и куда было торопиться? От меня не требовали скоропалительного решения, времени все обдумать было достаточно. Для себя все решил давно. Единственное, надо было разобраться с семьей. Когда последние годы играл за границей, жена с детьми жили в Риге – помню, как это нелегко.

– Но в итоге все равно оставили родных в Латвии. Почему?

– Дочка в следующем году заканчивает школу, а мальчишки с головой в хоккее – у них турниры, игры. Работая в Риге, также постоянно разъезжал с командой и семью не видел. Поэтому мы решили – разницы особой нет. Жена согласилась. Договорились, буду прилетать домой через две-три недели на выходные. А там, через год посмотрим, может, они переедут в Прагу.

«Читал ли я интервью Гашека? Собаки лают – караван идет»

– Вы вспоминали, как все начиналось в рижском «Динамо». Но ведь тогда затея создать клуб столько сомнений не вызывала?

– Хотите спросить, не раздражают ли меня скептики? Каждый имеет право на мнение. Поверьте, и тогда писали, мол, куда вы собрались, дураки, зачем вам это надо, сейчас вас по 10-0 обыграют, куда вы лезете? Хорошо помню.

В Праге создали новый клуб, проект весьма интересный. Две самостоятельные компании вкладывают свои деньги. Никак не пойму, к чему эта скептичность – к тому, что мы будем хорошо играть и сможем конкурировать с остальными командами? Или эта скептичность относительно долголетия проекта?

– Думаю, речь именно об этом!

– Да? Будь у меня капля сомнения, ноги бы моей здесь не было. Решение принял после обстоятельного разговора с хозяевами, убедившись: «Лев» не лопнет как мыльный пузырь. Все действительно серьезно. Повторю, если бы у меня не было такой уверенности в людях, которые стоят за пражским «Львом», и в том, что этот проект действительно способен жить, никогда бы не согласился менять работу.

– Когда трансферная политика «Льва» была в самом разгаре, то и дело появлялись слухи о подписании Гашека или Ягра на пару с Червенкой и даже ветерана Петра Недведа.

– Знаете как: создается чешская команда, прославленный Гашек объявляет, что он планирует играть дальше. Поскольку он чех, его тотчас приписывают к новому клубу. У Ягра тоже контракт закончился. Вот журналисты и стали их «трудоустраивать». С Недведом лично я переговоров не вел.

– Вы читали, что Доминик Гашек сказал в интервью?

– Расскажите?

– Мол, он не верит в этот проект и не будет в него ввязываться ни за какие «коврижки».

– Это вы его спросите, почему он так настроен. Есть хорошая поговорка: собаки лают – караван идет.

– Считаете, вам по силам собирать полную арену в 14 тысяч?

– Как показали первые домашние игры – интерес есть. Ведь и соперники привлекательные наведывались. Жаль, что не удалось договориться с О2 Ареной. Та «подписала» много мероприятий, и мы попросту не уместились в график. Зато есть предварительная договоренность о четырех матчах, которые мы там проведем. Был разговор и, вероятно, договоримся с ними на игры плей-офф. Но для начала надо туда попасть.

– Признайтесь, что чувствовали перед первым матчем сезона, когда в Прагу приехал бывший клуб?

– На самом деле было просто любопытно. Перед уходом из Риги, я ведь успел подписать едва ли не полкоманды: тот же Ивананс, и Карл, и Жиру. На 80 процентов собрал рижское «Динамо», потом еще и «Лев». И мне было интересно посмотреть, как все будет выглядеть. Очень доволен исходом встречи. А зрители увидели, что это за зверь пражский «Лев» и насколько у него острые зубы.

– Латвийские журналисты подметили: в Риге вообще не стараются никого удержать. В прошлом году не пытались удержать Юлиуса Шуплера, когда он намекнул о своем уходе…

– Что значит удержать? Я все время говорил, если ты приходишь на базар и у тебя в кошельке пять лат, то, как бы ты не хотел, купить товар за 20 лат у тебя не получится.

– Зато можно попробовать поторговаться.

– Согласен, но если товар стоит 10 лат, то за один его не купишь. Верно? Сторгуешь максимум 30 процентов, да и то если ты крутой переговорщик. Здесь такая же ситуация. Возьмем пирог и представим, что это – бюджет (Нормунд старательно чертит на белом листе круг и делит его на сегменты – прим. Sports.ru). Ты не можешь одному дать вот такой кусок, а остальным – по крошке. Надо «разрезать» так, чтобы все были довольны. И как это сделать? Чтобы создать хорошую команду, нельзя бросить все силы на удержание одного, и потом «чесать» репу и думать «Что мне сейчас делать?». Не получается удержать – расставайся.

«Команда – это как часы: у каждой маленькой детали есть очень большая роль»

– Переход Юрая Микуша из «Спартака» в «Динамо» многими расценивался как ваша самая неудачная сделка.

– Это кто такое написал? Почему так решили? Он набрал в «Спартаке» всего четыре очка. Ну, и? Зачем ворошить прошлое, давно это было. Клоните к тому, почему его снова пригласил в «Лев»? Вижу, что этот парень еще сможет себя проявить.

– Хорошо, тогда какая самая удачная ваша сделка, как считаете?

– Трудно сказать. Думаю то, что я смог уговорить Озолиньша и Госсу. То, что мне удалось уговорить Госсу перейти из «Спартака» – дорогого стоит. И даже, несмотря на то, что поначалу у него не клеилось. Посмотрели на те игры, которые он здорово сыграл, и решили – подходит. В прошлом сезоне Госса тащил «Динамо» в плей-офф. Если бы не Марцел, плей-офф был бы под большим вопросом для рижан.

– Несостоявшийся переход в Ригу Якуба Петружалека, подписанный контракт которого у вас лежал в столе, долго не сможете забыть?

– Знаете, как там все было? Мы с его агентом договорились, мол, подпишем Якуба на два года, но тренер нежданно заявляет: парень ему не нужен. И что делать, если тренер уверяет, что и близко не видит чеха в составе. Подписывать, а потом думать, как поступить: расторгать, выплачивать компенсацию и так далее. Зачем? Вот, и уладили все тихо-мирно с агентом…

– Тренер, наверное, потом долго кусал локти.

– А вы слышали когда-нибудь хоть один комментарий от Раутакаллио, чтобы он признал свою ошибку? Нет? И я нет.

– В «Лев» вас наверняка позвали за уникальное качество: при ограниченных финансах вам по силам собрать весьма неплохих игроков.

– Никакого секрета нет. Согласитесь, даже если у тебя полно денег, и ты можешь накупить команду «звезд», это еще не гарантия успеха. Я всегда придерживался мнения, команда – как часы и у каждой наименьшей детали есть своя большая роль. Надо только найти правильный винтик, чтобы привести деталь в движение.

…Знаете, я ведь не согласен, что Микуш – самое плохое приобретение. Вот, Якуб Шиндел может претендовать на это «звание». В тот момент в «Динамо» не было центров и надо срочно искать замену травмированным. За те деньги, которые мы могли освободить для покупки игрока, другого варианта не нашлось. Шиндел единственный был свободен. Брали его с расчетом, если укрепится в команде – попадает в состав. Если нет, то, как только выздоровеют рижане, с ним расстаемся. Так и получилось.

– Как и в «Динамо», так и во «Льве» вы продолжаете делать ставку на местных. Чем легионеры не угодили?

– Во-первых, уверен, в Чехии есть больше возможности ставить на местных: и страна больше, и профессиональных хоккеистов тоже больше. Во-вторых, каждый игрок, хотел бы играть в КХЛ, оставаясь при этом дома. А главное – зрители, чего греха таить, жаждут местных героев. Вспомните, Госса был в Риге настоящим кумиром. Но там присутствовали и местные «знаменитости», они-то были самые главные, им подражали мальчишки.

– До сих пор убеждены, что легионеры будут выступать только за деньги. А свои – еще и за идею?

– Знаете, легионер – это легионер. Сегодня он выступает за один клуб и считает его самым лучшим. Завтра – за следующий, и так далее. Сам был десять лет «кочевником» и эту психологию хорошо знаю.

– Выходит, политику минского «Динамо» не разделяете….

– Не хочу обсуждать порядок в чужом доме. Я только говорил, что не сторонник набирать по 15 иностранцев и платить им бешеные деньги. Мы тоже, когда создавали новый клуб, игрокам говорили, что у нас цель, вперед, в плей-офф! Ты иначе не можешь. Но сами осознавали: попасть в плей-офф в первый год – это как малина с неба упала! Но если у тебя дома мировое первенство, тогда цели в КХЛ, наверное, можно поставить поскромнее. Собрать отличную сборную, два-три года работать с ней потихоньку, пополнять состав и двигаться вперед. Но для этого надо время и самое главное – терпение.

– Советуете им набраться терпения? Не поздно ли…

– Почему в Риге, какой бы иностранец не приехал, он всегда результат показывал? Потому, что терпение было. Ну, не получается сразу – не беда. Как-то с бывшими игроками разговорились, вспомнили былое. Спрашиваю их: «Ребята, сколько раз за сезон я пришел в раздевалку и обругал вас на чем свет стоит?». Максимум раза два, да и то, когда мы действительно валились. В других же клубах вообще не церемонятся! Один-два раза проиграли и все – трагедия! Тренеров снимают, игроков выгоняют…

Сколько бывало, руководство указывало: «Иди, скажи это, то, передай от нас…». Я отвечаю: «Да-да, хорошо, я вот сейчас пойду, им скажу». На следующий день встречаемся с начальством: «Ну, ты им сказал? И как следует сказал?». Киваю. «И что те?». Мол, молчали, говорю. «Очень хорошо!». Но я в раздевалке не был! Все сам для себя сожрал, за угол зашел, подышал, посидел. Потом нормально с ребятами, тренерами поговорил и успокоился. Когда надо было мозги «прочистить», вызвал игрока и один на один такие беседы вел.

«После игры спортсмену от нравоучений лучше не становится»

– В Риге заявляют, для них Кубок Гагарина – цель номер один.

– На словах все красиво, но давайте будем реалистами. Выше восьмого-десятого места, им не очень реально пробиться. Да, может свершиться, что в плей-офф они выходят на хорошего соперника и тогда… Но это маловероятно. Я немного в курсе, что происходит в бывшем клубе. Знаю, кто там есть, кого они купили, кого «подкупили». У меня свое мнение на этот счет, но, как говорится, сезон покажет.

– С каждым сезоном команды КХЛ становятся амбициозней. В этом году даже новичок «Слован» не скромничает в желаниях. Вы реалистично смотрите на вещи.

– Понимаю, к чему вы клоните. Мы не можем игрокам поставить задачу – «просто сыграть». Это будет глупо и неправильно. Но надо учесть, что каждый хоккеист, пришедший к нам, привык выполнять определенную роль. Сейчас тренеры определяют новые роли. Пока те привыкнут, притрутся, уйдет время. Не месяц, не два. Может целый сезон. КХЛ – новый опыт для всех в клубе. Считаю, хорошую команду можно создать на протяжении трех-четырех лет, набрав определенный костяк команды уже сейчас.

– «Кормильцы» «Льва» готовы ждать?

– Был бы безумно счастлив, если бы в первый год мы привезли Кубок Гагарина, но отдаю себе отчет в том, что это непросто. Поэтому считаю, что с таким составом в плей-офф мы обязаны попасть. Дальше? Пройти первый-второй круг. Если будем в финале конференции – это очень приличный исход. Но даже, если и нет – все равно не скажу, что сезон не удался.