4 мин.

Ночная смена

Нынешний сезон, конечно, выдающийся. Не только из-за острой борьбы в гонках, но и из-за того, как эта конкуренция влияет на всю «формульную» среду. Правда, ошибки пилотов или механиков не были редкостью даже в самых скучных чемпионатах – что уж говорить о текущем первенстве, – однако техническая сторона гонок, кажется, впервые за долгие годы дает такой серьезный сбой. Нет, сходы из-за механических проблем наблюдались и в прошлом, и позапрошлом годах, и до этого тоже, но почему-то именно в этом сезоне они особенно сильно бьют по амбициям лидеров.

Вероятно, это все же такой обманчивый эффект. В 2010-м, например, сходов по вине техники было не меньше, но проблемы возникали поочередно у всех лидеров, и практически никто из них надолго не задерживался на первой строчке в личном зачете. В прошлом году чемпионский болид был и быстрым, и стабильным, поэтому на фоне бесконечных побед Феттеля сходы конкурентов – а они бились между собой славно! – не влияли на восприятие общей картины.

Но в 2012 году ситуация иная: Алонсо хоть и стабилен (лишь один сход, и то не по своей вине), но не настолько быстр, чтобы лидировать в каждой гонке от старта до финиша; его конкуренты стремительны, однако теряют очки чуть ли не на ровном месте – и именно поэтому каждый их прокол воспринимается как трагедия.

В Валенсии великое горе накрыло болельщиков Феттеля, в Монце – поклонников Баттона, а теперь вот досталось фанам Хэмилтона. Льюис, уверенно контролировавший ход Гран-при Сингапура, должен был побеждать, но судьба-злодейка отобрала у него не просто 25 очков, но, возможно, шанс на титул.

Гонка на трассе «Марина-Бэй» подтвердила свою репутацию: изматывающая, тяжелая, долгая. Пилоты теряли концентрацию, ошибались, проверяли на прочность стены; в ход заезда вмешались технические поломки – кроме Хэмилтона, например, тихо сошел Мальдонадо; а обгоны давались настолько тяжело, что не у всех они выходили по правилам (Марка Уэббера стюарды лишили тех ничтожных очков, что австралиец заработал кровью и потом).

И вроде не было ничего сверхзрелищного – пожалуй, кроме аварий и внезапных сходов, – но послевкусие от Гран-при, как ни странно, осталось приятным. В двухчасовом изматывающем испытании чувствовались и борьба на грани фола, и то, что мужики действительно эти два часа серьезно поработали. Видеть дико уставших после финиша гонщиков не просто приятно – это бесценно.

Плюс к репутации

Пол ди Реста. Нельзя сказать, что выступление шотландца было лучше, чем у Баттона, Алонсо или Росберга – он отыгрывал позиции только за счет сходов соперников, – однако стоит помнить, что, во-первых, Пол проводит лишь второй сезон в «Формуле-1», а во-вторых, в его распоряжении был не болид «Феррари» или «Макларена», а более скромная «Форс-Индия». И квалификацию, и гонку ди Реста провел без ошибок и срывов, словно за его плечами годы выступлений в «Большом цирке», и за отлично проведенный уик-энд, завершившийся финишем на 4-м месте, Пол определенно заслужил высокой оценки.

Фелипе Масса. Бразилец откатился в хвост пелотона после контакта в первом повороте – после этого на «старого» Массу можно было бы махнуть рукой, однако нынешний Фелипе не скис. Гонщик «Феррари» прорывался через пелотон аки лев, а баталия с Бруно Сенной показала, что у Массы все в порядке и с нервами, и с реакцией.

Тимо Глок. Вчера мы говорили о грядущей битве маленьких команд, а сегодня гонщик «Маруси» сделал то, что после первых гонок сезона казалось невероятным: после сложной гонки (он успел поцеловать стену в одном из поворотов) финишировал 12-м и тем самым вытащил свой коллектив на 10-е место в Кубке конструкторов. Возможно, кому-то это покажется не самым великим достижением, однако в результате той самой аварии в начале заезда повредил машину и был вынужден приспосабливаться…

Даниэль Риккардо. В тяжелейшем заезде австралиец не просто добрался до очков, но и не спасовал перед более опытным соотечественником, который к тому же выступает за главную команду концерна «Ред Булл». Уэббер отчаянно пытался сломить сопротивление Риккардо, но Дани выстоял.

Со знаком минус

Командный мостик «Лотуса». Конечно, похвально желание коллектива из Энстоуна помочь заработать Кими Райкконену хоть немного, но все же больше очков, особенно если ради этого всего-то и стоит, что попросить подвинуться Ромена Грожана. Но вышло все равно некрасиво – в «лучших» традициях «Феррари».

Второй пилот команды, объясняя, почему он пропустил напарника, сказал, что тот был просто намного быстрее, однако и здесь все получилось неуклюже – на финише два «Лотуса» разделила всего секунда…

Заметки на полях

Нико Хюлькенберг из-за происшествий в гонке финишировал только 14-м, но зато впервые в карьере установил лучший круг в гонке.

Фернандо Алонсо заработал 81-й подиум и по этому показателю обогнал Айртона Сенну. Впереди испанца только Михаэль Шумахер (155 подиумов) и Ален Прост (106).

– Одержав 23-ю победу в карьере, Себастьян Феттель сравнялся с Нельсоном Пике.

– Извиняясь перед Жаном-Эриком Вернем за случившуюся аварию, Михаэль Шумахер назвал гонщика «Торо Россо» «Жаном-Марком». Эту молодежь не так-то легко запомнить!

Гран-при Сингапура. Как это было