9 мин.

8 мыслей о переходе Хэмилтона в «Мерседес»

Почему трансфер вообще стал возможен?

Срок контракта британца истекает в конце нынешнего сезона. И по заверениям чемпиона мира 2008 года, с будущим он пока не определился. Как минимум потому, что уже добрых полгода никак не может согласовать финансовые условия обновленного договора. Сегодня Уокинг платит гонщику 17 млн евро — гонорар, размер которого определялся еще до мирового экономического кризиса. Понятно, что в свете событий последних лет на мировых рынках даже повторить его (не говоря уже о «превзойти») команда не сможет. Особенно на фоне необходимости платить «Мерседесу» за поставку моторов с 2013 года.

Увы, Хэмилтона трудности команды заботят в последнюю очередь. Равно как и то, что он – плоть от плоти «Макларена», обязан конюшне карьерой и олицетворяет собой самую успешную маркетинговую программу Уокинга современности. Под влиянием своего менеджера Саймона Фуллера, стремящегося сделать из клиента Дэвида Бэкхема от автоспорта, спортсмен упорно стоит на повышении ставки. И планирует не отступать с позиций вплоть до конца года и, если понадобится, обретения статуса свободного агента.

Кто готов предложить «вознаграждение, соответствующее уровню таланта» Льюиса?

Как легко догадаться, в пелотоне таких команд мало. Причем круг грандов сужается до невероятно тесного кольца, если вспомнить, что «Ред Булл» состав пилотов на будущий сезон подтвердил, а «Феррари» вряд ли рискнет наступать на грабли «Макларена» и экспериментировать с возрождением связки Алонсо — Хэмилтон (хотя пробный шар переговоров итальянцы все же пускали). Таким образом, остаются лишь «Лотус» да «Мерседес». Правда, ведомство Эрика Булье на данном трансферном поле игрок, скорее, призрачный. С одной стороны, траты на содержание Кими Райкконена столь велики, что Боливар из Энстоуна просто не потянет вторую суперзвезду. С другой — Ромена Грожана как своего протеже босс британской конюшни стремится защищать всеми силами. Даже чудовищные ошибки француза находят оправдания в спичах менеджера. А недавнее заявление функционера о светлом будущем гонщика («он продолжит выступления у нас в 2013-м, а потом еще долгие годы») лучше всяких аргументов подтверждают надежность позиций «мушкетера».

Сколь высока цена вопроса?

Это предложение, от которого практически невозможно отказаться. По крайней мере, ни одного опровержения цифрам, то и дело называющимся в паддоке, не поступало. Базовая сумма, от которой отталкиваются переговорщики, ориентированные на долгосрочную (минимум три сезона) кооперацию, — 75,5 млн евро. При этом к соглашению прилагается список бонусов с пунктами, активирующимися при достижении того или иного результата. Вишенкой же на торте обещает стать процент отчислений от личных спонсорских контрактов — равных им, как утверждается, не будет ни у одного представителя «Большого цирка».

Зачем это «Мерседесу»?

В последнее время проект, и до того развивавшийся ни шатко ни валко, как-то совсем уж уныло покатился под откос. Возвращение Михаэля Шумахера, при всем уважении к семикратному чемпиону мира, не принесло той отдачи (спортивной и маркетинговой), которая ожидалась от «камбэка». Прогресс Нико Росберга застопорился: вместо поступательного движения в лучшем случае наблюдается какой-то рваный ритм, а то и вовсе стагнация. Технический департамент немцев уступает конкурентам в гонке вооружений, что заметно даже сторонним наблюдателям. Наконец, постоянное увеличение расходов безо всякой адекватной компенсации все сильнее расстраивало совет директоров коллектива. В итоге, «трехлучевые» вполне серьезно стали обсуждать перспективы выхода из «королевского» бизнеса.

Трансфер Хэмилтона возродит интерес к проекту на всех фронтах. С финансовой точки зрения, под столь раскрученный бренд куда проще привлекать спонсорские активы — благо почву для них Льюис заготавливал и обильно сдабривал на протяжении всей карьеры. Кроме того, его давнее сотрудничество с «Мерседесом» играет на руку пиарщикам и рекламщикам. Профессионализм Хэмилтона очевидно выведет из ступора немецкую инженерию — здесь весьма уместна аналогия со вторым пришествием Фернандо Алонсо в «Рено». В отличие от Михаэля, садившегося за руль после долгого перерыва да так и не адаптировавшегося к вызовам изменившейся «Ф-1», Льюис прожил новейшую эпоху от звонка до звонка, фактически став ее детищем. Так что переходный 2013 год станет идеальной платформой для нахождения общего языка между командой и пилотом — и дальнейшего прорыва к вершинам после введения в строй нового технического регламента. Плюс с переходом Хэмилтона «Мерседес» хотя бы на бумаге вернется в когорту претендентов на Кубок конструкторов. Ведь что в паре с Шумахером, что в связке с Росбергом – это будет один из самых конкурентоспособных тандемов в пелотоне.

Реклама 18+

Зачем это Льюису?

Вы заметили, что года эдак с 2010-го при разговорах о «Макларене» журналисты, эксперты да и болельщики перестали употреблять сочетание «первый номер»? Дженсон Баттон, шаг за шагом раскрывавшийся в Уокинге, стер грань между напарниками, лишив протеже Рона Денниса статуса небожителя. Более того, с сезона-2011 Льюис то и дело оказывался под прессингом — неважно, были то сравнения результатов, оценки по раскрытию потенциала болида или анализ работы с покрышками. Тепличные условия, при которых «Санчо Панса» из кокпита по соседству делится собранной информацией, а потом, на трассе, довольствуется ролью статиста, ушли в прошлое. Наоборот, теперь уже Хэмилтону приходилось что-то кому-то доказывать! И ладно бы это получалось убедительно — порой без записи в твиттере люди вокруг британца не понимали, что именно он лучший…

Трансфер в «Мерседес» — первая за всю профессиональную карьеру Льюиса смена обстановки — наверняка вернет ему душевный комфорт. Когда на содержание пилота тратятся столь космические суммы, естественно, ему стараются создать атмосферу наибольшего благоприятствования. А значит, ему разве что баночки «Ред Булл» в руках Росса Брауна согревать не будут, чтобы не дай Бог горло не застудить. Хэмилтон по этому соскучился, Хэмилтон к этому привык, именно в таком антураже Хэмилтон дает результат. Вместе с тем, именно на островитянина будет ориентирована вся техническая работа «трехлучевых». Благодаря чему даже тончайшие приоритеты пилотирования можно будет отшлифовать еще на стадии изготовления болида. Соответственно, в ходе Гран-при на брифингах и при разработках базовых стратегий, настроек и адаптации обновлений за Льюисом будет право первой ночи и последнего слова. О чем еще мечтать пилоту заводской команды?!

Ну и давайте не будем забывать: Хэмилтон — фигура публичная, брендовая. Даже если он не станет одерживать победы на автодромах, этот контракт определенно выведет его в лидеры зарплатных и промочартов. То бишь заключением сделки он уже затыкает за пояс основных конкурентов — Алонсо, Феттеля, Баттона, поскольку становится самым высокооплачиваемым пилотом планеты. Неплохой титул, не правда ли? А ведь его Льюис получит уже в начале пути, что наверняка придаст мотивации и в спортивных битвах.

От кого откажется «Мерседес»: Шумахера или Росберга?

Пока все идет к тому, что моментом истины для «трехлучевых» станет решение семикратного чемпиона мира, намеченное на октябрь. Случись Михаэлю завершить карьеру, дилемма разрешится сама собой: Хэмилтон станет для «Мерседеса» приоритетной целью, тогда как запасными вариантами останутся Нико Хюлькенберг и Адриан Сутиль. То же самое произойдет, рискни Михаэль еще годик повозиться в «королевском классе» за рулем «Феррари». Увольнение Фелипе Массы, вызревающее в уме Стефано Доменикали с мая, позволит Красному барону вернуться в команду, где ковались его самые громкие победы. А затем и обсудить с ней порядок и сроки сотрудничества. «Мерсы» же до конца года, скорее всего, рискнут привлечь кого-то из временщиков (возможно, шорт-лист сформирует все та же немецкая пара), а по зиме уже возьмут играть по-крупному.

Самая же пикантная ситуация грозит возникнуть, случись Михаэлю в одностороннем порядке продлить кооперацию с «трехлучевыми» вплоть до конца 2014 года — по информации Эдди Джордана, у пилота есть такая опция в контракте. Соответственно, тогда Россу Брауну будет куда проще (с юридической и экономической точек зрения) высадить из кокпита Нико Росберга. И, думается, шеф конюшни вряд ли будет думать долго, представься такая возможность. Ведь даже за косвенное отношение к такой линейке пилотов спонсоры готовы будут отвалить кругленькую сумму. Тогда как стагнация молодого немца окажется достаточно веским доводом для оправдания поступка «Мерседеса».

Закрывая вопрос, позволим себе небольшую инсайдерскую ремарку. Найти хоть какое-то подтверждение относительно опционов в контракте Михаэля нам не удалось. А вот слухи о готовности Красного барона завершить карьеру в декабре уже начали доноситься даже из стана «трехлучевых». Возможно, это треп, столь же пустой, как и джордановский. Но то, что «Мерседес» официально подтвердил поиск замены ветерану на случай зимнего самоотвода, вряд ли добавляет оптимизма поклонникам Шумахера.

Уживутся ли два медведя в одной берлоге?

Многие опасаются, что переезд Хэмилтона в Бракли при «живом» Михаэле спровоцирует ремейк уокингского конфликта имени Алонсо. Однако, на наш взгляд, это маловероятно. Во-первых, Норберт Хауг знает британца с младых ногтей, и при желании способен на него положительно влиять. Ну а поскольку моторист «трехлучевых» — отнюдь не последний человек в командной структуре, ему по силам оптимизировать общую иерархию внутри ведомства. Во-вторых, Шумахер достаточно мудр и опытен, чтобы удержать баланс отношений в нужном русле. Тем более что претензии на роль лидера и центра внимания в «Мерседесе» с его стороны нынче вне актуальности. Если уж Росберга за столько времени ветеран не заткнул за пояс, куда тягаться с Хэмилтоном? Особенно при его статусе курицы, что перебралась в Бракли нести золотые яйца. Наконец, технический уровень команды сейчас столь далек от желаемого, что пилотам куда резоннее усилия объединять, нежели тянуть воз в разные стороны. И оба спортсмена наверняка это понимают: привыкшие к победам, Михаэль и Льюис точно сыты по горло второстепенными ролями в борьбе за титул.

Есть ли у «Макларена» запасной вариант?

Возможно, вы удивитесь, но пока нет. Несмотря на то, что переговоры по новому контракту продвигаются туго (это подтвердил даже Мартин Уитмарш), в Уокинге рады продвижению их как таковых. Поскольку Льюис категоричным «нет» на предложения не отвечает и каждый новый вариант берется обсуждать, «серебряные» бодрятся. И обещают до декабря все-таки убедить свое детище не бросать родной дом. Ну, а уж если план провалится, тогда и придет время рассматривать альтернативные варианты. Благо там и Росберг может освободиться, и Сутиль будет готов разговаривать, и Ковалайнена с Пересом окажется реально посадить за стол переговоров…

Статья опубликована 8 сентября 2012 года