9 мин.

7 вещей, которые мы узнали о российской лиге после локаута НХЛ-2004

Не все звезды одинаково полезны

Пожалуй, самый главный вывод, который должны были сделать генменеджеры российских клубов после того локаута, хотя наступать на одни и те же грабли продолжали, продолжают и будут продолжать. Соперников «Ак Барса» должно было колбасить и бросать в дрожь только от перечисления громких имен, собранных в Казани на деньги «Татнефти», но при этом незаигравший в НХЛ Ламот отбивал шайбы чаще обладателя Кубка Стэнли-2004 Хабибулина, связки Ковалев – Ковальчук и Хитли – Лекавалье в плей-офф смотрелись бледнее неизвестных за океаном Власенкова, Непряева, Ткаченко и Антипова. 4-й номер драфта Брайан Аллен и затмивший годом ранее Гашека и Джозефа, вратарь Мэнни Легасе выглядели не лучше Заболотнева и Алексея Егорова из «Химика», а звезда «Оттавы» и сборной Чехии Мартин Гавлат принесла «Динамо» меньше пользы, чем трудолюбивый Алексей Терещенко.

Были и удачные примеры – Дацюк, Марков, Каменский, Морозов, Козловы – но из звездных иностранцев, кроме Ягра, Маркканена и с натяжкой Сикоры, никто толком не сверкнул. Кому-то, как Гавлату, не повезло с тренером, кто-то, как Каспарайтис, не сделал поправку на отличия в судействе, «семейные» скучали по детям, Аллен не понимал Мариничева, Легасе получил травму, а некоторые не могли привыкнуть к заездам на базы.

Больнее всех обжегся «Ак Барс», потративший в том сезоне около 50 миллионов долларов только на игроков. Впрочем, назвать эти деньги выброшенными на ветер нельзя. Опыт – штука бесценная, и с нового сезона комплектация состава в клубе стала вестись аккуратнее. Если бы не разочаровывающие итоги экспериментов с Ричардсом, Хитли и Лекавалье, может и не было бы в Казани трех чемпионских парадов, что прошли в городе за следующие пять лет.

В России хоккеистам готовы платить очень большие деньги

Размер контрактов самых богатых игроков КХЛ прошлого сезона кого-то не впечатлил – есть же те, кто приписывает Кириллу Кольцову оклад в 8 миллионов долларов, но большинство людей шокировал. Уж больно велик контраст между заработками хоккеистов КХЛ и обыкновенных врачей, учителей и социальных работников, а также развитием спортивного маркетинга там, за границей, и здесь, в России. При средней казанской зарплате 5 тысяч рублей в месяц в 2004-м спонсоры «Ак Барса», по данным Sports Illustrated, выписали Ковальчуку оклад в 3 миллиона долларов за сезон (в «Атланте» он тогда получал меньше полутора), Лекавалье и Ричардсу – по 1,5 млн., а всего на 12 пришельцев из НХЛ было выделено около 15 миллионов. С учетом того, что многие из них не провели в команде и трех месяцев, сумма весьма внушительная.

Зарплаты Набокова и Гончара в «Магнитке», Дацюка и Афиногенова в «Динамо», Козлов и Семина в Тольятти доподлинно не известны, но вряд ли число хоккеистов-миллионеров в топ-50 самых богатых спортсменов России по версии Forbes значительно уменьшилось. Игроки средней руки получали от 15-20 тысяч долларов, или около около четверти миллиона в год. Не забывайте и о налогах. В Штатах тот же Ковальчук расставался с половиной заработка, в России, по данным SI, ему платили «чистыми». Уже по окончании локаута Виктор Козлов заявил, что в России можно получать сопоставимые с НХЛ деньги. Тогда в 2005-м от таких слов распирало от гордости.

«Это ненормально, когда при годовом бюджете команды под 60 миллионов долларов билеты на ее матчи стоят 3 – 5 долларов, а на трибуны приходят болельщики, в месяц зарабатывающие в среднем 120 – 130 долларов. С точки зрения экономики это просто абсурд! Или, если хотите, выбрасывание денег на ветер. В российском хоккее никто по большому счету не зарабатывает деньги, что клубы являются не экономическими предприятиями, а игрушками в руках власть имущих или финансовых магнатов, что детские тренеры получают копейки, а многие игроки – миллионы», – говорил Игорь Ларионов весной 2005-го. Он попал прямо в точку. Через несколько месяцев чуть не загнулось московское «Динамо», оставшееся после переезда Шанцева в Нижний Новгород без покровителя.

В России могут и «кинуть на деньги»

По количеству отчислений для расчистки мест под «локаутников» и разрывов контрактов по «обоюдному» согласию сезон-2004/05 побил все рекорды, что само по себе не красило лигу. Были и «темные» истории, вроде той, что случилось с защитником Брайаном Алленом. Игрок подмосковного «Химика» пробыл в команде всего несколько месяцев, но положенные по контракту деньги не получил.

В клубе утверждали, что виноватыми были не они, а агентская компания, занимавшаяся делами Алена, но по странному совпадению кровно заработанные пришли на банковский счет хоккеиста только после того, как он пожаловался на российский беспредел журналистам National Post и заявил, что собирается подать в суд. Осадочек, как говорится, остался.

В России неважная хоккейная инфраструктура

Виктор Козлов удивлялся тому, что в «Ладе» игроки сами занимаются своей игровой формой, а в дворцах спорта нет стиральных машинок. Вячеслав Козлов был в шоке от новокузнецких раздевалок и душевых, а легионеры «Химика» жаловались на то, что перед матчами их кормят рисом и хлебом, а перед посадкой в самолет приходилось набивать себе желудок и запасаться минералкой, так как питание во время полетов отсутствовало.

Трэшевые истории рассказывали Березин, Самсонов, Карповцев, Каспарайтис, Ковалев и, конечно, легионеры. Да что там небогатые Новокузнецк и Нижнекамск. Вот воспоминания Ларионова о поездке к клубам-олигархам: «Ездил в Казань на матч «Ак Барс» – «Химик». Зашел в раздевалки команд. На полу валяются мокрые и грязные вещи. Казалось бы, поставь в комнату сушилку, стиральную машину. Не так дорого это стоит. Клубам точно по средствам. Но никто об этом не задумывается. Это еще раз к вопросу об организации дела, профессионализме».

«Мне приходилось идти в душ с собственным мылом и полотенцем, так как клуб их не предоставлял. Ну и ленту для клюшек я покупал сам», – это история от Алена. Ладно хоть все это компенсировали высокими зарплатами.

В России неважная инфраструктура в принципе

«Золотое перо» по итогам сезона-2004/05 достался Павлу Стрижевскому из «Спорт-Экспресса», но ничуть не меньше этот приз заслужил репортер Sports Illustrated Майкл Фарбер, привезший из Татарстана восхитительную историю о приключениях игроков «Тампа-Бэй» и других НХЛовцев в России (частичный перевод – здесь, оригинал – здесь). Брэд Ричардс вернулся в Канаду, сославшись на травму, как только полетал на старых ЯК-42, Брылин не мог понять, почему в Москве не чистят дороги от снега, полагая, что лед на столичных трассах не хуже, чем на арене в Эдмонтоне; для многих откровением стали размеры кроватей в гостиничных номерах. Ковальчук и Каспарайтис удивлялись власти, который были наделены вахтеры отелей и охранники дворцов спорта, а Патрик Элиаш подхватил гепатит А, из-за чего чуть не завершил карьеру.

«Не знаю, ел ли я плохую еду или порезал себе ногу, и, возможно, что-то попало мне в кровь. Нет таких тестов, которые могут показать причину этого заболевания. Но, вы же знаете, Магнитогорск не лучший город России, особенно для здорового образа жизни. Там непростая атмосфера», – рассказывал чех в интервью Sports.ru. Были и те, кто говорили, что российская действительность им не мешает, но, скорее, из политкорректности и нежелания лишний раз нарываться на неприятные разговоры с руководством.

«Как-то после того выездного матча в Сибири, Лекавалье заболел, его прихватило и ему приспичило в туалет. Немедленно. Вбежав в указанную комнату, он обнаружил просто дырку в полу. Когда все было сделано, ввиду отсутствия бумаги, Лекавалье воспользовался купюрой в 100 рублей (около 3 баксов). В тот раз болезнь оказалось серьезной, и он загремел в больницу.

«Та больница ..., это был похоже на Голливудский фильм 1930-ых годов. Она была действительно старой. Какой-то генерал привез меня и определил в отдельную палату. Я был единственный парень с отдельной палатой. Остальные были в общих комнатах, кровати в которых стояли вплотную друг к другу. Людей носили на старых носилках. Это было похоже на Вторую Мировую войну» (Rough Translation, 2005).

Жаль, что никто из НХЛовцев не добрался до Хабаровска, который в том сезоне играл во второй лиге. Байки Стива Плуффа об экстремальных поездках из аэропорта показались бы невинными шалостями.

Судейство – это большая проблема

Жалобы на работу арбитров были, есть и будут всегда, и не только в российской лиге. Касатонов и Юшкевич говорили, что судейство в чемпионате России хуже некуда еще после первого локаута в 1994-м, а в НХЛ, за несколько месяцев до второй забастовки, тренер «Калгари» Дэррилл Саттер утверждал, что его команду намеренно «душат» в финале с «Тампой». И это цветочки по сравнению с тем, что было сказано о «полосатых» по ходу сезона-2004/05. Особенно неистовствовал Каспарайтис, заработавший в 29 матчах 118 минут штрафа, но претензии были не только у тех, кто бил, но и у тех, кто отвык от зацепов, ударов по рукам и прочей грязи.

«Применял чистый силовой прием «тело в тело» – тут же следовало удаление. При этом огромное количество зацепов клюшками и других фолов ими вообще не фиксировалось! В результате хоккей в России стал, с одной стороны, незрелищным, а с другой – грязным», – возмущался Каспер, а Ковалев признался, что «из-за продажных судей он потерял интерес к хоккею игр через 10». Доставалось, само собой, не только «Ак Барсу». Проблемный вопрос затрагивал вежливый Дацюк, в пух и прах судейский корпус разнес Вячеслав Козлов, будучи еще игроком «Химика», не в восторге был и Алексей Жамнов, и, конечно же, тренеры.

Российская лига по уровню игры приблизилась к НХЛ

И, несмотря на все интриги, скандалы и расследования, нервозность вокруг даты окончания локаута и судейские ошибки, сезон-2004/05 все равно получился отменным. Жалуясь на тесные кровати и необычную еду, никто из легионеров не сказал что-то плохое про общий уровень лиги, напротив отмечая ее силу и непривычно большое количество думающих технарей. Выход в финал скромной «Лады», оставившей позади себя богатеньких «Ак Барс», «Авангард» и «Магнитку», стал лишним подтверждением, что деньги в хоккее еще не все, а сколько в том году было красивых голов….

С этим можно поспорить, но годичная командировка в Москву помогла прибавить даже Павлу Дацюку, который после чемпионства с «Динамо» еще увереннее заиграл в «Детройте».