7 мин.

10 африканских футболистов, которых не понимали в России

Удаленике Эменике за «жест Это’О» вызвал глубочайшее удивление на просторах футбольного интернета и самую разную реакцию официальных лиц. Sports.ru вспоминает десятку африканских футболистов, столкнувшихся в России с недопониманием, и отслеживает их дальнейшую судьбу.

10. Джейкоб Лекхето

Помимо забавного празднования голов у полюбившегося всем южноафриканца развилась котофобия: даже в столовой Лекхето старался не попадаться на глаза милым пушистым животным, поскольку в ЮАР кошки из уютных домашних питомцев превращаются в свирепых охотников и сторожей. А еще защитник «Локо» запомнился тем, как ловко он забрался на крышу базы с чемпионским кубком на плече. До чего же горько осознавать, что три с половиной года назад Лекхето не стало. Забудем о небольших заморочках – легионера лучше в «Локомотиве» не было никогда.

9. Люк Зоа

Легендарный камерунский защитник, технично поразивший собственные ворота в дерби против ЦСКА. «При том футболе, в который играл «Спартак», это могло произойти, – уверяет Зоа. – С фланга шел прострел, я хотел выбить мяч на угловой, но он попал в ногу и залетел в ворота». Осенью африканца избили хулиганы, после чего Зоа попал в больницу и вскоре уехал зарабатывать авторитет в «Анжи». Поиграв еще год в любительской лиге, бывший спартаковец по прозвищу «Тридцать А» позабыл о тяготах игры за рубежом и занялся автомобильным бизнесом на родине.

8. Андре Бикей

Истинный повод для покупки камерунцем травматического оружия так до сих пор и не ясен: по одной версии, бывший футболист «Шинника» и «Локо» испугался вида избитого друга-соотечественника, по другой – самолично спасался от троицы злодеев. Для защиты своей семьи Бикей приобрел пистолет, однако менее буйным характер футболиста от этого не стал – он и на поле нередко творил невообразимые вещи от грубых необязательных фолов до жестоких драк.

В полуфинале Кубка Африки Бикей сцепился с медработниками и был мгновенно выписан с поля под град летевших с трибун бутылок, а неприятные воспоминания о России засели в нем настолько глубоко, что после объявления страны-хозяйки ЧМ-2018 африканец не преминул пожаловаться на свое прошлое: «России будет нелегко объединить людей из разных стран и разных культур. В этой стране была проблема расизма, когда я там играл. Болельщики плохо относились к чернокожим игрокам. Причем я сталкивался с этим не только на стадионах».

7. Серж Бранко

Следующий представитель Камеруна также не обошелся без встречи с пистолетом, правда, выступил в качестве потерпевшего. «Когда я играл в самарских «Крыльях», на меня напал ассистент главного тренера Омари Тетрадзе с оружием в руках и еще попытался ударить табуреткой», – возмущался Бранко. «Он после матча обматерил главного тренера и разломал всю раздевалку», – парировал Омари Тетрадзе, резко отрицавший наличие пистолета.

Впрочем, экстравагантный камерунец, любивший сочинять на голове самые разнообразные прически, запомнился совершенно по другому поводу – в матче против ЦСКА Бранко задумал посидеть на мяче, чем вызвал ярость Даниэла Карвальо и вместе с ним отправился отдыхать раньше намеченного срока. «Найдите мне в правилах пункт, который запрещает сесть на мяч!» – вопил после игры африканец. Его так никто и не услышал.

http://video.rutube.ru/23d3436098c942b83689406e1d8c86a8

6. Эссьен Фло

По количеству странных проделок этот нигериц едва не опередил даже Ибру Кебе: он вполне мог появиться на людях без одежды, а в драках пускал в ход не кулаки, а зубы. Неясно только, чем провинились щиты стадиона имени Стрельцова, на которые Фло справил нужду прямо во время одного из матчей – «недотерпевший до перерыва» угодил в руки милиции и еле-еле был отбит спартаковским пресс-атташе Александром Львовым. Каким-то образом этот нападающий протянул в «Спартаке» аж два года, а его фамилия даже угодила на один из баннеров красно-белой торсиды. Остается надеяться, что вьетнамским аренам, где Фло довелось поиграть после отъезда из России, повезло куда больше торпедовской.

5. Питер Одемвинги

Представители «Локомотива» были счастливы, что сумели увести русского нигерийца из-под носа у «Спартака», однако спустя всего полгода нажили кучу проблем с зазнавшимся форвардом. Ринат Билялетдинов в качестве и.о. главного тренера «Локо» заявил в сердцах: «Мне хватило четырех дней, чтобы разобраться с этой коммерческой сворой, с гастарбайтерами Одемвинги и Родолфо. Перед матчем с «Пао» я включил Одемвинги в число запасных, на что он ответил: «Я лучше матч на трибуне посмотрю». Сумасшедшие деньги просто развратили таких игроков, возвысили их над другими».

В 2008-м Питер был оправдан и сумел забить с десяток мячей, но затем сбавил обороты и был продан в Англию. Болельщики «Локомотива» отблагодарили покупателей красочной вывеской, а сам Одевинги рассудил так: «За три года «Локомотив» так и не добился никаких результатов, которые были необходимы. Все это помогало болельщикам в их стремлении сделать меня козлом отпущения. А еще они позволяли себе расистские выкрики в мой адрес».

4. Чиди Одиа

Из безобидного празднования гола Мигеля Данни португальцы раздули проблему мирового масштаба, после чего зенитовского полузащитника склоняли и освистывали всю игру на «Эштадиу Драгау». В свою очередь, ветеран ЦСКА Чиди Одиа изобразил писающую собачку в четвертьфинальном матче Кубка УЕФА против «Осера» и вместо гнева вызвал череду саркастических улыбок. «Это моя фишка, которой я отмечаю свои голы. За всю карьеру у меня голов-то было всего ничего, но я всегда праздновал их именно так», – объяснил свой поступок Чиди, отыгравший в ЦСКА целых семь лет.

«Как только Чиди и Лекхето забивали первые голы, они сразу бежали к угловому флажку, падали на колени и демонстрировали писающую собаку. Естественно, все подбегали и давали им пинка — тем более они в такой удобной позе находились», – с улыбкой вспоминает африканцев Сергей Игнашевич. В феврале нынешнего года Чиди Одиа покинул ЦСКА и сейчас находится в статусе свободного агента.

3. Уво Мусса Маазу

Трансфер, казавшийся очень перспективным, стал одной из главных неудач Евгения Гинера. Поначалу все складывалось неплохо: сезон-2009 нападающий из Нигера начал ярко даже на не слишком привычной для себя позиции, но затем получил свою порцию уханий с трибун и ближе к осени с головой ушел в религию, строго соблюдая пост.

«Самый странный легионер ЦСКА, прошедший при вас через команду?» – спросили Василия Березуцкого в недавнем интервью Sports.ru. «Да они все странные. Самый-самый? Такой худой, высокий и бежал быстро... Да, Маазу. Он был мусульманином, который в Рамадан ничего не ел, а на ночь набирал себе больших бутербродов с маслом. Еще пытался перелезть через забор базы и убежать. Зачем – трудно сказать. Поговорить с ним было тяжело, потому что он это делал только на французском».

Из Москвы Маазу довольно быстро уехал во Францию. Именно так, кочуя от одного французского клуба к другому, африканец и проводит свою футбольную карьеру.

2. Ибра Кебе

Несмотря на вопли о расизме, процветавшем в «Спартаке», ранимый сенегалец отыграл в красно-белой футболке с полсотни матчей. Запомнился только не дублем в ворота «Алании», а полнейшей невменяемостью и неуправляемостью. О приключениях Кебе в России можно написать книгу – настолько многогранной и увлекательной выдалась его жизнь в нашей стране, при этом истории про конфликты с милицией, куриные кости под кроватью, переломанную мебель в комнате на базе и выслеживание Славко Матича с ножом в руке заняли бы свои законные места на первых страницах.

Впрочем, сенегалец уверяет, что ни костей, ни ножа не было и в помине, в противном случае разве мог бы Кебе при столь противоречивой репутации доиграть в России до нынешних времен? Как бы то ни было, трансфер этого африканского весельчака еще в январе принадлежал «Анжи», а сейчас Кебе открыт для новых предложений.

1. Эммануэль Эменике

Один из самых эффективных африканцев сегодняшней премьер-лиги еще толком не успел оправиться от турецкого стресса, как спустя полгода получил порцию негатива на русской земле. В матче против «Динамо» спартаковского бомбардира достали расисты, и за «жест Эффенберга» нигерийцу впаяли условную дисквалификацию. Теперь же стоило Эменике постучать пальцами по вене, как судья Казьменко даже не дал допраздновать гол и мигом выгнал с поля опасного преступника. Ишь, вздумал брать пример с Самюэля Это’О из финала Лиги чемпионов!

Вряд ли Эменике будет оправдан перед матчем со своим любимым «Локомотивом», однако и без того признание в «Спартаке» африканец нажил не дурацкими выходками имени Ибры Кебе, а забитыми мячами. Их, кстати, набралось уже 13 в 22 играх.