11 мин.

Легенды чемпионатов мира. 80-е

Владислав Третьяк (СССР)

Годы: 1970 – 1979, 1981 – 1983.

Титулы: Лучший вратарь ЧМ-1974, 1979, 1981, 1983. 10-кратный чемпион мира. Лучший хоккеист Европы 1981, 1982, 1983.

В семидесятые за право считаться самым надежным европейским кипером с Третьяком на равных спорил Голечек. После того как он завершил карьеру, конкурентов у Владислава не осталось. Но не потому, что повывелись классные вратари. Чех Кралик, шведы Линдмарк и Линдберг, наш Мышкин тоже были выдающимися мастерами ловли и не позволяли опускаться планке мастерства, поднятой легендами 70-х на поднебесную высоту. Просто Третьяк в первой половине 80-х достиг пика возможностей, который для всех остальных был недоступным Эверестом. Ему в те годы категорически невозможно было забить. Все дело в том, что если другие тренировались и играли в воротах, то Третьяк в них, можно сказать, жил. И никто бы не удивился, наверное, если бы выяснилось, что под левой штангой есть потайное углубление во льду, где у него хранятся матрас, кипятильник и бритвенный станок. Он и ушел из хоккея до срока, скоропостижно, потому что устал от такой жизни.

Лучший турнир. На чемпионате мира-83 Третьяк высушил четыре матча из семи (и пропустил лишь четыре штуки в трех других), а на своем последнем турнире в олимпийском Сараево оставил с «баранками» в финальном турнире и канадцев, и чехов. Но поскольку Олимпиады здесь не считаются – 1983-й.

Лучший матч. У Третьяка их несколько десятков. Можно выписать каждый на отдельную бумажку, сложить все в шапку и достать первую попавшуюся – ошибки не будет.

Альтернатива. Иржи Кралик и Доминик Гашек, два чехословацких вратаря. Первого признали №1 на чемпионатах-82 и -85 (и в том же 1985-м – лучшим хоккеистом всей Европы), второго – в 87-м и 89-м. Отличительной чертой Кралика была сосредоточенность, переходившая в отрешенность: казалось, что на площадке он видит и слышит только шайбу. Если Иржи ничто не отвлекало и не беспокоило, он ловил все, что пыталось пролететь рядом с ним. И – в это, наверное, трудно поверить, но придется – пропускал даже меньше Третьяка. Гашек же, впервые появившись на широкой публике в 83-м, удивил «ползучестью»: он первым взял моду играть сидя и лежа на льду вопреки всем классическим канонам. И очень скоро доказал, что этот стиль вполне контрацептивен для ворот.

Вячеслав Фетисов (СССР)

Годы: 1977 – 1978, 1981 – 1983, 1985 – 1987, 1989 – 1991.

Титулы: Лучший защитник ЧМ-1978, 1982, 1985, 1986, 1989. 7-кратный чемпион мира. Лучший хоккеист Европы 1984, 1988.

С какой стороны ни возьмись, как ни верти в разные стороны исторический круг, итог получится один: лучшие полевые игроки чемпионатов мира 80-х – вся наша «Первая Пятерка» в полном составе. Можно, конечно, повести себя вызывающе и заявить, что лучшим центрфорвардом в 80-е был Уэйн Гретцки (он ведь приезжал в 82-м? Приезжал, отхватил приз самому результативному), но смысл? Все турниры 80-х, и у Гретцки в том числе, выигрывала «ФК КЛМ», а в 85-м и 87-м она осталась без золота лишь потому, что тренеры соперников были хитрее Виктора Тихонова и выталкивали против «Пятерки» бойцов, стоявших насмерть, а звезд тихонечко перетаскивали в другие блоки, чтобы утюжить остальные наши звенья.

В общем, даже думать не пришлось, кто на этот раз в «Олл старс» десятилетия. Тем более что среди защитников выбора вообще не было: Фетисов и Касатонов возвышались над мировым хоккеем как тополя над Плющихой, ну или, если вам не нравится несовпадение количества, – как Гаргантюа и Пантагрюэль над Парижем. Фетисов, на мой личный вкус, вообще был лучшим хоккеистом Европы тех времен и тех народов. В 70-е довелось сравнить Васильева с Бобби Орром, чуть кивнув в пользу второго. Вячеслав Орра, пожалуй, превзошел: атаковали они оба одинаково здорово, но наш еще и защищался песенно. Все, что было давеча сказано про Васильева, целиком относится к Фетисову: маневренный, зоркий, всевидящий, вратарская надежда и опора. Везде успеет, всякого встретит, на корпус примет, шайбу отберет, клюшку отберет, шлем отберет – и уже сделал длинный пас на голевой проход Макарову или Крутову, и уже сам у дальней синей линии, чтобы вторым темпом, чтобы не пропадал хороший длинный пас. Знаете, сколько раз защитник Фетисов с 1980-го по 1990-й заканчивал турниры в пятерке лучших бомбардиров? Три. А сколько раз в десятке? Семь. А сколько… Эх, да чего там.

Лучший турнир. Два турнира у него были особенными. В 1985-м – после страшной автокатастрофы летом 84-го, после которой Фетисов остался без родного брата и заново учился ходить. И в 1990-м, после развода с Тихоновым и внезапного возвращения в команду на чемпионат мира. Оба раза Вячеслав был образцовым защитником.

Лучший матч. Несомненно, в 1982-м с Канадой, когда он выиграл личный микроматч у Гретцки со счетом 2:1. И, символизма ради, последний «золотой», в 1990-м с Чехо-Словакией: в тот день все 5 безответных шайб влетели в ворота Гашека, когда на льду находилась пара защитников Татаринов – Фетисов. С передач нашего героя были забиты три гола.

Альтернатива. Сравнивать с Фетисовым можно только канадца. Поскольку Ларри Робинсон слишком уж редко, непозволительно редко выбывал из Кубка Стэнли на ранних стадиях и отметил командировочный лист всего лишь на одном мировом первенстве, остается только один вариант – Крэйг Хартсберг, лучший защитник ЧМ-87, которого явно не за гражданство регулярно включали в символические сборные.

Алексей Касатонов (СССР)

Годы: 1981 – 1983, 1985 – 1987, 1989, 1991.

Титулы: Лучший защитник ЧМ-1983. 5-кратный чемпион мира.

Касатонов был повыше Фетисова, да и в плечах пошире, в дверные проемы входил исключительно боком, а при столкновениях вызывал у соперников ассоциации с «КАМАЗом», «Татрой», «Сканией», «МАНом» – в зависимости от национальной принадлежности пострадавшего. Играл Алексей проще и строже, но это вовсе не означает, что в компании мастеров он был чернорабочим – такая же мегазвезда, как остальные, с полным чемоданом умений и талантов. Просто менее яркая и не особо вписывавшаяся в протокол.

Лучший турнир. Чемпионат 1983-го, когда Касатонов в довесок к традиционно безупречной чистоте в своей зоне, сам того не ожидая, сделал 10 голевых передач и стал лучшим созидателем голевых моментов. Причем 4 шайбы с его помощью наши забили шведам и по 2 – чехам и канадцам.

Лучший матч. Как раз со шведами в финальном турнире ЧМ-83. Наши выиграли 4:0.

Альтернатива. Андерс Эльдебринк (Швеция), славный защитник чемпионов мира 1987 года. Между прочим, в величайшем матче, выиграв который у Канады 9:0, «Тре Крунур» завоевали золото, Эльдебринк мало того, что не позволил форвардам из НХЛ приблизиться к воротам Линдмарка, но и сам забил – третью шайбу, после которой все было решено. Интересно, что в «Олл старс» шведа тогда не включили, зато в 1989-м и 1990-м сделали это с превеликим удовольствием.

Сергей Макаров (СССР)

Годы: 1978 – 1979, 1981 – 1983, 1985 – 1987, 1989 – 1991.

Титулы: Лучший нападающий ЧМ-1979, 1985. Лучший бомбардир ЧМ-1983, 1985, 1986. 8-кратный чемпион мира. Лучший хоккеист Европы 1980, 1986, 1989.

Некоторые фигуристы по секрету записывались на тренировки ЦСКА, чтобы украдкой посмотреть, как катается Сергей и, быть может, вызнать секрет виртуозной коньковой техники. В этой неестественной обуви крылоногий Макаров мог сделать все: пробежать кросс, станцевать рок-н-ролл, погулять с девушкой, принять душ, угнать трактор. Но если у многих хоккеистов способности только катанием и ограничены, то на Макарова можно было водить и целые хоккейные команды мастеров – поучиться на ураганной скорости привязывать невидимым шнурком шайбу к клюшке, а через пару секунд, уже пролетая мимо чужих ворот, положить ее ровно в тот отсек, куда не падает тень от вратарской руки. В лучшие годы… а впрочем, у Макарова они все были лучшими, от безусых 70-х до энхаэловских 90-х с небольшой проседью. Всегда, везде Сергея признавали и чествовали. Последний большой приз он получил в НХЛ в 32 года, как лучший новичок. Настоящих молодых в том сезоне на фоне Макарова никто и не заметил.

Лучший турнир. Любой. Но если брать совокупность успехов, то московский ЧМ-86, где он стал самым результативным, вернул себе и сборной титулярный статус, в составе всей пятерки вошел в «Олл старс» турнира и в конце всего получил «Золотую клюшку», как лучший игрок года на континенте.

Лучший матч. С Канадой в первой игре финального турнира ЧМ-86. Макаров три забил, одну отдал, еще в двух голах принял участие тактическими действиями, и сборная СССР выиграла – 7:4.

Альтернатива. Владимир Ружичка (Чехословакия), лучший бомбардир ЧМ-89, чемпион мира-85 (и Олимпиады-98), один из самых талантливых хоккеистов Европы того времени и лидер национальной команды. Если бы на мировом первенстве существовал приз зрительских симпатий, он наверняка чаще всего доставался бы Ружичке – публика буквально повизгивала от удовольствия, наблюдая за его ловкими трюками с клюшкой. А в XXI веке Ружичка два раза приводил Чехию к золоту чемпионата мира как тренер. Впрочем, он такой здесь не один.

Игорь Ларионов (СССР)

Годы: 1982 – 1983, 1985 – 1987, 1989.

Титулы: 4-кратный чемпион мира.

В отличие от партнеров по пятерке у Профессора послужной список на чемпионатах мира небогат: судьба наполнит его доверху в конце следующего десятилетия, когда Ларионов будет служить в «Детройте». В том недостаток цифр, что они подчеркивают и без того явную видимость, разукрашивают спорт декоративными рюшами, наполняют гелиевым сиянием витрины и афиши, но часто не пригодны тому, кто хочет увидеть изнанку, понять подоплеку и определить подлинность. Так что если судить о Ларионове по цифрам – то он проиграет заочный спор, например, Вячеславу Быкову. Или Николаю Дроздецкому (неважно, что один центрфорвард, а другой крайний). Статистика – не за Ларионова.

За него, если выражаться расфуфыренно, – хоккей. Игорь был удивительной фигурой в этой могучей пятерке – невысокий, стройный, можно даже сказать, ботаник, к которому Касатонова нужно было приставлять хотя бы для того, чтоб не обидели. Да только Ларионов сам мог наподдать кому угодно. Не в физическом смысле, конечно. Он любого противника мог выставить балдой. У него при себе, кроме чудо-клюшки и профессорского мозга, всегда было два воображаемых предмета – связка финтов и коробка передач. В человеческом обществе очень часто маленький и тщедушный командует ротой мордоворотов, вот и Ларионову в пятерке была отведена роль управляющего, и он лично определял, когда финт, кому передача. Проще говоря, раздавал на площадке молчаливые указания: тебе бежать, тебе забить, а ты, соперник, не мешай.

Можно, наверное, представить в этой пятерке кого-нибудь другого на месте Макарова. Подыскать синоним или антитезу Крутову тоже, если попытаться, получится. Без Ларионова, есть подозрение, никакой великой пятерки не сложилось бы. Не случайно же ее формирование было закончено, только когда появился он – последним, необходимым пятым элементом.

Лучший турнир. Так как Олимпиады не берем, то – ЧМ-83.

Лучший матч. Вообще, конечно, на олимпийском турнире в Калгари против Швеции, обеспечивший нашим золото. Это была не просто «лучшая игра», это была игра имени Ларионова. Но редактор Белов сказал: нельзя. Поэтому – «золотой матч» ЧМ-89 с Канадой. Наши выиграли 5:3, Игорь забросил две шайбы, и это были его последние голы, последний титул и вообще последний турнир в Европе. За сборную России он играл только на американском континенте.

Альтернатива. Стив Айзерман (Канада) трижды побывал на чемпионатах мира. В 85-м при его деятельном участии канадцы впервые с 1961 года обыграли и опередили сборную СССР. В 89-м гениальные передачи Айзермана вывели в ранг MVP турнира его земляка Брайана Беллоуза. А в 90-м уже Стив при поддержке Брайана заполучил призы лучшего нападающего и бомбардира.

Владимир Крутов (СССР)

Годы: 1981 – 1983, 1985 – 1987, 1989.

Титулы: Лучший нападающий ЧМ-1986 и 1987. Лучший бомбардир ЧМ-1987. 5-кратный чемпион мира. Лучший хоккеист Европы 1987.

Телезрителей не покидало ощущение: то ли Крутов не выспался, то ли ему зубы жмут, или он навалять кому-то хочет, или рассола огуречного… С таким вот устало-недовольным выражением лица Владимир и уничтожал соперников год за годом, причем после заброшенных шайб даже не пытался улыбаться – какое, мол, тут может быть веселье? Как же неправдоподобно он юлил клюшкой! Будто и не двигал ею – а соперник улетал в сторону, другой падал, третий застывал на месте. Будто и не было броска, и вратарь продолжал ждать и верить в свою ловушку – а погрустневшие партнеры уже выстраивались в центральном круге вбрасывания. Внешне Крутов был, пожалуй, наименее заметным в пятерке, но, как часто случается с незаметными, – самым крутым.

Лучший турнир. ЧМ-1987.

Лучший матч. Не счесть. В 87-м он блистал в матче с Швецией, забил 2 гола, но остальные звенья напортачили, матч завершился вничью 2:2, а потом шведы расколошматили канадцев, сделав себе чемпионскую разность шайб. А в финальном турнире ЧМ-86 он набирал по 4 очка (2+2) во встречах с Канадой и Финляндией – тоже неплохо.

Альтернатива. Иржи Лала (Чехословакия), лучший нападающий ЧМ-83 и наряду с Ружичкой герой турнира 1985 года. Самый результативный хоккеист чехословацкой сборной первой половины 80-х. Лалу, помимо звериного голевого чутья, отличал сильный характер – лучшие свои матчи он проводил против главных соперников: СССР, Канады, Швеции, США. Так было и в 83-м, когда голы Иржи едва не вознесли его команду на итоговое первое место, и особенно в 85-м: в финальном турнире звено Пашека, в котором он выступал правофланговым, забросило 5 шайб американцам (Лала сделал хет-трик), 4 канадцам (три на счету Шейбы) и победную в ворота сборной СССР.

* Автор – редактор журнала «PROспорт»