3 мин.

Много Гуса. И ничего

Московский поединок футбольных сборных России и Хорватии оказался единственным квалификационным матчем минувшей среды, где трибуны не увидели голов.

Неузнанный Хиддинк. Пожалуй, это главное впечатление, закрепленное в сознании финальным свистком испанца Мехуто Гонсалеса. Лейтмотив минувшего лета, с назойливым резонансом выдувавшийся горнами отечественных СМИ, подготовил публику к пришествию чудотворца. Рассказы о московских деяниях голландского тренера в последнее время все больше трансформировались в образчики жанра жития. Там не хватало разве что изложения ночных снов любимого героя. Сам Гус Хиддинк навязанным ему образом, пожалуй, тяготился. Он, насколько мог и имел время, разубеждал окружающих в своей исключительности. Впрочем, никакие проявления личной скромности не помогли так скоро развеять ореол небожителя, как сделали это два тайма игры в Черкизове.

По большому счету, подозрения в том, что голландец – не ясновидящий, а вполне от мира сего, стали закрадываться в души болельщиков с приходом совершенно рутинных вестей из стана сборной. Тренировочные нагрузки разбередили недавнюю травму Смертина. От микроповреждений не убереглись Игнашевич и Погребняк. В нелепой роли Фигаро, разрывавшегося между двумя командами – главной и молодежной, предстал номинально первый ассистент Хиддинка Бородюк. Разве что решение разделить предматчевый сбор на этапы «Бор» и «Holliday Inn» воспринялось смелым ноу-хау. Эффективность которого, увы, пока ничем не подтвердилась.

…В поединке с хорватами в исполнении россиян выдался единственный, минут в десять, игровой отрезок, назвать который изумительным не позволяет лишь отсутствие гола. Хронологически он привязан к выходу на замену Погребняка с выдвижением в атакующие напарники к нему Аршавина. Ценность этого всплеска не столько даже в четырех проникающих атаках, разворотивших чужую штрафную, сколько в идейном наполнении. Команда вдруг слаженно задвигалась, зло заработала в высоком прессинге, ошарашила и даже напугала этим соперника, а в нас воскресила лучшие воспоминания о прежних хиддинковых дружинах.

Жаль, скоротечность момента лишь усугубила недоумение по поводу того, что происходило на поле до и после. Возможно, яркости впечатления помогло совпадение вспышки с недолгой утратой бдительности Славеном Биличем. Показалось, что начинающий хорватский рулевой излишне вдохновился выстрелом Рапаича в штангу со штрафного. Это намекало, что у гостей и после перерыва сохранился первотаймовый перевес. Билич рискнул его закрепить, задумал освежить наступление выходом на замену Петрича, отвлекся и поначалу никак не отреагировал на трансформацию в атакующих порядках и перемену в настроении у россиян. Молодому тренеру помогли братья Ковачи. Бывавшие в переделках похлеще этой, они и без подсказки со скамейки мудро стреножили панику, успокоили партнеров. А получив в подмогу, пускай и запоздалую, умелого разрушителя Леко хорваты спокойно довели матч до угодного им сухого остатка. Не забудем при этом, что лишь расстояние в диаметр штанги уберегло нас от удвоения «с» в фамилии Класнич, когда форвард «Вердера» ловко бил через себя из окружения трех защитников – за пяток минут до финального свистка…

Игра выдалась нежданно простоватой. Оппоненты мало «двигали фишки», предпочли рисковости осмотрительность. Хиддинк в такой ипостаси нам, считай, незнаком. В первой половине его ученики были заметно хуже гостей в контроле над мячом. Показалось, что при его потере команда отступала излишне глубоко и дарила соперникам время обстоятельно готовить позиционные атаки. На долгие промежутки «исчезал» из игры капитан Алдонин. Одинокий Павлюченко с трудом цеплялся за мяч из-за несмелой поддержки инсайдов Аршавина и Измайлова. Загруженные профильной работой фланговые защитники Анюков и А.Березуцкий и думать не смели об участии в организации атак. А для их центральных собратьев Игнашевича и Колодина понятие «первый пас» сделалось синонимом слова «беда». К моменту, когда на 61-й минуте Семшов нанес первый российский удар в створ ворот в активе хорватов таковых числилось уже восемь…

Шанс повернуть матч в иное русло у россиян и их тренера, мы ведь видели, был. Хидинк предпочел не бросаться за ним сломя голову и отказался даже от своего фирменного приема: смелых замен на флажке. Согласимся, что время удивлять нас чем-то иным для голландца еще не пришло? А что, есть другие предложения?

Сергей НОВИКОВ