3 мин.

Украинцы выполнили заветы Лобановского

Ночь с понедельника на вторник западные границы России провели неспокойно: украинские соседи гуляли до самого утра. Впрочем, повод для ночного дебоша был более чем уважительным: сборная Украины добилась высочайшего достижения в истории всего постсоветского футбола - прорвалась в число восьми лучших команд планеты. В 1/8 финала игроки сборной Швейцарии превратились в упрямых швейцаров: весь матч прогибаясь под атаками соперника, они довели дело до серии пенальти, но все-таки пропустили команду Олега Блохина в четвертьфинал.

"Да шо ты с этого Шевченко сейчас возьмешь? Он же контракт с "Челси" подписал и поэтому ноги из любого стыка убирает. Ты знаешь, как его у нас назвали после групповых матчей? Самая дорогая недвижимость Украины! Вот Воронин гораздо меньше Шевы умеет, но бьется — уф! — как лев". Андрей, 30-летний болельщик из Киева, сидел на ступеньках перед знаменитым Кельнским собором и, запивая сэндвич пивом, ретранслировал то недовольство, которое украинские футболисты вызвали у себя на родине после группового турнира. Спустя шесть часов его возмущение будет подретушировано: Воронин отыграет встречу очень бледно, а Шевченко проведет свой лучший матч на этом чемпионате, не забив при этом, правда, первый послематчевый пенальти.

"Откуда? Откуда у них взялся Тотти?" — спустя час после окончания матча итальянские журналисты бегали по смешанной зоне и дергали за рукава своих восточноевропейских коллег. Тотти — это Артем Милевский, самый стильный участник украинского триумфа. Выполняя свой удар с "точки", молодой форвард подсек мяч и издевательски закинул его в ворота — точь-в-точь, как это сделал Франческо Тотти в полуфинале Евро-2000 против Нидерландов. "Ну я уже не первый раз так пенальти кладу, — почесывая затылок, говорил Милевский. — Вот на недавнем молодежном чемпионате Европы в первом матче точно так же забил. Забавно, что следующую встречу мы будем играть с Италией: на всех крупных турнирах она моей любимой командой была".

Свежие действия Милевского вместе с пуленепробиваемой игрой Шовковского — пожалуй, главные элементы шоу, на которые украинцы сподобились в матче со Швейцарией. Лучшим индикатором того, насколько пустой для нейтрального наблюдателя оказалась эта игра, стало поведение трибун. Немецких болельщиков на стадионе было большинство. Поначалу они терпеливо мирились с чрезмерно осторожной игрой команд, затем в самые тоскливые отрезки матча скандировали имя Лукаша Подольски (молодой звезды сборной Германии, этим летом перешедшей из местного "Кельна" в "Баварию"), а под конец второго тайма и вовсе принялись яростно свистеть. Такой футбол им явно был не нужен.

Изменить настроение трибун участникам матча никак не удавалось. Особенно тяжело было украинцам: до матча 1/8 финала дотерпела лишь малая часть болельщиков, выбравшихся в эти недели в Германию. Мало того, некоторые из тех, кто все-таки остался на чемпионате, перед матчем столкнулись с проблемой покупки билетов. В итоге тысяча славянских болельщиков, большая часть которых была сосредоточена в одном из углов стадиона, смотрелась очень тоскливо. Даже российский флаг, гордо реявший среди желто-синей толпы, не спасал ситуацию.

После исторической победы украинцы расставались с раздевалкой очень медленно. Защитник Несмачный, весь матч избиваемый на своем левом фланге, шел к автобусу с намотанным на колене эластичным бинтом. Воронин, проходя мимо Шовковского, прокричал на всю ивановскую: "Саша, ты лучший!". Шевченко бежал быстрее паровоза, на ходу целуясь с итальянскими журналистками и с заметным воодушевлением давая интервью на изучаемом им сейчас английском языке. Тяжелее всех шел отыгравший отличный матч в центре обороны Гусин, державший за спиной небольшой украинский флаг. "Вы сами видели, как мы устали: после решающего пенальти я рухнул в центральном круге и не мог присоединиться к ликованию, — прошептал защитник самарских "Крыльев Советов". — Следующая игра, конечно, еще та будет. Италия — неудобный соперник, хорошо играющий в обороне. Как играем мы, вы сами знаете. Так что зрелищного матча не ждите".

Его, в общем-то, и не ждут. После выхода команды Блохина в четвертьфинал, кажется, все поняли, почему тезис "игра забывается, а результат остается" принадлежит именно Валерию Лобановскому — великому украинскому тренеру.