3 мин.

Анатолий Карпов: «Пытался пристрастить к игре даже Марадону»

Сегодня в Цюрихе стартует представительный турнир по быстрым шахматам, посвященный 150-летию банка Credit Suisse. За доской встретятся гроссмейстеры Гарри Каспаров, Юдит Полгар, Виктор Корчной и Анатолий Карпов. Накануне этого уникального матча экс-чемпион мира Анатолий Карпов дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Известий» Валерию Китченко.

вопрос: Не теряют ли современные шахматы свою привлекательность, на ваш взгляд?

ответ: Теряют, и не последнюю роль в этом сыграла деятельность президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Конечно, идеальной системы розыгрыша нет. В годы моего чемпионства каждый матч за шахматную корону длился 70 дней. Это безумно много! Но и нынешнюю нокаут-систему я не воспринимаю категорически. Сегодня из-за раздвоенности системы розыгрыша даже шахматисты с трудом вспоминают имя чемпиона мира. Или вообще не могут ответить, кто же сейчас сильнейший. Мне думается, нужно вернуться к матчевой системе, играть от 14 до 18 партий и укладываться в 20—25 дней, поддерживая интерес СМИ и любителей шахмат.

в: Вы не участвуете в турнирах по швейцарской системе, зато довольно часто проводите сеансы одновременной игры, в том числе и с заключенными. Играете в полную силу?

о: Естественно, не в полную. Хотя сеанс — это работа, причем не простая. Попробуйте два с половиной часа походить без перерыва, не говоря уже об умственной нагрузке. Я подхожу к сеансам серьезно: не раздаю ничьи, но и даю людям возможность проявить себя. Также по линии Благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца организовал обучение шахматам в школах-интернатах для сирот и детей с ограниченными физическими возможностями. Этим летом мы передали шахматный инвентарь и методики в школы-интернаты для слепых и глухих детей в Башкирии, Челябинской и Свердловской областях.

в: Школ у вас много?

о: Более трех десятков. Я открываю их только при условии подписания договора с губернатором области или мэром города, где создается школа Карпова. Обучение должно быть только бесплатным! Считаю, что в России невозможно отказаться от социальных программ, поскольку страна находится в тяжелых климатических и хозяйственных условиях. Я не ставлю сверхзадачу, чтобы было много гроссмейстеров. Но если человек прикоснулся к шахматам, они останутся с ним на всю жизнь и во многом помогут.

в: Прошлогодняя партия с Диего Марадоной, в которой роли фигур на большой шахматной доске играли воспитанники аргентинской шахматной школы, — из этой же серии?

о: Я приехал в Аргентину в тот момент, когда Марадона начал вести на телевидении ток-шоу «Вечер с десятым номером». В прямом эфире мы поговорили с ним о спорте и попытались изобразить символическую партию. В шахматах Диего не силен, но с уважением относится к игре. На память я подарил Марадоне шахматы-«неваляшки», дизайн которых разработал сам и назвал их «Непобедимые». Ни одну фигурку этих шахмат нельзя уронить, что символизирует несгибаемость и упорство русского характера.

в: Весной вы справили 55-летие. Как у вас на все хватает сил?

о: Действительно, дома я бываю лишь три-четыре месяца в году. От кочевой жизни немного устаю, в последнее время начал это чувствовать. С другой стороны, все время нахожусь в тонусе. Если дать послабление нервной системе, потом будет трудно собраться. Наверное, шахматы научили меня экономично и внимательно относиться к распорядку дня. Хотя семья и родственники страдают. Для общения с ними остается совсем мало времени. Но я вошел в этот ритм, кручусь как белка в колесе. С 1984 года, как начались эти безумные матчи с Каспаровым, я больше 10 дней подряд не отдыхал.