6 мин.

Шпионский скандал в шахматах

Уже около полугода многие известные гроссмейстеры и мастера обвиняют чемпиона мира по шахматам болгарина Веселина Топалова в том, что во время официальных соревнований он пользуется подсказками компьютерных программ. После недавнего супертурнира в Софии, завершившегося очередным триумфом Топалова, подобные разговоры вспыхнули с новой силой. Выяснилось, что в партиях второго круга с основными конкурентами, Виши Анандом и Гатой Камским, почти все ходы чемпиона совпали с рекомендациями одной из сильнейших на сегодняшний день шахматной программы с нежным именем «Рыбка».

Российский журнал PROспорт попросил международного мастера Владимира Барского изучить тему компьютерного допинга.

Технологии все лучше, совести все меньше

История эта началась осенью прошлого года во время чемпионата мира в Сан-Луисе (Аргентина). Турнир, проходивший в два круга при 8 участниках, более чем убедительно выиграл Веселин Топалов, причем особенно впечатлил его результат в первом круге – 6,5 очка из 7 возможных! Болгарский гроссмейстер не ведал усталости и излучал фантастическую уверенность; играя и белыми, и черными фигурами, он раз за разом шел на самые сложные, напряженные позиции и в длительной борьбе заставлял соперников ошибаться. Такой стиль ведения борьбы и такие результаты демонстрировали разве что Бобби Фишер и Гарри Каспаров в свои лучшие годы.

В Сан-Луисе автор этих строк секундировал российскому гроссмейстеру Александру Морозевичу. Турнир проводился в небольшом отеле, и обычно, проводив Морозевича на партию и понаблюдав за развитием дебюта из зрительного зала, я возвращался в свой номер и следил за дальнейшим течением борьбы через интернет, где шла прямая трансляция поединков. Помимо предоставленного организаторами компьютера я включал еще и свой ноутбук, на котором запускал аналитические шахматные программы и сравнивал игру гроссмейстеров с машинной. В таком режиме я спокойно работал дней 10, пока во время одной из трансляций чуть не подпрыгнул на стуле: нежданно-негаданно я обнаружил, что в партии Топалов –

Морозевич белые 15 ходов подряд сделали в полном соответствии с… рекомендациями «Фрица-9»! (это еще одна наряду с «Рыбкой» очень сильная программа).

На этом 15-ходовом отрезке Веселин, действуя очень оригинально, быстро и уверенно, выиграл две пешки и добился абсолютно выигранной позиции. Казалось, черным пора сдаваться, но тут Топалов пропустил единственную их контригру, связанную с активизацией коня. Любопытно, что «Фриц» не понимает, в чем прелесть этого маневра черных, и показывает четкий выигрыш белых: вместо ошибочного хода Топалова ладьей на поле с2 Веселину следовало пойти этой же фигурой на соседнюю клетку – с3. Любители детективного жанра могут дорисовать шпионскую картинку: агент Топалова передал секретный ход морзянкой, а наш герой перепутал тройку с двойкой – не расслышал или не досчитал, если сигнал передавался тактильно, каким-нибудь легким покалыванием под коленной чашечкой… В результате Морозевич неожиданно добился ничьей, а история с «Фрицем» получила огласку, ведь за сан-луисскими партиями следили миллионы любителей шахмат (репортаж в PROспорт назывался «Восстание машин»).

«Оскар» достался «Рыбке»

«Кто же он – гений, который играет в шахматы будущего, или просто владелец пока невидимых остальным технологий связи? Сегодня внимательно («Марафон» принимал ставки он-лайн) изучал его партию с Мамедьяровым. После невероятной для зрителей жертвы качества на 20-м ходу и до 42-го хода – все 22 хода Топалова совпали с первой линией «Фрица-9». Все, без исключения!»

Эта запись в интернете относится к партии Топалов – Мамедьяров (Вейк-ан-Зее, 2006), сюжет которой удивительно напоминает сан-луисский поединок нашего героя с Морозевичем. Веселин уверенно и предприимчиво вел поединок, добился подавляющей позиции, а потом просмотрел очень красивую, буквально этюдную контригру и, говоря по-шахматному, позволил черным соскочить. Мамедьяров пожертвовал ладью, но сумел намертво связать фигуры противника, и Топалову пришлось смириться с ничьей, поскольку без крупных материальных потерь белые не могли развязаться. Компьютер подобные позиционные жертвы оценить пока не в состоянии, он будет до последнего уверять вас, что у белых решающий перевес. А вот топаловскую жертву качества на 20-м ходу «Фриц» как раз видит и одобряет, я проверил на своем компьютере: надо только разрешить программе подольше подумать.

Веселин Топалов (родился 15.03.1975) стремительно ворвался в элиту в 1992 году и менее чем за два года прибавил около 200 (!) пунктов Эло. В 1994 году на Олимпиаде в Москве он сотворил настоящую сенсацию, победив самого Каспарова, а в 1996-м выиграл 6 (!) супертурниров. Но лет 7–8 назад Топалов как-то сник и немного отошел в тень, довольствуясь пропиской в мировой десятке. Новый бурный всплеск начался у болгарского гроссмейстера буквально полтора-два года назад. Уже много лет Топалову помогает его тренер и менеджер, предприимчивый и энергичный организатор Сильвио Данаилов; они вместе переехали из Болгарии в испанскую Саламанку и живут там по соседству.

Реклама 18+

«Раскройте же наконец глаза! Я офигеваю от этого читера. Морозевич был прав, когда ставил в «Оскаре» «Рыбку» на 1-е место, а Данаилова на 3-е; итог – Топалов чемпион мира!»

Эта короткая запись, а точнее, крик души на одном из популярных форумов требует пояснений. Читерами на шахматном сленге называют нечестных игроков, которые пользуются подсказками программ («прог»). «Оскар» – престижный «приз зрительских симпатий» от российского журнала «64». Ежегодно журналисты и сами шахматисты называют десятку лучших гроссмейстеров минувшего года. Как видите, Морозевич поставил на 1-е место бездушную программу (на 2-е, кстати, тоже, только другую – «Гидру»), а на 3-е – менеджера чемпиона! Видимо, Александр посчитал, что тем самым он в достаточной мере отметил выдающиеся достижения Топалова за шахматной доской, и самого чемпиона вписывать в десятку не стал.

Читеры маскируются

Следующее после Вейк-ан-Зее серьезное соревнование с участием Топалова проходило на двух континентах: первый круг в Мексике, второй – в испанском Линаресе. В Латинской Америке чемпион не блистал, потерпев 3 поражения при 3 ничьих и всего одной победе, зато дома преобразился, проигрывать перестал вообще,

4 партии выиграл и 3 завершил вничью. По схожему сценарию протекал и турнир в Софии, где Топалова к триумфу привел бурный финишный спурт из 4 побед подряд, в том числе над двумя основными конкурентами, причем черными! А до этого была весьма средняя игра и два безвольных поражения.

Специалисты отмечают, что в игре Топалова наблюдаются две крайности. Иногда его ходы на сто процентов совпадают с рекомендациями компьютера, и тогда он неудержим, выигрывает у всех подряд и белыми, и черными. В других партиях совпадений, наоборот, практически нет, и тогда идет откровенно слабая игра с грубыми зевками. Такие резкие перепады в качестве игры, да еще в течение одного турнира, не свойственны человеку. А вот у читеров в интернете подобное наблюдается постоянно. Просто они, чтобы замаскироваться, часть партий играют сами, а компьютеры подключают только в критические моменты соревнования.

После софийского турнира корреспондент «64» Олег Перваков задал Топалову прямой вопрос:

– Во второй партии с Анандом подавляющее большинство ходов сделано по первой линии «Рыбки»… Считаете ли «Рыбку» лучшей компьютерной программой?

– С Анандом мне повезло, он пошел на вариант, который был очень хорошо проанализирован нашим штабом – практически до 22…Лс2. И дальше игралось легко. Насчет «Рыбки» не уверен. Считаю, что лучшая программа в мире – «Гидра». А все остальные более-менее одинаковы. Кстати, Свидлер в партии со мной, как нам сказали, тоже сделал ходов двадцать подряд по первой линии компьютера. Сейчас это обычное явление для шахматистов такого уровня.

Партия Ананд – Топалов продолжалась 61 ход. Допустим, 22 из них подготовлены дома. Остается 39, из которых 37 (!) совпали с первой линией «Рыбки». Не многовато ли? При этом не надо забывать, что ход программы – это совсем не обязательно объективно сильнейшее решение в позиции. Как правило, это просто сильный ход (зевок практически исключен!), но зачастую настолько своеобразный, который человеку, даже если он чемпион мира, просто не придет в голову. К тому же разные программы предлагают разные оригинальные ходы, а у Топалова они то по «Фрицу», то по «Рыбке».

До сих пор никто из гроссмейстеров не выступил с публичными обвинениями в адрес чемпиона мира, никто не отказался выступать с ним в одних турнирах и подавать ему руку перед игрой. Презумпция невиновности – великая вещь, а никаких вещественных доказательств у оппонентов Веселина Топалова нет. 

Однако никто не запрещает гроссмейстерам высказывать свои подозрения. Мнения Гарри Каспарова, Владимира Крамника, Петра Свидлера, Юдит Полгар, менеджера Топалова Сильвио Данаилова, а также рассказ о современных шпионских технологиях в шахматах – на сайте журнала PROспорт в материале «Великий комбинатор».