13 мин.

Изображая жертву. 11 самых ярких симулянтов НБА

Сегодня историки затрудняются в точности указать, когда и как возник флоп. Многие склоняются к тому, что «заразу» принесли в Ассоциацию легионеры, почерпнувшие сомнительную тактику из футбола. Иные уверяют, что флопперы бегали по американским площадкам и в далеких 60-х. Как это часто бывает, однозначного ответа на вопрос не существует. Вероятнее всего, флоппинг в его современном виде появился благодаря слиянию двух «школ».

Итак, проявления флопа присутствовали в НБА с незапамятных времен, а посланцы из Европы и Латинской Америки поставили веселый «карнавал» на поток и довели до своеобразного совершенства. Тут грех не вспомнить о Владе Диваце, по общему признанию – величайшем флоппере всех времен и народов. Серб дебютировал в лиге в 1989 году и сразу же обнаружил неспособность защищаться против превосходивших его в физике заокеанских оппонентов. Позже Владе признавался, что жесткая критика со стороны партнеров по «Лейкерс» (особенно усердствовал Мэджик) вынудила его пустить в ход всю свою хитрость. Защитная методика вечно небритого бигмена выглядела довольно необычно, но частично нивелировала его слабое место. Дивац явно вошел во вкус, став в итоге примером для подражания.

«Он хватает вас за майку или за руку и валится на паркет. Он должен получить Оскара за лучшую мужскую роль. Он круче Джека Николсона», – провозгласил бывалый центровой Эрвин Джонсон, отыгравший в НБА 13 сезонов. Флоппинг раздражает, но давно является неотъемлемой частью баскетбола – склонность игроков к симуляции не удалось искоренить даже ужесточением правил. Предлагаю по возможности опустить моральный аспект и, проведя параллель с киноискусством, раздать награды наиболее одаренным современным старателям. «And the Oscar goes to…».

ЛеБрон Джеймс

Рост: 203 см

Вес: 114 кг

Биография: Как говорил Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». В сегодняшней лиге симулировать нарушение горазд практически любой, и ЛеБрон не исключение. Не стоит воспринимать очередную номинацию с налетом скандальности как провокацию. «Король» не злоупотребляет, не изображает смертные муки чаще других. Но время от времени все же делает это. Форвард «Майами» является ведущим исполнителем, лицом НБА, так что внимание со стороны арбитров вполне естественно. Иногда уроженец Акрона позволяет себе воспользоваться служебным положением. Надо отдать должное, актерская жилка у Джеймса присутствует. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Лучшие роли:

«Бешеный бык»

«Неожиданный удар»

«Не грози Южному централу»

Цитата: «Все притворяются, Труман. Все притворяются». Наташа МакЭлхон, «Шоу Трумана», 1998 год.

Отзывы критиков: «Так или иначе, все мы флопперы. В определенные моменты все мы изображаем из себя жертву. Некоторые из нас лучшие актеры, чем другие». Пи Джей Браун, чемпион НБА в составе «Селтикс».

Награда: «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Пол Пирс

Рост: 201 см

Вес: 107 кг

Биография: Во всем, что делает Пол Пирс, чувствуется свой несколько вызывающий и провокационный стиль и даже некая театральность. Это распространяется и на флоппинг. Пирс гениально исполняет фолы на чужой половине. Мало кто может сравниться с ним в умении продраться под кольцо, собрав по пути несколько защитников и найти в толпе контакт. Далее следует самое интересное: будто бы сраженный пулеметной очередью, Пол валится на паркет, знаменитая повязка слетает с головы, с искаженной гримасой он исступленно кричит, изображая предсмертную агонию. Все вроде бы знают о том, что капитан «Бостона» – хронический симулянт, но не поверить просто невозможно. В то время, когда арбитр жестикулирует в адрес секретаря о нарушении правил, поклонники 29 команд НБА раздраженно переключают канал.

Лучшие роли:

«Беспечный ездок»

«Пролетая над гнездом кукушки»

«Столкновение с бездной»

Цитата: «You can’t handle the truth!» Джек Николсон, «Несколько хороших парней», 1992 год

Отзывы критиков: «Все мы помним самую мощную роль Пола Пирса. Первая игра Финала 2008 года, третья четверть. После столкновения с партнером едва живого Пирса уносят в раздевалку, все кельтское сообщество становится еще зеленее, чем обычно. Но тут неожиданно происходит Воскрешение. Пол буквально вылетает на площадку, забивает два важнейших трехочковых, и мы больше никогда не слышали о его «травмированном» колене. Потрясенный Баркли констатировал: «Это Золотой глобус». И это не единственный яркий флоппинг с участием Пирса. Если говорить о мимике, то, вероятно, здесь ему просто нет равных». Шон Свини, Dime Magazine.

Награда: «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль (драма).

Кевин Дюрэнт

Рост: 206 см

Вес: 104 кг

Биография: Если Кевин набрал скорость в проходе или изготовился для броска, при этом действия опекуна позволяют заподозрить наличие маломальского контакта, то нарушение правил фиксируется едва ли не автоматически. По правде говоря, в лиге есть и более искусные мастера по «добыче» штрафных (тот же Кевин Мартин). Дюрэнта выделяет статус суперзвезды, излишнее судейское внимание, спорность и, соответственно, всеобщее недовольство по поводу его регулярных подходов к линии. Уже со второго сезона в НБА Кевин неизменно входит в десятку счастливчиков, выполнивших наибольшее количество штрафных. Прогресс «Оклахомы» и повышение авторитета форварда сопровождаются интересными тенденциями: растет количество подходов и сомнительность принимаемых рефери решений. Иногда доходит до абсурда. «Durantula» с удовольствием подыгрывает арбитрам, но иной раз кажется, что на лице готовящегося исполнять очередной свободный бросок «громовержца» мелькает удивление… и даже раскаяние.

Лучшие роли: «Хроники обыкновенного безумия»

«Сладкая жизнь»

Цитата: «Я чувствовал себя фашистом, но так было нужно» Джонни Депп, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998 год.

Отзывы критиков: «Конечно, Дюрэнт получил свою порцию жестких фолов, но все-таки это не тот путь, которым он добирается до линии в большинстве случаев. Он принимает мяч в пяти-шести метрах от кольца и раскачивает оппонента обманными движениями. Как только тот не выдерживает и вступает в борьбу, Кевин тут же отскакивает, бешено размахивая руками. Звучит свисток. Дюрэнт идет исполнять штрафные». Дэнни Савицки, Saving the Skyhook.

Награды: «Оскар» за лучшую режиссуру.

Шейн Баттье

Рост: 203 см

Вес: 100 кг

Биография: Согласно самым различным источникам, баскетбольная команда Дьюка в последнее время превратилась едва ли не в братство флопперов. Отдавший «дьяволам» 4 года Шейн Баттье является идеологом этой группировки. Шейн применяет свое феноменальное чутье, координацию и артистизм в любой части площадки и в любых ситуациях, но более всего знаменит способностью подставляться под соперников и зарабатывать «чарджи». Вообще говоря, «charging» – одно из самых спорных правил баскетбола. По сути, это узаконенный флоп. Данный элемент противоречит духу игры, несет опасность травм и провоцирует массу судейских ошибок. Но, отмени руководство это правило, и у оборонцев останется совсем уж мало инструментов для нейтрализации атакующей стороны. Звучат призывы по крайней мере перевести фолы в нападении в категорию «потеря» и не карать провинившихся персональными замечаниями. Как бы то ни было, новобранец «Майами», остроумно назвавший свой благотворительный фонд «The Battier Take Charge Foundation», по праву входит в элитный клуб собирателей «чарджей» и пополняет коллекцию в каждом матче.

Лучшие роли:

«Летающий цирк Монти Пайтона»

«Разомкнутые объятия»

«Маленькая смерть»

Цитата: «Шейн. Шейн. Вернись!» Брендон Де Уайлд, «Шейн», 1953 год

Отзывы критиков: «В нулевых слово «флоп» стало синонимом баскетбольного Дьюка, игроки которого чрезвычайно усердствовали в генерировании «чарджей». Эта вызывающая раздражение техника была привита партнерам Шейном Баттье в самом конце предыдущего десятилетия». Джейкоб Люфт, Sports Illustrated.

Награда: «Золотой глобус» как лучшему актеру сериала.

По Газоль

Рост: 213 см

Вес: 113 кг

Биография: Испанский «большой» переигрывает. Он слишком старательно изображает страдания и при удобном случае не брезгует завалиться на пятую точку. Но особенно раздражает его коронный прием: будь то атака или борьба за подбор, «Gasoft» вскидывает руки вверх, одновременно издавая душераздирающий вопль, коему позавидуют большинство участниц WTA Тour. Старания По не прошли незамеченными: легионер успел засветиться в парочке сериалов. Актерский талант каталонца заслуживает большего – по окончании карьеры он должен вернуться на родину и найти себя в чувственном, наполненном всевозможными маргиналами мире Педро Альмадовара.

Лучшие роли: «Крик»

Цитата: «Это еще тот сукин сын. И он будет им всегда. Несмотря на то, что читает Библию». Майкл Говер, «Заводной апельсин», 1971 год

Отзывы критиков: «На Газоля иногда просто больно смотреть. Создается впечатление, что каждое прикосновение доставляет ему неимоверные страдания». Брайан Шмитц, Orlando Sentinel

Награда: «Оскар» за лучший звук.

Крис Пол

Рост: 183 см

Вес: 79 кг

Биография: Светлая голова Криса Пола, словно перископ подводной лодки постоянно вращается в разные стороны. Звездный плеймейкер оценивает положение, ищет открытых партнеров или же внимательно следит за противником, выжидая момент, когда тот будет отдавать передачу. Ах да, еще он высматривает, где можно спровоцировать контакт или под кого бы удачно подставиться. Сделав это, CP3 выкидывает невероятные фортеля, странные, диковатые телодвижения, более всего напоминающие шаманские танцы. Это как с Шаком и штрафными, такой намек Бога – никто не идеален.

Лучшие роли:

«Поймай меня, если сможешь»

«Вход в пустоту»

«Кожа, в которой я живу»

Цитата: «Скажи «привет» моему маленькому другу!». Аль Пачино, «Лицо со шрамом», 1983 год.

Отзывы критиков: «Пол, вероятно, является ведущим разыгрывающим лиги и не должен полагаться на флоппинг. Тем не менее, он использует статус суперзвезды, дабы навлечь на соперников множество весьма сомнительных фолов. Если уж на то пошло, то он лучший в умении преподнести незначительный контакт как эпизод, в котором ему будто бы заехали бейсбольной битой в брюшную полость». Эрик Филки, Bleacher Report.

Награда: «Оскар» за лучшую хореографию.

Бэрон Дэвис

Рост: 191 см

Вес: 98 кг

Биография: Родившийся в Лос-Анджелесе Бэрон Дэвис большую часть жизни провел в непосредственной близости от Фабрики грез. Бородач известен своей страстью к кино. Он дружит с голливудскими звездами, выступает продюсером независимых фильмов да и сам не прочь покрасоваться перед камерой. Ничего удивительного в присутствии Дэвиса в нашем списке нет. Би-Дидди нельзя назвать отпетым симулянтом, но всего одно выступление обеспечило ему почетное место в Зале славы флопперов. Другой ярчайший пример «актера одной роли» – старина Крис Бош.

Лучшие роли: «Мертвец»

Цитата: «Зед мертв, детка. Зед мертв». Брюс Уиллис, «Криминальное чтиво», 1994 год.

Отзывы критиков: «После окончания игровой карьеры Дэвис получит множество предложений из Голливуда». Лэйк Круиз, Bleacher Report.

Награда: «Оскар» за лучшее уникальное и художественное качество исполнения.

Андерсон Варежао

Рост: 211 см

Вес: 118 кг

Биография: «I don’t flop, I samba». Так, не тушуясь, ответствует Андерсон Варежао, когда его упрекают за постоянные симуляции. Что ни говори, но именно бразильский бигмен занял первое место в опросе сайта Sports Illustrated, задавшего 152 игрокам лиги простой вопрос: «Кого вы считаете главным флоппером НБА?». Варежао вообще ухитрился объединить в своей баскетбольной деятельности два весьма неоднозначных аспекта: помимо флоппинга обладателя роскошной шевелюры частенько критикуют за грязную игру. Не лучшая репутация. При этом любая из команд Ассоциации приняла бы исключительно полезного бразильца с распростертыми объятиями.

Лучшие роли: «Унесенные ветром».

Цитата: «Пристегните ремни. Будет жесткая ночка». Бетт Дэвис, «Все о Еве», 1950 год.

Отзывы критиков: «Это самый «неустойчивый» центровой в лиге. Я уверен, что даже легкий контакт с Эрлом Бойкинсом приведет к тому, что Варежао окажется на спине. Этот парень – олицетворение флоппера». Марк Экхарт, Bleacher Report.

Награды: «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, «Оскар» за лучший грим.

Раджа Белл

Рост: 196 см

Вес: 97 кг

Биография: Славные времена, когда Раджа считался одним из лучших персональщиков лиги и позволял себе отвечать отказом на персональное предложение Кобе Брайанта присоединиться к «Лейкерс» остались в прошлом. 35-летний защитник продолжает выходить в старте, но потерял былую хватку и проводит худший с 2003 года сезон с точки зрения статистики. Впрочем, статус элитного флоппера останется с ним навсегда. Белл уже не способен вызвать пронизывающий насквозь бессильный гнев за свою помешанную на грязноватых приемах неуступчивость, но готов беззастенчиво симулировать нарушение при малейшем соприкосновении с оппонентом (а то и без) так, что даже сам Станиславский не посмел бы вставить свое знаменитое «Не верю».

Лучшие роли:

«Весь этот джаз»

«Основной инстинкт»

«Бесславные ублюдки»

Цитата: «Курю дурь, гоняю шары, последние пятнадцать лет карьера не на взлете». Джефф Бриджесс, «Большой Лебовски», 1998 год.

Отзывы критиков: «Своей игрой он делает все, чтобы заслужить звание лучшего флоппера НБА». Томас Нойман, ESPN.

Награды: «Оскар» за лучшую песню.

Ману Джинобили

Рост: 198 см

Вес: 93 кг

Биография: В «сценическом образе» Ману хорошо просматривается влияние латиноамериканской и европейской школ. Чувствуется и рука авторитетных американских наставников: Роберта Орри и Брюса Боуэна. На выходе получился выдающийся мастер.

Не секрет, что двадцатый номер техасцев практически не имеет слабых мест: он действует по всему фронту атаки, создает идеальные возможности для партнеров, а пробелы в защите компенсирует колоссальной самоотдачей. То же самое и с флоппингом. Если позволите, Джинобили – «all-around flopper». Благодаря уникальному дару он зарабатывает множество фолов в любых ситуациях, будь то лихой прорыв под кольцо или «чардж» в своей штрафной в концовке напряженной встречи. Рэй Аллен как-то посетовал: «Это выглядит так, будто кто-то убил его». В самом деле, выйдя на пенсию, аргентинец может вести отдельный курс в престижных киноучилищах мира, делясь со студентами своим умением «умирать» на площадке.

Лучшие роли:

«Схватка»

«Невыносимая легкость бытия»

Цитата: «Hasta la vista, baby». Арнольд Шварценеггер, «Терминатор 2», 1991 год

Отзывы критиков: «Столкновение Ману и Раджи – классика жанра. Великолепная игра». Брайан Шмитц, Orlando Sentinel.

Награда: «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Дерек Фишер

Рост: 185 см

Вес: 95 кг

Биография: «Фишер – великий флоппер. Думаю, он делает это лучше меня». Вышеприведенная сентенция Владе Диваца служит ценнейшей рекомендацией в мире флопперов. Не секрет, что фишеровская защита преставилась вместе с последними порывами молодости, и ныне партнеры называют разыгрывающего «Little Rock». По всем признакам, речь идет не о надежности, но о подвижности 37-летнего ветерана. Подобно сербскому гуру, приходится хитрить. Пятикратный чемпион достиг такого уровня, что ловит соперников на двусмысленных «чарджах» в каждом матче. Кроме того, Дерек играючи зарабатывает фолы во вражеском тылу. Проходы ветерана под кольцо можно заносить в учебники флоппинга: он отчаянно машет руками, мотает головой из стороны в сторону, а затем с грохотом растягивается на паркете. Конечно, все это с неизменным героическим выражением на лице.

Всем известна деятельность Фишера в качестве главы профсоюза игроков. Очевидно, что после явно затянувшихся переговоров во время локаута, на которых Дерек, кстати, по привычке занимался своеобразным флоппингом, его дни в организации сочтены. Но без столь полюбившейся ему административной работы Фиш не останется, ведь за ним уже закреплено кресло президента Ассоциации Флопперов.

Лучшие роли: «День сурка»

Цитата: «Парень тертый. Надо бы пробить его по базе. Мужчина, латинос, шрамы, татуировки. За яйца не возьмешь, оторвет твои». Роберт Де Ниро, «Мачете», 2010 год.

Отзывы критиков: «Фишер установил высокую планку для всех флопперов НБА». Эрик Филки, Bleacher Report.

Награда: Почетный «Оскар» за выдающийся вклад в развитие искусства и за заслуги перед Академией.