5 мин.

По Гроув жизни

Зачем это Кими?

Прежде всего, давайте определимся в одном принципиальном вопросе. При всех личностных отношениях к Райкконену, его гоночный талант даже противниками спортсмена сомнению не подвергается. Что-то северянину дано от Бога — как те же уникальные рефлексы, позволяющие в считанные доли секунды неуловимыми для глаза движениями вылавливать машину из заноса или стабилизировать ее на торможении. Что-то Айсмен довел до ума самостоятельно: освоив в период выступления за «Макларен» базис оборонительной техники, он отшлифовал ее до блеска уже в «Феррари» — и, к примеру, в чемпионский год, регулярно демонстрировал ее лучшие образчики.

Кроме того, Кими достаточно силен для того, чтобы без активной поддержки со стороны напарника и активной двусторонней коммуникации с собственной группой технической поддержки настраивать болид. Уже ставшее притчей во языцех нежелание финна отрабатывать сверхурочные часы на брифингах после квалификаций и гонок, тем не менее, критически не отражалось на ходовых характеристиках его машины. Уже в ходе Гран-при навыков и опыта Райкконену доставало, чтобы в большей или меньшей степени оптимизировать машину на свой вкус и цвет.

Так вот, столь необычный и весьма талантливый пилот расстался со спортом, в котором демонстрировал наивысшие результаты, при весьма странных обстоятельствах. Во-первых, в возрасте, когда спортсмены только выходят на пик карьеры. Во-вторых, с мотивационным обоснованием, вызвавшим изумление. «Мне стало скучно», — разумеется, вполне в стиле Райкконена. Но вряд ли такой довод уместен, когда речь идет о деле (и заработке!) всей жизни.

В-третьих, выбор в пользу нового места работы вряд ли удовлетворял запросам и амбициям (как в спортивном, так и в финансовом смысле) пилота. Все-таки даже поддержка именитых концернов полностью не покрывала запросов, выставлявшихся менеджерами-скупердяеми Дэйвом и Стивом Робертсонами. Наконец, плацдарм для новых свершений выглядел более чем скромным. Да и преуспеть на нем Райкконен толком так и не сумел, оставшись не просто без титулов, но и без побед.

В результате вполне логично, что финн вновь обратил взор на ту область, где в свое время являлся одним из представителей элиты. Там перед ним замаячила перспектива вновь пополнить лицевой счет звонкой монетой (бренд «Райкконен» по-прежнему в «Ф-1» востребован) и реализовать талант в полном объеме — что ни говорите, но Кими не провел ни один сезон, где бы все аспекты его мастерства нашли полноформатное отражение.

Кроме того, северянин нынче получает уникальную возможность погрузиться в атмосферу, о которой мечтал практически каждый сезон выступлений в Больших призах. Статус безоговорочно первого пилота, возможность диктовать политику в отношении промо-мероприятий, право формировать и корректировать состав команды обслуживания (неужели вы сомневаетесь, что в нынешнем «Уильямсе» на него будут молиться?!), полный карт-бланш в выборе линии и манеры поведения — это ли не мечта для человека, уже бравшего чемпионский титул, а теперь жаждущего гоняться в свое удовольствие?

Зачем это «Уильямсу»?

Команда, в последние годы традиционно выдерживавшая баланс «опытный пилот – многообещающий юнец», нынче зашла в кадровый тупик.

С одной стороны, при всем колоссальном опыте Рубенса Баррикелло в вопросах технической оптимизации машины, очковой отдачи от бразильца нет. И дело здесь не только в объективных обстоятельствах, сходящихся к несовершенству синего болида. Звезда ветерана постепенно закатывается на фоне прогресса амбициозных новобранцев «королевских гонок» – он просто не выдерживает конкуренции.

С другой стороны, талант Пастора Мальдонадо не настолько многогранен, чтобы после годичного сотрудничества с «динозавром» Большого Цирка поразить общественность своей глубиной. Куда больше в Гроуве ценится поддержка его финансовых благодетелей, по сути, и обеспечивающая венесуэльцу место в кокпите. То есть «Уильямс» ходит по ленте Мебиуса: на профессиональный рост юноши особых надежд нет, но его рокировка невозможна по экономическим причинам, тогда как напрашивающееся прощание с «ментором» вроде бы и логично, однако отсутствие достойной замены оттягивает отставку.

Возможно, сэр Фрэнк отказался бы от стандартной схемы при формировании линейки пилотов на 2012 год, но уж слишком велик в таком случае риск. Веры в успешный «хэдхантинг» на Кобаяси, Сутиля или даже Глока с Ковалайненом нет практически никакой, а значит, придется надеяться, что сыграет ставка на кого-то из необстрелянных бойцов. Согласитесь, при таких раскладах вероятность провала в разы выше, нежели процент успеха. Особенно в свете расставания с Сэмом Майклом, раздраем в вопросах формирования концепции болида на следующий год и низкой эффективности работы практически всех ключевых технических департаментов Гроува.

Другими словами, сегодня «Уильямс» нуждается в пилоте, который был бы не только гонщиком как таковым, но и сам себе гоночным инженером, способным наставить сотоварищей на путь истинный. А в идеале – работать даже без их постоянной поддержки…

Идеальный кандидат

Райкконен по всем параметрам выглядит для «Уильямса» идеальным кандидатом. И это мы еще не говорили о финансовой привлекательности проекта! Да, на зарплату финну придется раскошелиться. Но, судя по доходящим до вашего автора инсайдам, ее размер будет не в пример нынче той, что Кими просил у «Рено», и, естественно, не столь устрашающей, как в «Феррари». Кроме того, внушительную часть оклада финну оплатят спонсоры — то бишь личные контракты спортсмена команда не будет облагать никакими отчислениями в свою пользу.

Вместе с тем на бренде «Райкконен» британцы планируют построить целую маркетинговую компанию, включая повышение роста цен на собственные акции. Также планируется привлечь под доброе имя финна дополнительные средства от нынешних благодетелей конюшни. Собственно, после первых раундов переговоров с ними о дополнительной «перекредитации под контракт со звездой» слухи о сотрудничестве Райкконена и «Уильямса» вылезли наружу. Говорят, суммы дотаций исчисляются несколькими миллионами, что для британцев сегодня сродни манне небесной — по срокам и темпам обновлений машины они банально не успевают за основными конкурентами. И главной причиной тому называется недостаточно внушительное финансирование проектов.

За сотрудничество двумя руками ухватился и Адам Парр, для которого сделка является имиджевым проектом. Если Райкконен переберется в Гроув, то хотя бы отчасти, но «Уильямс» восстановит репутацию конюшни, замахивающейся на нечто большее, нежели серое прозябание в средине пелотона. Кроме того, повысится и статус Парра (того самого, что лично водил финна по базе команды), изрядно потерявший в весе после невразумительного расставания с Майклом и пертурбаций в руководящих сферах конюшни. «Если уж большой босс договорился с Робертсоном, то с ним и вправду можно иметь дело», — наверняка подумают многие деловые партнеры «Уильямса», случись кооперации получить юридическое оформление.