14 мин.

Грабли

Анастасия Павлюченкова и Франческа Скьявоне сыграли длинный, переменчивый и плохой по качеству матч. Впрочем, ожидать чего-то иного от теннисисток, находящихся далеко не в лучшей форме, было трудно. Россиянка, начав экспериментировать с подачей еще в Баку, разбалансировала заодно всю свою игру и лишь в последние две недели начала потихоньку ее настраивать. А итальянка явно сникла после поражения в финале «Ролан Гаррос», слабо провела последующие турниры, а на US Open так и вовсе уже дважды должна была проиграть.

Что нужно делать, чтобы переиграть Скьявоне – держать длину и время от времени создавать острые углы – Павлюченкова продемонстрировала уже в начале первого сета. Именно эти действия, ответить на которые Франческа могла или ошибкой, или выбросом мяча на хавкорт, позволили россиянке быстро вернуть потерянную подачу и самой выйти вперед с брейком. Но продолжить в том же духе Анастасия не смогла. Внезапно исчезнувшая первая подача лишила ее возможности инициировать атаку, а накапливавшиеся двойные заставляли все время догонять уходившую вперед соперницу. Однако и у Скьявоне на своей второй подаче дела шли немногим лучше – за сет она смогла выиграть на ней лишь 13 процентов очков.

Первой к выигрышу стартовой партии подобралась все же Павлюченкова: отыграв два скрытых сетбола в восьмом гейме, она следом сделала брейк, дважды отоварив Франческу на приеме и сообразив наконец-таки достойную обводку. Последнее обстоятельство заслуживает комментария на полях. При всех перепадах в игре Павлюченковой ей в первом сете удалось построить немало хороших, но незавершенных комбинаций: ошибки, которые она допускала у сетки и при обводящих ударах, были детскими, а их количество – непомерным. Скьявоне не тот игрок, который позволяет сопернику столь небрежно распоряжаться выгодными моментами. Поняв, что решающий шаг Анастасия сделать не может, Франческа сделала его сама. Отыграв брейк, она уверенно взяла свою подачу, а затем расстаралась на приеме. Очередная двойная ошибка Павлюченковой логически завершила этот невнятный сет – 5:7.

Но вместо того чтобы скиснуть, Настя взяла себя, а заодно и первую подачу, в руки, уплотнила удары и в целом вернулась к той тактике, что на три гейма принесла ей успех в начале матча. Всплеск активности и теперь оказался кратковременным, но этого было достаточно, чтобы повести с двойным брейком и удержать необходимое преимущество до конца партии – 6:3. Скьявоне явно чувствовала себя на корте некомфортно, теряя терпение и непозволительно часто ввязываясь в соревнование на силу ударов. Стремительно падающий процент первой подачи и участившиеся срывы на приеме сводили на нет результаты ее атак. В том же духе игра продолжалась до счета 4:4 в третьем сете, когда Павлюченкова в третий раз за матч решилась добавить жесткости и длины своим ударам и для начала вышла вперед 5:4, а затем наказала Скьявоне за безалаберность. Подавая, чтобы остаться в матче, итальянка не справилась с глубоким ударом в розыгрыше, была показательно обведена, авантюрно помчавшись к сетке с подачи, и получила еще один активный прием. Выиграть матч сразу Насте, однако, не удалось: в типичной для женского тенниса манере, она запорола несложный реверс, а затем сбила в середину сетки, пожалуй, самую слабую подачу Скьявоне за матч. Зато финальный аккорд Павлюченковой был эффектным: темповую перестрелку справа направо она завершила молниеносным переводом по линии – 5:7, 6:3, 6:4. Реванш за прошлогодний US Open и «Ролан Гаррос»-2011 состоялся.

Навстречу Павлюченковой в четвертьфинале турнирное течение вынесло айсберг по имени Серена Уильямс, от столкновения с которым накануне затонула Ана Иванович. Впрочем, прохудившееся суденышко экс-первой ракетки мира из Сербии последние три года многажды тонуло и при коллизии с бумажными корабликами. Матч двух «бывших» предсказуемо стал для Серены худшим на турнире. Ожидать репликацию тенниса, показанного ею против Азаренко, в принципе было нельзя. Ну а лишенная всякого ритма игра Иванович будто специально создана для того, чтобы ее соперницы не показывали на корте ничего путного.

За отсутствием розыгрышей описывать матч не представляется возможным. Иванович по привычке чередовала невозвращаемые подачи с двойными ошибками, гонялась за своим форхендом и играла в бейсбол на приеме. Серена, упустив начальное преимущество и отыграв брейк-пойнт при счете 3:3, сделала поправку на поднявшийся ветер, собрала свою пышную гриву в пучок и тем удовлетворилась. Ключевые брейки и в первой, и в самом начале второй партии Иванович преподнесла ей на блюдечке, а додержать подачу было делом прекрасной серениной техники. Исполнив же подачу, Серена предпочитала не двигаться: такой скверной и демонстративно ленивой работы ног в нынешнем году за ней замечено еще не было. Результатом стали семь виннерсов с игры против 17-ти у Иванович и за час с четвертью победа со счетом 6:3, 6:4.

Реклама 18+

При пустых трибунах и под темным-темным небом проводили свой четвертьфинал Андреа Петкович и Карла Суарес-Наварро. Надежный и в меру мощный теннис немки и выполняемые ею с запасом удары сразу доказали свою эффективность против более элегантной и кружевной, но слишком уж хрупкой игры испанки. На бэкхенд Карлы можно глядеть, не отрываясь – настолько естественна и чиста механика этого удара. Воспользоваться им в полной мере Карла, увы, не смогла, слишком много играя по центру, хотя и сохраняя при этом неплохую длину. А вот лишенный плотности форхенд Суарес-Наварро не выдерживал никакой конкуренции с ударом справа Петкович. Тем более непонятными были частые забегания испанской теннисистки под этот удар, приводившие в большинстве случаев либо к вбросу мяча на хавкорт, либо попросту к срыву.

Ход матча, как это принято говорить, напоминал дорогу с односторонним движением. Но приближаясь к финишу и глядя на все сгущающиеся над «Флашинг Мидоус» тучи, Петкович вдруг заторопилась выиграть. Суетой и дерганьем, моментально отразившимися на ее грубоватой технике, можно объяснить потерю ей трех геймов при счете 6:1, 5:1. Выйдя подавать на матч во второй раз, Андреа решила, однако, подержать мяч в игре. Эта тактика полностью себя оправдала, а заодно подарила немногочисленным зрителями розыгрыш из 47 ударов, ставший украшением матча. По приглашению Петкович Суарес-Наварро вела его от начала и до конца, сумев положить в корт больше форхендов, чем за весь предыдущий матч. Пробить одним ударом оборону немки Карла не могла, поэтому постепенно расшатывала ее, комбинируя направление ударов, наконец вышла к сетке с короткого мяча, поймала на ракетку обводящий удар, но срезала мяч на несколько сантиметров в аут. Добавим, что Петкович стала единственной в этом году теннисисткой, добравшейся до четвертьфиналов на трех турнирах «Большого шлема».

Завершать женскую программу дня должен был матч Светланы Кузнецовой и Каролин Возняцки. В 2009-м году их встреча в рамках этого же самого четвертого круга тоже открывала вечернюю сессию на арене Артура Эша. С той тяжелой, с двумя тай-брейками, победы по большому счету и началось восхождение Возняцки к вершинам теннисного рейтинга и падение оттуда Кузнецовой. Исход того матча Светлана определила своими руками, сделав по 60 виннерсов и невынужденных ошибок (Возняцки ограничилась 16-ю активно выигранными мячами и 25-ю ошибками).

Фаворитом, и вполне солидным, сейчас считалась Возняцки. Не только из-за более высокого рейтинга, но и по игре. С Кузнецовой за два последних года случилось почти то же самое, что в свое время с Энди Роддиком: импульсивные, резкие игроки превратились в скучных любителей покачать мяч на задней линии, по старой памяти и невпопад выходящих порой к сетке. Правда, если с Энди осталась подача, то Светлану покинул и этот инструмент набора очков. Некоторое оживление в игре Кузнецовой наблюдалось в Австралии, но уже в Дубае она была буквально забита Возняцки. Дальше – хуже. И вот в Нью-Йорке Кузнецова решила тряхнуть стариной и вспомнить, каково это – бить по мячу.

Первые восемь геймов соперницы долго и упорно возили друг друга по корту, потеряв по ходу дела по две подачи. Свои плотные удары Кузнецова отчего-то разбавляла резаными слева, раз за разом тонувшими в сетке. Лучший розыгрыш первого сета пришелся на подачу Возняцки в девятом гейме: Кузнецова нарисовала острейший кросс слева, но Возняцки, выбитая за коридор, еле поднимая мяч с корта, умудрилась подрезать его так, что он уместился в правый уголок на половине Кузнецовой. Выковыривать мяч теперь пришлось уже Свете, что она и сделала, но инициатива в розыгрыше перешла к датчанке, которая после нескольких улучшений позиции завершила атаку у сетки.

Взяв еще по разу свои подачи, теннисистки добрались до счета 5:5. Плавное течение этого гейма было нарушено кроссом с бэкхенда Кузнецовой, принесшим ей скрытый сетбол, а третьего брейка в партии россиянка добилась, пробив мощнейший обратный кросс справа. Вот только подачу на сет Светлана проиграла под ноль, сначала напоровшись на обводку Возняцки, а затем трижды подряд ошибившись с форхенда при попытках завершить розыгрыши.

Тай-брейк Кузнецова, откровенно говоря, проваливала, единственным ее конструктивным действием при розыгрыше первых семи очков стал эйс. Но при счете 2:5 у россиянки запустился форхенд, да как! Этим ударом она отыграла оба минибрейка, а чуть позже заработала сетбол, на котором, правда, опять отправила резаный бэкхенд в сетку. Помогла Возняцки, неожиданно подавшая двойную, а на втором сетболе в худших своих традициях запустившая форхенд в неконтролируемый полет – 8:6 в пользу Кузнецовой. По окончании сета у Светланы всего было за двоих – и эйсов, и виннерсов, и невынужденных ошибок.

Удивительное дело, что может сделать кураж с талантливым теннисистом! У воодушевленной Кузнецовой во второй партии все полетело – и полетело куда нужно. Такой легкости в ее игре и движении не доводилось наблюдать с грунтового сезона 2009-го года. Возняцки честно пыталась поддерживать набранный Светой ритм, но физически не успевала за мячами, а когда успевала – не могла их обработать. Опасными были прежде всего плоские удары Кузнецовой, а вот попытки накрутить мяч, как правило, оканчивались ошибками. Россиянка также добавила вариативности на подаче, начав зарабатывать с нее дешевые очки. Справа забивала а любой вкус – на бегу и с места, у сетки и от задней линии, по прямой и обратным кроссом.

В ситуации, когда у тебя «прет», главное было не заиграться. Проверочным стал гейм при счете 4:2, в котором Кузнецова имела двойной геймбол, растратила его по неосмотрительности, докатилась до брейк-пойнта и в итоге проиграла подачу. Восстановить преимущество россиянка могла в следующем гейме, но вместо того чтобы спокойно пробить слева по линии решила сыграть резаным под заднюю линию и угодила в аут. Следом был непонятный рейд к сетке, все приготовление к которому заключалось в выкладывании мяча на хавкорт под бэкхенд Каролин, и срыв с форхенда – 4:4.

Реклама 18+

Девятый гейм вообще стал катастрофой – потерявшая контроль над собой Кузнецова допустила все мыслимые и немыслимые ошибки. От одного только смэша, пробитого ей в противоположном корту направлении, впору было хвататься за голову – 4:5 и Возняцки выходит подавать на вторую партию. Ценой неимоверных усилий Кузнецовой удалось выдавить из датчанки несколько ошибок с форхенда и вернуться в сет – 5:5. Но на этом моральные силы Кузнецовой иссякли, Возняцки сделала еще один брейк и реализовала наконец свой сетбол. Нетрудно было понять, что именно вторая, а не третья партия станет в этом матче решающей. Так и получилось. После туалетного перерыва Кузнецова смогла выиграть лишь два очка на приеме, а матч, словно в насмешку критикам, Возняцки завершила комбинацией у сетки – 6:7, 7:5, 6:1. За три часа игры Кузнецова набрала ровно в два раза больше очков ударами навылет и ровно в три раза больше невынужденных ошибок, чем ее соперница.

Матчи четвертого круга открывали Янко Типсаревич и Хуан Карлос Ферреро на корте Луи Армстронга: бывшая первая ракетка и финалист 2003-го года против вечного многообещающего неудачника АТР. Игра была очень равной, по крайней мере, на протяжении первых трех сетов. У обоих было не все в порядке с ногами – Ферреро беспокоили мозоли, Типсаревича – травма колена, давшая о себе знать по ходу матча. Первый сет серб сумел прихватить на финишной ленточке и избежать тай-брейка, испанец же два своих брейк-пойнта реализовать не сумел, и мало кто предполагал, что больше за весь матч у Ферреро не будет ни одного шанса взять подачу соперника.

Второй сет продолжался все так же – с долгими розыгрышами и минимумом брейк-пойнтов (точнее, вообще без брейк-пойнтов). Перелом настал при счете по два на тай-брейке, когда испанец несколькими острыми форхендами сумел выбить Типсаревича с корта и усадить на пятую точку. Счет по партиям сравнялся, но Ферреро, сыгравший два пятисетовых матча в первых двух кругах, уже начал уставать. Хоть Марсель Гранольерс и помог соотечественнику, не доиграв матч третьего круга из-за травмы спины, в 31 год времени на восстановление требуется больше. Чем дальше продвигалась третья партия, тем очевиднее становилось преимущество серба, пока еще не перерастающее в счет. При счете по четыре Хуан Карлос смог удержать подачу в монументальном 13-минутном гейме, и это был его последний успех. Следующую свою подачу он проиграл, и в четвертом сете Типсаревич уже полностью контролировал ход игры.

Серб вышел в четвертьфинал турнира «Большого шлема» впервые в карьере и встретится там с соотечественником: во втором матче дня на арене Луи Армстронга Новак Джокович обыграл Александра Долгополова. Это была их первая встреча, и первый сет этой встречи получился одним из самых драматичных (хотя и не лучших по качеству) на турнире. Бессистемная, лишенная ритма игра Долгополова, с которой Джокович к тому же не был знаком, не нравилась сербу, украинец мучил его резаными ударами, потом неожиданно «взрывался» справа – Джокович никак не мог избавиться от ошибок и выйти на круиз-контроль. В начале партии преимущество было безоговорочно на стороне Александра: у него были брейк-пойнты в третьем гейме, а в пятом он сумел-таки взять подачу Джоковича, который допустил двойную ошибку на брейк-пойнте. Первый номер, правда, отыгрался сразу же, но ход игры поменялся мало: Джокович по-прежнему очень мало выигрывал, много ошибался, от этого нервничал и никак не мог наладить игру на приеме.

Реклама 18+

Начало тай-брейка прошло также под диктовку Долгополова: он повел 4:0, и мог бы повести 5:0, если бы не смазал в сетку вполне реализуемый резаный удар. Новак выиграл пять мячей подряд, после чего начались качели: сумасшедшие виннерсы и затейливые комбинации (инициатором которых был чаще всего Долгополов) перемежались глупейшими ошибками. У Джоковича было пять сетболов, у Долгополова – четыре, но выиграл в конце концов тот, у кого запас прочности был больше. При счете 15:14 в пользу первого сеяного Александр допустил последнюю ошибку справа, и судьба матча была решена. Джокович наконец выравнял игру, приспособился к ветру и к сопернику, а Долгополов стал играть только чтобы получить удовольствие. В последних двух сетах тоже было несколько розыгрышей, достойных войти в итоговые нарезки, но борьбы уже не было.

Третий четвертьфиналист определялся, пожалуй, в центральном матче дня – встрече между Жо-Вильфредом Тсонгой и Марди Фишем, двумя игроками десятки, находящимися в последние месяцы на пике формы. Организаторы поставили их в прайм-тайм на центральный корт – и не прогадали. Матч продолжался без 15-ти минут четыре часа, по арене Артура Эша гулял ветер, и Фиш, имевший и игровое, и материальное преимущество в первых трех партиях, не сумел превратить его в победу. Как и у Джоковича с Долгополовым, это была первая встреча соперников: в первой партии игровое преимущество было у американца, но француз лучше воспользовался своими шансами, сделав брейк в девятом гейме. Ветер мешал обоим, но во второй и третьей партиях казалось, что Фиш все-таки лучше приспособил свою мощную игру к завихрениям воздуха: он лучше принимал, очень удачно выходил к сетке, и выиграл вторую партию, вколотив в корт смэш, который Тсонга мог только проводить глазами.

В третьем сете преимущество восьмого сеяного стало еще очевиднее: подача Тсонги совсем перестала представлять проблему, у Марди было пять брейк-пойнтов, из которых два он реализовал. Француз отыграл один брейк, но это его не спасло: на сетболе Фиш у сетки догнал укороченный и ювелирно пустил его вдоль сетки мимо соперника, поведя по сетам 2:1.

На этом, правда, успехи американца закончились: в четвертом сете совершенно без предупреждения игра развернулась на 180 градусов – и главной причиной было то, что Фиш ослабил давление на соперника, а Жо-Вильфреду только того и надо было, чтобы почувствовать себя снова в игре. А уж если Жо-Вильфред воодушевится, мало может не показаться не только Фишу: француз стал более разнообразно подавать, лишив американца шансов на приеме, а вместе с шансами на приеме посыпалась и вся игра Марди. Может быть, он просто устал, но это уж его вина – надо ли было играть летом все подряд, чтобы подойти уставшим к главному турниру на своем любимом покрытии? Ему виднее. В любом случае, в решающем сете Тсонгу было уже не остановить: он сделал два брейка, Фиш поругался на судью, назвав того тупицей, но у него не было уже ни сил, ни желания сопротивляться по-настоящему.

Реклама 18+

Жо-Вильфред впервые в карьере вышел в полуфинал US Open, где будет в очередной раз встречаться с Роджером Федерером. Француз выиграл у швейцарца два последних матча, и хотя пятикратный чемпион показал великолепную форму в матче с Хуаном Монако, Тсонга в нынешнем своем состоянии видится для него грозным соперником.

Роджер отдал своему четвертьфинальному сопернику только три гейма, полностью лишив его какой-либо воли к сопротивлению. Но Монако принадлежит к тому типу игроков, которых Федерер очень любит – ну то есть, любит обыгрывать. Хуану совершенно нечем оказывать Роджеру сопротивление – кроме ног, у него нет никакого другого оружия. За весь матч у аргентинца не было ни одного брейк-пойнта, и он сумел сорганизовать всего четыре виннерса – против 42-х у Роджера. У Тсонги оружия – полный арсенал, и виннерсы ему есть чем организовывать; но и Роджер, невзирая на качество игры соперника, очевидно, пребывает во вполне приличном состоянии – это показал еще матч с Чиличем. В среду на корте Артура Эша будет жарко.