10 мин.

На дистанции атаки

14-й этап американской серии «Индикар» состоялся в Балтиморе. Соревнования проходили на новой городской трассе, проложенной неподалеку от спортивного комплекса «Кэмден Ярдс». Быстрее всех с треком освоился Уилл Пауэр – австралиец показал лучшее время в обеих сессиях свободных заездов, а затем выиграл седьмой поул в сезоне. Дарио Франкитти занял лишь четвертое место, уступив лидеру «Пенске» почти полсекунды. Кроме того, между двумя лидерами чемпионата расположились Грэм Рэйхол и Райан Бриско.

В первом же повороте гонки Рэйхол ринулся в атаку на Пауэра – «Даллара» американца по внешней траектории в первом повороте на несколько секунд вышла вперед, но гонщик «Пенске» вернул себе позицию в последующей шпильке. На третье место сразу же вышел Франкитти, опередивший Бриско.

За несколько кругов Пауэр создал себе двухсекундный задел относительно Рэйхола, а Франкитти предпочел не форсировать события на ранней стадии гонки и отпустил Грэма еще на две с половиной секунды. В таком порядке лидеры подошли к первым пит-стопам – Пауэр и Рэйхол совершили синхронные дозаправки, после которых разрыв между ними увеличился до пяти с лишним секунд. Франкитти выбрал консервативную тактику и остановился кругом спустя своих соперников – не самая изящная стратегия стоила Дарио еще трех секунд относительно второго места.

На 32-м круге в девятом повороте остановилась машина Алекса Тальяни, и судьи впервые выбросили желтые флаги. Второй «коушен» гонки был объявлен чуть ли не сразу же после рестарта: в третьем повороте Райан Бриско развернул Райана Хантер-Рэя, позади которых сразу же образовался затор – ширина трассы не позволила гонщикам протиснуться мимо обездвиженных автомобилей.

Многие команды решили воспользоваться ситуацией и зазвали своих пилотов в боксы, тогда как стратеги лидеров предпочли сохранить своим пилотам позиции – вся первая семерка осталась на трассе. После рестарта Пауэр взвинтил темп и начал штамповать быстрейшие круги, чтобы создать отрыв от тех гонщиков, кто совершил дозаправку под желтым флагом.

Грэм Рэйхол отправился в боксы на 57-м круге – американец вернулся на трассу лишь четырнадцатым. Через два круга на пит-лейн свернул Пауэр, но отрыв гонщика «Пенске» позволил ему продолжить гонку с третьего места, уступая лишь Франкитти и де Сильвестро. Но паре лидеров тоже предстояли дозаправки, после которых Пауэр вернулся на первую строчку.

Австралиец повел гонку с пятисекундным преимуществом над Сервиа и Канааном – оба пилота совершили пит-стопы под желтыми флагами, а позади них оказались буквально заперты Франкитти и Диксон. Сервиа и Канаан еще до рестарта знали, что должны будут экономить топливо, потому даже не пытались поддерживать темп лидера. Франкитти же явно не хватало сцепления на кочковатом треке в «воздушном мешке» впередиидущего автомобиля.

В заключительной фазе гонки Пауэр шел быстрее всех на секунду, а то и больше – с 61-го по 70-й круги его отрыв вырос с пяти до двенадцати секунд. Франкитти все это время «висел» буквально на заднем антикрыле Канаана, но обогнать бывшего партнера по «Андретти» так и не смог.

«Думаю, ключевым моментом гонки стал отрезок после вторых желтых флагов. До этого логика гонки развивалась прямолинейно, но после рестарта я должен был атаковать – я проходил трассу практически в квалификационном режиме. Машина работала просто превосходно, а команда отлично сработала на пит-стопах. Кажется, это одна из лучших моих побед», – ликовал после финиша Пауэр, выигравший вторую гонку подряд.

В общем зачете Франкитти и Пауэра разделяют лишь пять очков – за одну неделю Уилл отыграл у лидера 42 очка. И если в Лаудоне Дарио потерял массу очков не по своей вине, то в Сономе и Балтиморе шотландцу просто не хватало скорости.

На данный момент может сложиться ощущение, что Пауэр перехватил у Франкитти инициативу. Однако более вероятно, что шотландец попросту собирает очки, не рискуя столкновениями с теми соперниками, которые уже не решают каких-либо турнирных задач – такие пилоты готовы защищать позицию до последнего, не особенно заботясь о сохранении чужой машины.

Через две недели гонщиков ожидает гонка в Мотеги, которая пройдет на дорожной версии трассы, а затем пройдут два овальных этапа – в Кентукки в начале октября и финал в Лас-Вегасе. Пауэр заметно слабее Франкитти выступает на тех треках, где только левые профилированные повороты, а потому в концовке сезона преимущество перейдет на сторону шотландца.

В паре овальных гонок в июне, прошедших в Милуоки и Айове, Франкитти набрал на 41 очко больше, чем Пауэр. За три этапа до конца сезона лидеры практически сравнялись по количеству очков, а потому предстоящие соревнования в Мотеги будут решающими.

Дело в том, что если австралийцу не удастся выйти в лидеры с каким-либо серьезным преимуществом перед финальными двумя этапами, Франкитти может позволить себе провести концовку в радикально консервативном духе, просто добирая необходимое количество очков. По чистой скорости на овале Пауэр вряд ли смог бы потягаться с действующим чемпионом, а потому ему необходимо заставить действующего чемпиона атаковать и лишить возможности контролировать борьбу за чемпионский титул в последних гонках.

По команде

На укороченной конфигурации легендарной трассы «Брэндс-Хэтч» состоялся «выездной» этап немецкой кузовной серии ДТМ. В Англию лидером общего зачета отправился канадец Бруно Спенглер, в семи очках от которого расположился Мартин Томчик на старой «Ауди». Однако преимущество в турнирной таблице не уберегло Спенглера от гнева фемиды – лишний комплект шин в свободных заездах стоил гонщику «Мерседеса» двух мест на старте.

Квалификация уже в пятый раз в семи этапах текущего сезона осталась за гонщиками «Ауди» – поул на этот раз завоевал Майк Рокенфеллер. Летом немец вынужден был пропустить гонку на «Лаузитцринге» из-за травмы, полученной в Ле-Мане, однако подиум на «Нюрбургринге» и поул в Брэндс-Хэтч наглядно демонстрируют, что в данный момент гонщик находится в отличной форме.

Второе время в финальной части квалификации показал представитель «Мерседеса» Гэри Паффетт, опередивший Мартина Томчика и Джейми Грина. Спенглер завершил заезды на шестой позиции, но стартовал восьмым, пропустив также Экстрема, Шумахера и Молину.

На старте Рокенфеллер сохранил первую позицию, а на вторую на выходе из «Паддок Хилл» по внешней траектории выскочил Маттиас Экстрем. Гэри Паффетт поначалу шел третьим, но на первом круге его опередил Томчик, а на втором – Мортара. Еще чуть дальше расположились Ральф Шумахер, Джейми Грин и Бруно Спенглер.

На девятом круге в повороте «Кларк» Томчик довольно легко обогнал Экстрема, а всего двумя кругами позже стало ясно, что Вольфганг Ульрих лучше самих гонщиков значит, в каком порядке они должны ехать – в том же месте с той же вежливостью в «борьбе» за лидерство Мартина пропустил и Роккенфеллер. Еще через несколько минут в «Сертизе» Роккенфеллер уступил и Экстрему, откатившись на третье место. Томчик, тем временем, начал уходить в отрыв – к 21-му кругу его преимущество составляло три секунды, но чуть позже лидер гонки потерял немного времени, вылетев на втором секторе.

Первая волна пит-стопов не внесла значительных изменений в положение пилотов, но те попытались разобраться сами – на 48 круге Ральф Шумахер в повороте имени Грэма Хилла буквально вынес с трассы Рокенфеллера. Победитель квалификации до того уже пару раз вылетал с асфальта и обходился без потери позиции, но после этого инцидента Майк откатился на шестую строчку.

К середине дистанции тройка «Ауди» значительно оторвалась от преследователей. «Мерседесы» неуверенно смотрелись на мокрой трассе, что вылилось в девятисекундное отставание Гэри Паффетта от третьей позиции.

Вторая серия пит-стопов тоже не внесла изменений: Томчик «вез» полторы секунды Экстрему, которому еще шесть с лишним уступал Мортара. Четвертое место с самого старта удерживал Паффетт, но на 74 круге его отставание от действующего чемпиона евросерии «Формулы-3» превышало пять секунд. Англичанин взвинтил темп и за каких-то десять кругов отыграл почти три с половиной секунды, но время гонки к тому моменту уже кончилось – из-за дождя финишная отмашка была дана по времени заезда.

На пятом месте до финиша добрался Ральф Шумахер, продолжающий набирать очки через раз. Концовка гонки сложилась для немца вполне комфортно – выбитый им Рокенфеллер не имел больших шансов ликвидировать отставание в четверть круга.

Позади самого Майка пытался атаковать Спенглер, но ближе чем на полторы секунды канадцу подобраться не удалось. В борьбе за восьмую строчку в концовке гонки Джейми Грин оставил позади Оливера Джарвиса. Грин шел в очковой зоне в дебюте заезда, но вылеты на середине дистанции выбили гонщика из первой десятки.

Благодаря подходу «все за одного», Мартин Томчик вновь вышел в лидеры общего зачета, но за три этапа до конца сезона Бруно Спенглер уступает своему визави лишь одно очко. На третью позицию, благодаря второму подиуму подряд, поднялся Маттиас Экстрем – швед сравнялся по количеству очков с Тимо Шайдером, но оба двукратных чемпиона ДТМ проигрывают Томчику более двадцати баллов.

Следующий этап состоится через две недели на трассе в Ошерслебене. Год назад в первой четверке финишировали три гонщика «Мерседес», в том числе ди Реста и Спенглер, выигравшие для своей команды дубль.

С неожиданной легкостью

В воскресенье на итальянской трассе «Мизано» состоялся 13-й этап чемпионата мира по мотогонкам MotoGP. Традиционными фаворитами считались пилоты заводской команды «Хонды», в частности, Кейси Стоунер, выигравший три последних гонки, однако выиграть четвертый Гран-при подряд австралийцу не удалось.

Стоунер взял поул, но уже на первом круге вперед трех гонщиков «Хонды» вырвался действующий чемпион мира Хорхе Лоренсо на «Ямахе». Испанца нисколько не смущал тот факт, что его мотоцикл не позволял уйти в отрыв – Хорхе успешно защищался, по сути, не предоставляя конкурентам ни одной реальной возможности для атаки. Впрочем, казалось, что и Стоунер, время от времени давивший на Лоренсо, не спешит форсировать события, а просто ждет подходящего момента, чтобы провести разящий выпад и затем спокойно уехать к финишу на первой позиции.

Время шло, а Лоренсо продолжал лидировать. Несмотря на то, что Стоунер все еще шел позади соперника, его напарники начали отставать – сначала Андреа Довициозо, а затем и Дани Педроса. Развязка наступила после 12-го круга: Кейси начал серьезно сбавлять темп и вскоре Хорхе уже ничто не угрожало.

«С мотоциклом все было в порядке. Доволен тем, как он ехал. Я шел позади Хорхе потому, что опасался наехать на влажный участок трассы и вылететь. А в середине гонки внезапно начал уставать.

Предыдущие Гран-при были довольно сложными в физическом плане, кроме того, последние ночи были бессонными. Сегодня была тяжелая гонка, и Хорхе молодец, что не допустил ошибок», – признался после финиша Стоунер.

В результате лидер сезона-2011 откатился на третье место, пропустив вперед Дани Педросу, но все же финишировал на подиуме и не позволил Лоренсо сильно сократить отрыв в чемпионате – 35 очков – все еще ощутимая разница.

Из-за отсутствия напряженной борьбы в группе лидеров развлекать зрителей пришлось Андреа Довициозо, Бену Спису и Марко Симончелли, которые под финиш устроили увлекательное тройное сражение. Парни несколько раз менялись позициями, и до самого конца гонки было совершенно непонятно, кто же из них окажется четвертым. Мини-победу в этой группе вырвал Симончелли, лишь на 37 тысячных секунды опередивший Довициозо.

Многократный чемпион мира Валентино Росси пытался зацепиться за Довициозо и Списа в начале гонки, однако темп его «Дукати» явно не позволял надеяться на финиш на высокой позиции, и в результате «Доктор» оказался седьмым – в пяти секундах позади второй «Ямахи». Докучать Вале тоже никто не смог. Ближайший соперник – Альваро Баутиста – проиграл итальянцу почти семь секунд. В личном зачете нынешнего чемпионата Росси остался на шестой позиции, но, понятное дело, все его надежды, как и надежды его болельщиков, связаны со следующим годом.

Нынешнее первенство пока не завершено – до конца чемпионата осталось пять этапов, и следующий пройдет на испанской трассе «Моторленд Арагон». Сумеет ли Хорхе Лоренсо продолжить погоню за Кейси Стоунером, и был спад австралийца временным? Ответы на эти вопросы гонщики постараются дать 18 сентября.

Тем временем

На трассе имени Рикардо Тормо в Валенсии состоялся предпоследний этап молодежного первенства Auto GP. В концовке сезона борьба за чемпионский титул свелась к противостоянию россиянина Сергея Афанасьева, молодого Кевина Чеккона и опытнейшего итальянца Луки Филиппи.

Накануне заездов Афанасьев завоевал поул к субботнему заезду, в котором в доминирующем стиле одержал уверенную победу. Чеккон закончил гонку на третьей позиции, а Филиппи, проваливший квалификацию, финишировал вне очковой зоны.

В воскресном спринте Афанасьев, стартовавший с восьмого места, из-за стычки с Чекконом откатился вглубь пелотона и очков набрать не смог. Сам Чеккон финишировал восьмым, сразу позади Филиппи.

Таким образом, перед финальным этапом чемпионата, который пройдет в начале октября в Мюджелло, общий зачет возглавляет Кевин Чеккон. Афанасьев расположился на второй строчке в семи очках от итальянца, а Филиппи занимает третью позицию – в восьми очках от россиянина.

В Валенсии также состоялся очередной этап WTCC, в котором на регулярной основе выступает Алексей Дудукало. На этот раз набрать очков москвичу не удалось – в первом заезде Алексей финишировал 13-м, а во втором – не добрался до финиша.

На этом этапе в чемпионате мира дебютировал еще один россиянин – Давид Сигачев за рулем автомобиля «БМВ» занял 18-е и 13-е места.