9 мин.

Ласло Ратгебер: «На Евробаскете буду переживать за Россию»

Венгрия

– Для Венгрии квалифицироваться на Евробаскет – большой успех. Теперь в команде нет наших лучших баскетболисток. Прошлым летом игроки с богатым международным опытом заявили, что хотят отдохнуть. В федерации нет денег, даже с формой большие проблемы. В таких условиях заслуженным игрокам, которым уже за тридцать, тяжело играть с сердцем. Пришли молодые, и даже с этим составом нам удалось квалифицироваться на Евробаскет (в отборочных матчах нам противостояли такие сильные команды, как Франция, Словакия, Хорватия, Румыния) Это большой успех. Попадание на чемпионат с этим составом – одно из моих главных тренерских достижений! Надеюсь, в Латвии пройдем дальше первого этапа соревнований: рассчитываем одержать хотя бы одну победу в группе.

- В чем причина плачевного состояния венгерской федерации?

– За последние 4 года организация погрязла в непрекращающихся выборах и перевыборах. Непонятно, легален нынешний президент или нет. Идет постоянная закулисная борьба, каждый преследует свои интересы. В очередной раз грядут перевыборы. Среди такой неразберихи денег нет.

Снижение показателей сборной связано с перерывом в моей работе. Я тренировал команду в период 1997-2004 годов, затем взял паузу, хотел посвятить больше времени семье. Стоило покинуть команду, как мы пропустили Евробаскет 2005 и 2007 годов.

Теперь я вернулся, и мы снова пробились в элиту континента. Наш козырь – скорость, но главное – это бойцовские качества. В товарищеских матчах против России мы вынудили соперника выкладываться на полную. И это отлично! Это хорошо и для нас, и для русских, ведь в спаррингах они были вынуждены играть с максимальной отдачей.

- Сборную Венгрии может ждать большое будущее?

– Молодые игроки сейчас демонстрируют хорошие показатели. Сборные U-14, U-16, U-18, U-20 занимают призовые места в турнирах среди сверстниц. Средний возраст главной команды – 23 года. Мои игроки имеют опыт международных встреч с ограничениями по возрастам, осталось закалиться в соревнованиях высшего уровня. В матчах с Россией мы показали себя с лучшей стороны, а ведь Россия – главный фаворит Евробаскета. Эта команда стала еще сильнее в сравнении с прошлогодней, завоевавшей бронзу в Пекине.

Я год проработал в «Спартаке» и знаю, что Калманович всегда обеспечит всем необходимым, будет предусмотрена каждая мелочь. Это важно. В Венгрии такого нет. Я не понимаю, почему нам совсем не помогают. Наши силы не беспредельны. Сейчас мы в хорошем состоянии, но без поддержки команда может умереть, и тогда придет конец венгерскому баскетболу.

Россия

- Вы отметили, что Россия стала сильнее. За счет чего?

– Да, возможно, некорректно судить только по товарищеским играм. Экс-наставник россиянок Игорь Грудин – великий тренер, это даже не обсуждается. Но люди, работавшие в российской сборной, рассказывали, что внутри коллектива не хватало взаимодействия. Набор игроков не был командой.

Сейчас Шабтай сделал команду. У руля сборной встал легенда российского баскетбола Валерий Тихоненко. В тренерском штабе работает Джен Стирлинг, чемпион мира с австралийской сборной. Как правило, никому не нравится нашествие иностранных тренеров, но, мне кажется, Россия нуждается в притоке кадров. Необходимо впитывать другие культуры, и это здорово, что Джен здесь. Плюс другой ассистент Александр Ковалев – прекрасный тренер и имеет большой опыт в работе с молодыми игроками. Тандем акцентируется на защите и проповедует агрессивный баскетбол. Быть агрессивными и мотивированными – этого не хватало россиянкам. Теперь у России не только хорошие шансы победить на Евробаскете, но и составить конкуренцию сборной США на Олимпиаде в Лондоне.

- В январе вам и самому довелось поработать с российской сборной.

– Я собирался провести сбор со своей национальной командой. На три дня вызвал 15 игроков, но клубы сказали «нет». Это, кстати, хорошо иллюстрирует положение дел в венгерском баскетболе.

Тогда я откликнулся на предложение Шабтая провести сбор с российскими девушками. В Видное съехались 40 игроков. Невероятно! Из сборниц были сформированы две команды «Красные» и «Белые», в организованном турнире приняли участие также ЦСКА и УГМК. Тихоненко тогда заканчивал свои дела в Самаре, где он работал с ЦСК ВВС, поэтому занятия до его приезда проводил я, плюс провел одну игру на скамейке.

Я долгое время тренирую сборную Венгрии, до этого работал в разных сборных в качестве ассистента. Я накопил большой опыт игр против России, в которых не раз побеждал! Мой взгляд – как бы с другой стороны. Совместная работа стала интересной и для меня, и для российской команды. Теперь Россия имеет еще одного болельщика, на Евробаскете я буду поддерживать ее и переживать за нее!

- Теперь, когда Тихоненко окончательно возглавил команду, вы продолжаете с ним сотрудничать?

– На том сборе мое участие закончилось. В Венгрии поднялся большой шум, осуждающий мою помощь России. На что я ответил: «Вы даже не в состоянии организовать трехдневный сбор, так что нечего указывать, чем мне заниматься». Я не получал денег. Выполнял эту работу в свободное время для своего удовольствия.

Мы сотрудничаем, но все же как оппоненты. Обмениваемся информацией, записями игр. Моя философия – если ты приехал в страну, разговаривай на языке этой страны. Раз уж я приехал в «Спартак», надо работать на благо всего российского баскетбола.

- Кто будет пытаться оспорить чемпионский титул России на Евробаскете?

– Россия – главный претендент на пьедестал. Конкуренцию может составить Испания. Они всегда отлично выступают, однако сейчас испытывают проблемы с передней линией. Может быть опасна Франция, но при условии, что Груда будет в составе. Тяжело будет играть против Латвии. Во-первых, они хозяйки турнира, во-вторых, это опытная команда, закаленная выступлением на Олимпиаде. Белоруссия – коллектив с великолепными игроками и великолепным настроем, они могут доставить много неудобств. И никогда не забывайте о чешках, экс-чемпионках Европы, которые в любом матче на последних секундах могут положить победную «треху».

«Спартак»

- Когда вы получили приглашение стать тренером «Спартака»?

– Мы встретились с Шабтаем в Будапеште накануне их первого сезона в Евролиге в 2006. К этому моменту я больше десятка лет тренировал «Мизо Печ». Там у меня был отличный дом, прекрасные друзья – все было великолепно. Я был наивен, тогда мне казалось, что никогда не покину Печ. Но потом я понял, если Шабтай зовет, нужно идти. Новый разговор состоялся после второго выигрыша Евролиги и скажу честно, он длился лишь 1 минуту и 15 секунд.

- Решающую роль в решении сыграло желание выиграть Евролигу?

– Я понимал, что иду на риск, что одной команде выиграть Евролигу третий раз подряд будет крайне трудно. Но сейчас, если ты хочешь чего-то добиться, следует работать в России. Здесь в моем распоряжении оказались величайшие игроки: Берд, Таурази, Джексон, лучшие российские баскетболистки Щеголева, Карпунина, Осипова.

И, конечно, очень важна возможность работать с Шабтаем. Я помню, 7 лет назад в Пече мы победили великолепный УГМК с Архиповой, Барановой, Осиповой, Милтон, Гриффит в составе. Но Шабтай в итоге привел эту команду к чемпионству в Евролиге. Потом то же самое было в «Жальгирисе», потом в «Спартаке». После победы в Саламанке я перефразировал слова Гарри Линекера о том, что в футболе играют две команды, а побеждают всегда немцы. В Евролиге стартуют 24 команды, а побеждает всегда Шабтай. Есть команды, готовые платить игрокам больше, чем «Спартак», но они не уйдут, потому что в Видном создана особая атмосфера. Там мы все как одна семья. Шабтай не только человек, который нанимает игроков и выплачивает зарплаты. Он широко мыслит. Вдумайтесь – в Видном работают 30-40 тренеров. Множество детишек занимается баскетболом. Через 5 лет воспитанницы школы Анны Архиповой станут поколением, которое спасет русский женский баскетбол. Я видел в действии сборную U-16, они отлично подготовлены.

- Трудно вам как тренеру работать со «звездами» мировой величины?

– С одной стороны, трудно, с другой – нет. Временами ты можешь просто сидеть на скамейке и наслаждаться. Но когда ты собираешься беседовать с ними, что-то объяснять, возникает вопрос: личность ты или нет. Если они принимают тебя, ты хороший тренер, если нет – плохой. Я готовлюсь к каждой тренировке, как в школе к экзамену. Я очень доволен, что игроки понимают меня. Думаю, в следующем году мы будем работать еще лучше.

- Значит, вы остаетесь на следующий год?

– Надеюсь!

- Вы еще не знаете точно?

– Все нормально. У меня контракт со «Спартаком», мы довольны сотрудничеством. Сейчас ведется работа по подготовке к следующему сезону.

- Планируете приобретения?

– Я думаю, самая важная вещь для «Спартака» и для меня как тренера, – иметь составе Берд и Таурази. Очень важно наличие хороших русских игроков. В минувшем сезоне у нас были определенные проблемы. На задней линии с русским паспортом значились только Карпунина и Миллер, это не позволяло в полной мере использовать сочетание Джексон-Фаулз. Я хочу увеличить число русских игроков. Пока не могу назвать имена. Мы объявим о приобретениях после чемпионата Европы.

- Вы посетовали, что правило трех легионеров вынуждает перестраивать игру. Как вы относитесь к этому ограничению?

– С одной стороны, русские игроки выходят на площадку, с другой – цены на них взлетели до Марса. Любое правило прекрасно, когда ведется работа с молодежью. Если уделять больше внимания подрастающему поколению, они станут отличными игроками. Их не надо будет защищать, они защитят себя сами.

Правила не должны писаться для 2-3 клубов, правила должны быть для всех, для развития баскетбола.

- Что следует улучшить в российском чемпионате?

– Следует увеличить число телевизионных трансляций. Это очень важно. Для меня немыслимо, что решающая игра финальной серии в Екатеринбурге не транслировалась в прямом эфире. Без телевидения нет баскетбола.

Рок-н-ролл

- Вы специалист не только в баскетболе, но и в музыке...

– Не назову себя музыкантом, я просто фанат. Мой друг – руководитель популярной в Венгрии группы «Kiscsillag». Мы просто ездили вместе рыбачить...

- On Orfu?

– Да, это озеро рядом с Печем. Там мы сделали клип, было весело. Мы две-три недели возглавляли венгерский хит-парад. Иногда я присоединяюсь к ним на концертах, езжу на фестивали. Это хороший повод расслабиться, отвлечься. Было бы здорово привезти группу в Москву, я попробую организовать это. Здесь много венгров. Думаю, русской аудитории тоже будет интересно.

Я родился в городе Новый сад, Югославия. Это была отличная страна с высочайшим уровнем баскетбола, футбола, рок-н-ролла. С нашим паспортом мы могли путешествовать по всему миру. В конце 70-х, начале 80-х я запросто садился в самолет и оказывался в Лондоне, я очень люблю этот город. В Югославии пластинки британских групп выходили раньше, чем в штатах. У меня богатая коллекция. Мы жили в социалистической стране, но были достаточно свободны. Потом началась война, и только тогда я узнал, что я – венгр. В 1993 году я перебрался в Печ, а сейчас открываю для себя Россию.