10 мин.

Пятерка на все времена. «Даллас»

Разыгрывающий защитник

Дерек Харпер

Годы: 1983–1993, 1996-1997

Матчи: 872

Средняя статистика: 14,4 очка, 5,9 передачи, 2,4 подбора, 1,8 перехвата

Чем известен Дерек Харпер? Он, наверное, возглавляет список тех, кто должен был сыграть в Матче всех звезд, но так и не дождался приглашения. Сам он никогда не забудет, что в плей-офф-1984 подвел свою команду, когда забыл про то, что счет равный и, несмотря на мольбы партнеров, продолжал усердно стучать мячом о паркет, позволив «Лейкерс» довести дело до овертайма. Тогда его команда проиграла матч, а затем и серию. Он, наверное, думал, что об этом курьезе никто не вспомнит, когда через два года забил решающий бросок во встрече с теми же «Лейкерс».

Но эти истории – лишь эпизоды. За одиннадцать лет в «Далласе» Харпер ни разу не уступил свое место в составе, отдал больше всех передач в истории «Маверикс» и получил прозвище «вор», обокрав соперника практически две тысячи раз (также рекорд команды).

Он не был также обаятелен как Стив Нэш и не походил на вожака калибра Джейсона Кидда. Но в том «Далласе» из середины 80-х вообще не было суперзвезд, а команда в шести случаях из одиннадцати выходила в плей-офф и добилась лучшего результата для того времени – дошла до финала конференции. Командовал парадом Харпер, которого называли одним из лучших разыгрывающих лиги и дважды включали в символическую пятерку защитников. Он так и не съездил на Матч всех звезд, но остался верен своей команде до конца. После коротких командировок в «Нью-Йорк», «Орландо» и «Лос-Анджелес» он закончил карьеру и вернулся в Даллас работать на местном телевидении.

На замене: Джейсон Кидд (годы: 1994-1996, с 2008 по настоящее время)

Возможно, команда образца сезона-2010/2011 и есть та самая пятерка на все времена. С настоящим, по-спортивному злым центровым Чендлером, гениальным Новицки, бесстрашным Бареа и убийственно точным Терри. Все нити игры – у одного из самых уверенных и смекалистых разыгрывающих нашего времени Джейсона Кидда. Он каждый раз знал, когда нужно просто передать мяч Дирку и отойти в сторону, когда комбинацию может «заказать» Терри, а когда кровь из носу нужен трехочковый – с подступанием, не идеальный по исполнению, но такой судьбоносный бросок.

Это как раз тот случай, когда нужно вспоминать былое. Ведь начинал свою карьеру Кидд именно в «Далласе». Уже в первом сезоне разыгрывающий улучшил результат команды на 23 победы и удостоился звания новичка года на пару с Грантом Хиллом. Не до, не после Кидда эту награду игроки «Маверикс» не выигрывали. Но уже через сезон его обменяли в «Финикс» и вернулся он в Техас только спустя десять лет – наштамповав трипл-даблов, потеряв в скорости, но никак не в быстроте принятия решения. Его карьера сделала полный круг – он пришел за титулом чемпиона.

Атакующий защитник

Роландо Блэкман

Годы: 1981 – 1992

Матчи: 865

Средняя статистика: 19,2 очка, 3,2 передачи, 3,6 подбора, 0,7 перехвата

За пределами Галактики имени Дирка Новицки Роландо Блэкман, пожалуй, лучший игрок в истории «Далласа». За 11 лет в команде защитник всего раз опустился ниже отметки в 17,8 очка в среднем за сезон, да и тогда это был первый год Блэкмана в лиге.

18 лет он удерживал звание лучшего снайпера команды для того, чтобы торжественно передать его тому, кто продолжит его славное дело и попытается завоевать для команды первое чемпионство. У Новицки получилось, но Блэкман в свое время тоже старался, как мог, набирая в плей-офф 1985 года по 33 очка в среднем за матч и бросая с процентов за 50. Тот же убийственный средний бросок, холодная голова в «клатче», природная скромность и неумение выгодно себя подать. Сходства с Дирком отрицать сложно.

Блэкман четыре раза играл в Матче всех звезд и еще дважды выбирался в символические пятерки по итогам чемпионата. Несмотря на это, его быстро забыли и часто на запрос «Rolando Blackman» поисковая система говорит, что «возможно, мы имели в виду Renaldo Balkman» , предлагая перейти на страницу посредственного игрока из Пуэрто-Рико.

На замене: Джейсон Терри (годы: с 2004 по настоящее время)

Джет на скамейке – он подождет. Пройдет 5-7 минут игры, и он выскочит как чертик из табакерки. Слишком быстрый и наглый для тех, кто начинал матч в стартовой пятерке и уже подустал.

Терри – повелитель хаоса, он разбивает вдребезги законы логики. Если у него пойдет игра – к ней не приспособиться. Остается только терпеть и ждать, когда у защитника иссякнет запал, или он собьется на авантюрную пальбу. Тогда Терри присядет на скамейку, закутается в полотенце и будет снова ждать своего шанса, чтобы потом промчаться самолетиком и окончательно похоронить шансы соперника на победу. Роль шестого игрока – его профессия. До плей-офф 2011 все считали, что у Дирка Новицки не самый лучший оруженосец, который, к тому же, слишком много говорит. Но в этот раз: сказано-сделано. Возможно, ему повезло, но такое можно сказать о любом снайпере, который не боится бросать через руки и верит, что каждый следующий бросок будет точным.

Легкий форвард

Марк Агуайр

Годы: 1981 – 1989

Матчи: 566

Средняя статистика: 24,6 очка, 5,7 подбора, 3,8 передачи, 0,7 перехвата

К Агуайру, как не странно, известность пришла после карьеры в «Далласе» – его переманили в «Пистонс», где он добросовестно исполнял функции снайпера со скамейки и вместе с командой стал двукратным чемпионом НБА.

Но зато в «Маверикс» он был первым парнем на деревне. Начиная с сезона-1982/1983 он шесть лет подряд набирал 22 очка и больше в среднем за сезон, три раза – больше 25.

Уже в своем третьем сезоне Агуайр вместе с Блэкманом подарили «Далласу» первый выход в плей-офф. Для молодой команды это был несомненный успех, и хотелось чего-то большего. Но тогда на западе правили бал игроки «Лейкерс», и даже легендарная компания 1988 года закончилась поражением от «озерников» в седьмом матче финала конференции. Это был лучший результат за 8-летнюю историю «Маверикс», повторить который команда смогла лишь спустя 15 лет. Агуайр ездил на Матчи всех звезд, однажды бросал больше всех и точнее (в сезоне-1983/1984), но пришли «плохие парни» и сделали предложение, от которого было нельзя отказаться. Чемпионом Агуайр стал в составе «Детройта», но этого «латиноса» с хитрым прищуром, который умел на площадке практически все, в Техасе не забудут никогда.

На замене: Майкл Финли (годы: 1996-2005)

Есть какая-то вселенская справедливость в том, что Финли получил свой перстень чемпиона. И не потому, что этого достойны все игроки, на которых упал взгляд Марка Кьюбана. Этот парень больше всех вкалывал на тренировках, и, если к его звездным партнерам – Стиву Нэшу и Дирку Новицки в то время можно было придираться, то к Финли – практически никогда.

В конце 90-х «Маверикс» поклонялись ран-энд-гану, и Финли удавалось даже на этом фоне выглядеть островком стабильности. Он забивал из углов и первым бежал защищаться, но именно на него пал выбор, когда в 2005 году нужно было срочно разгружать платежную ведомость. В качестве неограниченно свободного агента он перебрался в стан злейшего врага, предпочитая остаться в Техасском треугольнике. Но, что удивительно, болельщики «Далласа» никогда не освистывали Финли, а после того, как в 2007 году форвард завоевал чемпионство в составе «Сан-Антонио», ему устроили овацию на площадке «Американ Эйрлайнс Центра».

Тяжелый форвард

Дирк Новицки

Годы: с 1998 по настоящее время

Матчи: 993

Средняя статистика: 23 очка, 8,4 подбора, 2,7 передачи, 0,9 перехвата, 1 блок-шот.

Ради него все и затевалось. Мы вот сейчас говорим об уникальности Дирка, но часто забываем про еще один значимый факт – он единственный европеец, который может на полном основании считаться лучшим игроком команды НБА за всю ее историю. Лицом франчайза, альфой и омегой для города и болельщиков.

Когда на него, парня из второго немецкого дивизиона, в «Маверикс» сделали ставку, никто и не думал, что этот худощавый парень станет оружием массового поражения. Игроком, против которого невозможно защищаться. За скромностью Дирка вначале видели мягкотелость, а в нежелании играть под кольцом – отсутствие навыков.

У него был свой путь – минуя американские колледжи, через лабораторию сумасшедшего профессора Дона Нельсона, сквозь строй солдат Эйвери Джонсона. Он закалялся, подобно стали. Менялся, выставлял локти, оттачивал уникальный бросок, все это время полностью доверяя лишь одному тренеру – Хольгеру Гершвиндеру. Тому самому, который увидел в подростке игрока, с совершенно уникальным набором качеств.

Десять Матчей всех звезд, титул MVP, рекорды по очкам подборам, сыгранным матчам, трехочковым и, наконец, такое долгожданное чемпионство. В этом году Дирк покинул атмосферу земли и приблизился к космическому уровню. Он словно вернулся из прошлого, того времени, когда один игрок мог изменить мир. История «Далласа» и Дирка Новицки – та самая, которую мы будем рассказывать, отвечая на вопрос непосвященного товарища: «Почему мы любим баскетбол?».

На замене: Рой Тарпли (годы: 1986-1991, 1994-1995)

Такой помощник Новицки не помешал бы и сейчас – резкий, с серийной прыгучестью. В 1988 году Тарпли с успехом выполнял функцию шестого игрока и делал это лучше всех в лиге.

Одна проблема – Тарпли был наркоманом. В октябре 1991 года лига создала прецедент, дисквалифицировав игрока за пристрастие к кокаину. Несмотря на то, что Тарпли стабильно штамповал дабл-даблы (16,8 очка и 13,1 подбора), в кабинетах решили, что такое будущее американскому спорту не нужно. Отбывал повинность игрок в Греции, успев поиграть до 1994 года за «Арис» и «Олимпиакос». Несмотря на травмы, он предпринял попытку вернуться в НБА, в родной «Даллас», который в свое время выбрал его под седьмым номером на драфте. «Маверикс» не поскупились, забыли прошлое и дали игроку контракт, по которому он должен был получить 20 миллионов за шесть лет. Но не прошло и года, как Тарпли снова провалил тест на алкоголь и наркотики, и теперь дорога в лучшую лигу миру была ему заказана.

Оставшись без гроша в кармане (те 20 миллионов лига также удержала), Тарпли до 2000 года значился безработным. Он лишь на один сезон вернулся в Грецию, но затем погряз в долгах и судебных исках. Скоро он снова войдет в офис «Маверикс», но уже в костюме и с адвокатом для того, чтобы защищать свои права в суде. Тарпли добился своего – его запомнили. Но никак не одного из самых одаренных игроков «Маверикс», а как парня, который погубил свое здоровье и карьеру, сделав неправильный выбор.

Центровой

Джеймс Дональдсон

Годы: 1985 – 1992

Матчи: 484

Средняя статистика: 8,8 очка, 9,5 подбора, 0,8 передачи, 0,4 перехвата, 1,3 блок-шота

Конкурировать с Эриком Дампьером, Шоном Бредли и Хербом Уильямсом на первый взгляд не так сложно. Но исторически сложилось, что на позиции центрового в «Далласе» играли в лучшем случае синие воротнички – жесткие, неуступчивые, немного медлительные, но отважные здоровяки. Такие, как Джеймс Дональдсон. Однажды «шахтера» даже позвали на Матч всех звезд. Интересно, что приглашение на огонек прислали Дональдсону во время чемпионата 1987/1988 – не самого успешного для центрового. В прошлом году на его счету был хотя бы дабл-дабл в среднем за матч (10,8 очка и 11,9 подбора). Но это был как раз тот случай, когда одного игрока (Марка Агуайра) из хорошей команды было недостаточно, вот и пригласили Дональдсона. За его блок-шоты, работоспособность, страсть к игре.

Несмотря на то, что в составе «Далласа» центровой провел меньше 500 матчей, именно он является рекордсменом команды по подборам в нападении. Совсем неплохо для игрока, выбранного на драфте в четвертом раунде.

На замене: Шон Брэдли (годы: 1997-2005)

Если не вспоминать про времена, когда Брэдли презентовал оригинальную форму «Филадельфии», великан будет ассоциироваться только с Техасом и «Далласом». Он не был ковбоем, скорее верхом катались на нем. Можно найти еще больше десятка подобных моментов, где Брэдли использовали в качестве стремянки. Легко придумать дюжину причин, почему даже с ростом 229 см игрок может быть бесполезным на площадке. Но в 1997 году Бредли стал частью системы. В «Далласе» смирились с тем, что второй номер драфта будет ролевым игроком. Станет подстраховывать партнеров, добавлять после промахов и терроризировать команды, где на месте центрового играет бесстрашный форвард. Свои 15-20 минут Брэдли отвоевывал достойно. Затем он садился на скамейку и прикладывал к коленям лед – как и все высокие игроки с нарушением гипофиза, он был вынужден постоянно лечиться и уже спустя 12 сезонов закончил профессиональную карьеру.