11 мин.

Альпийский ураган. Что нужно знать о Гран-при Австрии

Гран-при Австрии – один из самых красивых в календаре «Формулы-1». Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Rose

Неожиданное известие о подписании контракта на проведение Гран-при Австрии стало поистине бальзамом на душу для поклонников «Формулы-1». Все последние годы чемпионат исправно пополнялся новыми автодромами в самых разных уголках планеты, которые далеко не всегда удовлетворяли взыскательному вкусу болельщиков, и часто заставляли вспомнить бородатую шутку про фальшивые елочные игрушки. Возвращение же в чемпионат настоящей трассы старой школы, имеющей при этом обновленную инфраструктуру, воодушевило решительно всех, кроме, пожалуй, жителей Шпильберга, до сих пор с ужасом вспоминающих оглушительный рев гоночных моторов.

Австрийский автодром действительно может похвастать богатой историей – за 45 лет существования он пережил 25 Гран-при, две смены названия и одну глобальную реконструкцию. Трасса была открыта в 1969 году под названием «Остеррайхринг», и представляла собой типичный трек тех лет – то есть была узкой, скоростной и опасной.

Нарекания к автодрому в плане безопасности копились как ком – еще в 1975 году здесь расстался с жизнью американец Марк Донохью, а последней каплей стал Гран-при 1987 года. Тогда на пятничной тренировке гонщик «Макларена» Стефан Йоханссон едва не погиб из-за столкновения с оленем, выбежавшим на трассу, а опасные аварии на старте лишь укрепили мнение, что трек слишком суров для «Формулы-1». Чемпионат мира покинул Шпильберг на 10 лет.

За этот промежуток времени автодром серьезно преобразился – под руководством тогда еще малоизвестного архитектора Германа Тильке была проведена реконструкция, сильно укоротившая трассу и замедлившая среднюю скорость на круге. Однако часть старой конфигурации осталась прежней, и в целом характер автодрома удалось сохранить – трек все равно остался быстрым, интересным и бросающим вызов пилотом.

Трасса, получившая новое имя «А1-Ринг» принимала этап в течение семи лет, прежде чем вновь покинуть чемпионат, на этот раз по финансовым причинам – в 2003 году Австрия наложила запрет на рекламу табачной продукции, которая в те годы еще была одним из главных средств дохода «Формулы-1». Кроме того, свою роль сыграли экологи и недовольные шумом двигателей местные жители и власти Шпильберга.

«А1-Ринг» пришел в упадок – боксы и трибуны были снесены, дорожное полотно не получало ухода, и никто не приезжал гоняться в Шпильберг. Трек пытались возродить, но всерьез за работу австрийцы взялись лишь в 2008 году, когда владельцем автодрома стала корпорация «Ред Булл» Дитриха Матешица. На деньги бизнесмена была проведена полная реконструкция инфраструктуры трассы – появились новые боксы, трибуны, барьеры безопасности и асфальт, а сама конфигурация трассы затронута не была.

Сейчас переименованный в «Ред Булл Ринг» автодром является абсолютно современным треком – и при этом остается все тем же старым-добрым «А1-Рингом», некогда радовавшим отличными гонками и сохранившим в себе часть классического «Остеррайхринга». Уже за одно это Матешицу можно сказать огромное спасибо.

Конфигурация «Ред Булл Ринг» действительно сулит захватывающую гонку и в чем-то напоминает трек в Монреале. Здесь тоже есть несколько прямых, заканчивающиеся медленными поворотами, очень благоволящими к обгонам, и здесь также огромная нагрузка выпадет на тормоза – канадские проблемы некоторых гонщиков могут повториться и в Австрии. Помимо этого, трасса отличается большим перепадом высот – особенно интересен первый поворот, который проходится в гору почти вслепую (Герман Тильке соорудил нечто подобное в Остине). Также дорожное полотно не отличается широтой, а у многих обочин гонщиков поджидают старые добрые гравийные ловушки – это значит, цена ошибки пилотов многократно возрастает. Как поведут себя шины «Пирелли» в Шпильберге – предсказать непросто, потому положимся на мнение Пола Хэмбри, ожидающего гонку с двумя пит-стопами.

Двойное противостояние

«Мерседес» после первого поражения в сезоне будет стремиться доказать случайность произошедшего – характеристики «Ред Булл Ринга» определенно играют на руку «серебряным стрелам» и, по идее, Нико Росберг и Льюис Хэмилтон должны снова взять дубль. Однако, как показал Гран-при Канады, «Мерседес» еще не может похвастать безупречной надежностью – Хэмилтон оформил второй сход в сезоне, а Росберг не смог удержать победу из-за технических неурядиц. Конкуренты вряд ли догонят немецкую конюшню, если у той не будет проблем – мощная силовая установка «Мерседеса» вновь сделает свое дело. Однако требовательный австрийский автодром вполне может создать их – и тогда «Ред Булл» будет рядом.

Очень интересно понаблюдать и за продолжением дуэлей в командах-лидерах. Льюис вновь оказался в той точке, в которой он был после дебютного этапа – снова необходимо отыгрывать солидный очковый гандикап у напарника, который, кажется, вновь обрел уверенность в силах. Психологическое преимущество у Росберга, и англичанину кровь из носу нужно пытаться переломить ситуацию.

В «Ред Булл» же ждут домашний этап в приподнятом духе все – победа Риккардо воодушевила коллектив и окончательно закрепила за австралийцем статус топ-пилота. И это вряд ли радует Себастьяна Феттеля – немец продолжает регулярно уступать Дэну, и, даже учитывая проблемы Риккардо в первых гонках, проигрывает тому почти 30 очков. Если так пойдет и дальше, то чего доброго, вскоре мы рискуем увидеть Себастьяна где-нибудь в Ростове, утверждающим на пресс-конференции, что он по-прежнему чемпион и легитимный лидер «Ред Булл». Шутки шутками, а четырехкратному чемпиону миру не пристало проигрывать напарнику с меньшим опытом и отсутствием титулов. Феттель должен прибавить, если хочет восстановить свое реноме.

В ожидании зрелища

За высокие места также должны побороться и «Уильямс» с «Форс-Индией». Оба коллектива всерьез претендовали на подиум в Канаде, однако британской команде в очередной раз не повезло, ну а Серхио Перес сам себе осложнил жизнь – и в Австрии ему осложнит жизнь штраф в виде пяти позиций на стартовой решетке. А жаль, схожесть трасс в Шпильберге и Монреале не оставляет сомнений в способности «Форс-Индии» оформить второй подиум в сезоне. Шансы индийской команды я бы оценил предпочтительнее «Уильямса» – на длинной дистанции болиды «Форс-Индии» явно бережнее обращаются с резиной, что даст Хюлькенбергу и Пересу больший тактический простор. Однако за Массой и Боттасом также стоит внимательно последить – их желание добраться до тройки лидеров усиливается с каждым Гран-при.

А вот дела «Феррари» и «Макларена» по сравнению с вышеупомянутыми коллективами скорбны. Обе формальные топ-команды сегодня по факту являются середняками, и если у конюшни из Уокинга на последних этапах все же забрезжил свет в конце туннеля – пакеты обновлений худо-бедно улучшают болид и увеличивают прижимную силу MP4-29, – то «Феррари» явно топчется на месте. Новинки Скудерии не работают, и от зоны подиума красные находятся столь же далеко, сколь далек Кими Райкконен от своей оптимальной формы. Помимо этого, еще и Эдриана Ньюи заманить в Маранелло не удалось – словом, у тиффози мало поводов для радости перед Гран-при Австрии.

После феерической гонки в Монреале мы вправе ожидать «продолжения банкета» в Шпильберге – «Ред Булл Ринг» не менее требовательный и действительно трудный для пилотов трек, при этом автодром дает возможность бороться и весьма суров к ошибкам. Предыдущие гонки в Австрии отличались частым появлением сейфти-кара и разнообразными инцидентами, также нередки завалы на старте. Помимо этого, абсолютному большинству гонщиков эта трасса будет в новинку, что добавит сложностей как им, так и инженерам. Поэтому в выходные разумно на время оторваться от футбола и уделить внимание «Формуле-1» – скучно не будет.

«Формула-1».ру

Даня Квят излучает оптимизм перед этапом в Австрии, называя «Ред Булл Ринг» одной из самых любимых трасс. Русский гонщик выступал здесь в бытность пилотом Альпийской «Формулы-Рено» 2.0 и «Формулы-3», и в обеих сериях добивался в Шпильбреге очень высоких результатов. По крайней мере, Квяту эта трасса хорошо знакома, в отличие от трека в Канаде, где Даниил провел, пожалуй, самый неудачный Гран-при в сезоне. Вопрос в том, позволит ли ему бороться за очки текущая форма «Торо Россо».

У «Маруси» этап в Канаде сложился и вовсе из рук вон плохо – сход обеих машин прямо на первом круге иначе как провал расценить невозможно. Джон Бут уверяет, что столкновение в Монреале не повлияет на отношения Бьянки и Чилтона. Уик-энд не обещает быть простым, так как для обоих пилотов трасса в Австрии совершенно новая. Тем не менее, после канадского фиаско любой результат можно будет считать прогрессом.

Взгляд в прошлое: Гран-при Австрии 2001 года

Михаэль Шумахер и его «Феррари» уверенно мчались ко второму подряд титулу – лидирующий в чемпионате Красный Барон и в Австрии взял поул, опередив пару пилотов из «Уильямса» – Хуана-Пабло Монтойю и собственного младшего брата, – а также партнера по команде Рубенса Баррикелло.

Старт гонки получился неожиданным – управляющая электроника сразу четырех машин дала сбой и не позволила их обладателям сдвинуться с места. В их числе оказался квалифицировавшийся пятым Ярно Трулли. А лучше всех дебют гонки удался пилотам «Уильямса» – уже после первого поворота Монтойя и Шумахер-младший захватили лидерство, оставив Михаэля прозябать на третьей строчке. Впрочем, очень скоро расклад поменялся – на FW23 Ральфа отказали тормоза, и лидер Скудерии начал дышать в спину Монтойе.

Однако дерзкий колумбиец не признавал никаких авторитетов и блестяще держал оборону от явно более быстрого Шумахера. Наконец, на 16-м круге Красный Барон решился на атаку в «Ремусе» – но и тут Хуан-Пабло не сдался, предпочтя вынести соперника в гравий вместе с собой! Оба пилота смогли выбраться из «ловушки», однако о борьбе за победу речи уже не шло – соперники успели проскочить мимо и далеко уехать. Болид «Уильямса» в итоге заставил досрочно завершить гонку и Монтойю, а Шумахер по ходу гонки выбрался на третье место.

Борьба за лидерство перешла к Баррикелло и Дэвиду Култхарду. В «Макларене» сумели тактически переиграть Скудерию и после своего единственного пит-стоп пилот «Феррари» уступил лидерство шотландцу. Култхард сумел довести гонку до победы и приблизиться к Шумахеру в личном зачете, а вот беды Рубенса в том Гран-при не закончились – из боксов «Феррари» на последних кругах поступил приказ пропустить Михаэля, что бразилец и сделал в последнем повороте. Баррикелло очень расстроился и думал даже об уходе из «Феррари», однако все же принял решение остаться. Знал бы Рубенс, что ждет его в том же Шпильберге через год.

Цифры этапа

4 326 м – длина круга «Ред Булл Ринга»

1.08,337 – рекорд круга, установленный на «А1-Ринге» Михаэлем Шумахером в 2003 году

Лишь 10 поворотов вписано в конфигурацию «Ред Булл Ринг»

Лишь 4 действующих гонщика застали «Формулу-1» на «А1-Ринге»: Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Фелипе Масса и Фернандо Алонсо

3 раза Гран-при Австрии выигрывал Ален Прост («Остеррайхринг»). На «А1-Ринге» по 2 победы имеют Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен

Из действующих пилотов в Шпильберге лишь Кими Райкконен был на подиуме (один раз)

Погода

Уже не раз походу сезона обладатель поула определялся на влажной трассе, и этап в Шпильберге может продолжить список дождевых квалификаций. В воскресенье же осадков не ожидается – гонка обещает быть сухой.

Сказано

Лука ди Монтеземоло: «Люди смотрят гонки ради удовольствия. Никто не хочет смотреть за тем, как пилоты экономят топливо или шины. Они хотят видеть, как пилоты атакуют от старта до финиша. Да, «Формула-1» – это спорт, но также это еще и шоу».

Симона де Сильвестро: «Я хочу получить место в «Формуле-1», это шанс всей жизни. Я могла бы успешно выступать в «Индикаре» еще десять лет, и все было бы в порядке. Но «Формула-1» – это вершина автоспорта».

Джеймс Эллисон: «Если мы хорошо поработаем, то результаты скажут сами за себя – мы увидим, что выступления «Феррари» относительно конкурентов будут все более стабильными. Но бой окажется непростым, к тому же, это сражение никогда не заканчивается».

Даниэль Риккардо: «Гонка в Австрии может получиться интересной. По скорости на прямых, думаю, сможем догнать «Мерседес» после летнего перерыва».

Нико Росберг: «Мерседес» быстр и позволяет выигрывать в каждой гонке, и то, что в Канаде это не удалось, стало большим разочарованием. Мы должны вернуться в прежнюю форму в Австрии и финишировать на двух первых местах, учитывая скорость нашей машины».

Блеф. Что стоит за визитом Хэмилтона на базу «Феррари»

«Лучший подарок на день рождения? Услышать, что Михаэль вышел из комы». Люди, которые держали кулаки за Шумахера