9 мин.

Гламур и дискурс. Что нужно знать о Гран-при Монако

У любого коммерческого проекта есть своеобразная «витрина», где демонстрируется товар лицом, и спорт высоких достижений не исключение. Лицо «Формулы-1» – это жемчужина календаря, славная гонка на Лазурном берегу среди стен под взорами мировых знаменитостей. Гран-при Монако – это большая вечеринка, место, где автоспорт немного теряется на фоне гламура и роскоши, звезд спорта и акул шоу-бизнеса, роскошных яхт и шикарных казино, показов мод и спонсорских мероприятий. Но при этом победить именно на этом этапе считается едва ли не самым почетным среди всех прочих гонок в календаре. Большая история, атмосфера высшего общества, невероятно сложная трасса – неудивительно, что получить главный приз из рук князя Монако особенно сильно желает каждый гонщик.

Трасса в Монте-Карло примечательна едва ли не во всем. Конфигурация практически не менялась с 1929 года – именно тогда в Монако прошла первая гонка, в то время как «Формулы-1» еще и в помине не было. Временным автодромом для «Ф-1» служат улочки карликового княжества, что неизбежно накладывает отпечатокна гонку. Трасса в Монако чрезвычайно узкая и опасная – практически весь трек закован в отбойники, которые не прощают пилотам ни малейшей ошибки, даже самая небольшая помарка может привести к аварии и сходу с дистанции. Обогнать здесь невероятно сложно, пилоты могут рассчитывать опередить соперника в «Сен-Дево» или в шикане после знаменитого тоннеля – но осуществить атаку и в этих местах очень и очень затруднительно. А вот сложных мест, напротив, предостаточно – вероятность появления машины безопасности здесь максимальная.

Здесь от гонщика зависит куда больше, чем на других этапах: трек практически не позволяет расслабиться – требуется максимальная концентрация на протяжении всего круга, – а мощность мотора и аэродинамика не играют слишком большой роли. На первый план выходит стремление добиться максимально высокого уровня прижимной силы.

Машину настроить нелегко – здешняя трасса совершенно не похожа на прочие автодромы в календаре, и потому в Монте-Карло требуется совершенно иная регулировка шасси и настройки тормозов.

Последний шанс

Этап в Монако – фактически последний в обозримом будущем, на котором вполне реально побороться с «Мерседесом». Часть преимуществ великолепного болида W05 должна сойти на нет и дать шанс преследователям, в первую очередь, «Ред Булл».

Себастьян Феттель после смены шасси, кажется, набирает форму, и вместе с Дэном Риккардо может всерьез вмешаться в борьбу за самые высокие места. Машины австрийской команды теряют время на прямых, но при этом быстры в поворотах, и потому Монако – лучший шанс добиться успеха и попытаться наконец прервать гегемонию немецкой конюшни. Следующие этапы пройдут на скоростных трассах, где борьба с «Мерседесом» будет максимально затруднена, и шансы увидеть на первой ступени пьедестала пилота не в серебристом комбинезоне рассеются, как дым.

Внутри «серебряных стрел» же пока все спокойно – оба претендента на титул еще не вступили в жесткую конфронтацию и исправно приносят дубли Тото Вольффу и Ники Лауде. Льюис Хэмилтон вышел в лидеры общего зачета и нанес психологический удар по Нико Росбергу, который пока никак не может опередить напарника на трассе. Отличный шанс для немца вернуть лидерство в чемпионате представляется в Монако – Нико традиционно хорош на городских трассах, кроме того, именно он выиграл гонку в Монте-Карло в прошлом году. Многое будет зависеть от квалификации – если Росберг окажется впереди Хэмилтона на стартовой решетке, британцу будет весьма трудно его достать.

Прочим же будет нелегко добиться успеха – у «Феррари», похоже, проблемы на всех типах трасс, однако в Монако на первый план выходит пилотажное мастерство – шанс в очередной раз продемонстрировать таланты для Райкконена и Алонсо.

«Уильямс» лишится главного козыря – отличной скорости на прямых, а трассы с высоким уровнем прижимной силы команде из Гроува не слишком подходят.

«Макларену» же определенно не стоит ждать ничего хорошего – MP4-29 скверно смотрится в поворотах, пилоты испытывают трудности с управляемостью машины. Для конюшни из Уокинга успехом станет и финиш в очках.

Хаос и энтропия

Впрочем, результаты Гран-при Монако могут оказаться неожиданными, и причиной тому – высокий риск аварий и появления автомобиля безопасности. Попасть в аварию в Монте-Карло куда легче, чем на других трассах, и практически любой инцидент приводит к сбору пелотона в кучу. Таким своеобразным образом «оживить» течение Гран-при может любой гонщик, но в первую очередь внимание будет приковано к пилотам набирающего ход «Лотуса». У Ромена Грожана, мягко говоря, взаимоотношения с монегасской трассой не складываются – достаточно вспомнить две предыдущие гонки на Лазурном берегу, ну а Пастор Мальдонадо давно доказал, что способен сотворить аварию из ничего где угодно и когда угодно. Доберутся ли гонщика «Лотуса» до финиша и как много пилотов не доберется до финиша из-за аварий?

«Формула-1.ру»

Даниил Квят перед Гран-при Монако удостоился теплых слов от Дитриха Матешица, а также вошел в список самых привлекательных для спонсоров спортсменов мира. А вот тестовый день в Барселоне сложился для молодого гонщика неудачно – лишь 21 пройденный круг. В Монако Квяту придется непросто – российский спортсмен не просто никогда не выступал на улочках княжества, он даже никогда не был там. Трасса в Монте-Карло является наиболее сложной для новичков и как известно, не снисходительна к ошибкам. Тем не менее, Даниил настроен атаковать – будем надеяться, трек молодой пилот освоит быстро.

«Маруся» поразила в первый день тестов в Барселоне – Макс Чилтон установил быстрейшее время, которое позволило бы занять британцу в квалификации несколькими днями ранее аж четвертое место! Понятно, что многое зависит от условий на трассе и настроек болидов, но, тем не менее, результат впечатлил многих. Оба дня тестов сложились для российской команды неплохо и, по словам Жюля Бьянки, «Маруся» стала на шаг ближе к середнякам пелотона. Так это или нет – покажет Гран-при Монако, который станет для Бьянки домашней гонкой.

Взгляд в прошлое: Гран-при Монако 2004 года

После пяти гонок сезона-2004 сомнений в том, что Михаэль Шумахер завоюет очередной титул, практически не осталось – Красный Барон доминировал, одержав 5 побед на старте, подойдя к этапу в Монако безоговорочным фаворитом. Бороться с «Феррари» было некому – традиционные конкуренты Скудерии «Уильямс» и «Макларен» построили провальные шасси, и итальянская команда достойных соперников фактически не имела.

Однако поклонникам немца пришлось насторожиться – в квалификации Шумахер смог показать лишь пятое время, что с учетом «необгонного» характера улочек Монте-Карло давало шанс на интригу. Поул же взял Ярно Трулли на «Рено».

Тем не менее, шансы Шумахера на победу были высоки, даже несмотря на неудачный старт, в ходе которого Михаэль потерял пару позиций и откатился на шестое место. Конкуренты немецкого чемпиона стали самоустраняться – уже на втором круге у Такумы Сато сгорел двигатель, затем проблемы с мотором настигли и Кими Райкконена, а чуть позже из гонки выбыл шедший вторым Фернандо Алонсо. Молодой испанский пилот не удержал машину в туннеле при обгоне на круг Ральфа Шумахера и смачно разбил свой «Рено» об отбойник, спровоцировав выезд машины безопасности.

Лидеры гонки – Трулли и Дженсон Баттон мигом нырнули в боксы, ну а на первую позицию вышел Михаэль. Совсем не факт, что ему удалось бы удержать ее, однако проверить это не удалось – прямо перед рестартом Шумахер стал жертвой одного из нелепейших сходов в истории «Формулы-1». В тоннель «Феррари» немца въехал целым и невредимым, а выехал уже с изувеченной подвеской. Прогревая шины и перестраиваясь внутри тоннеля Шуми притормозил, и на этот маневр не успел среагировать Хуан-Пабло Монтойя, влетевший сзади в F2004 и отправивший Красного Барона прямиком в стену.

После этого лидером вновь стал Трулли, и этот Гран-при стал для итальянца звездным часом – Ярно успешно довел «паровозик» до финиша, одержав первую и единственную победу в карьере. Баттон финишировал в половине секунды позади, а дополнил подиум Рубенс Баррикелло. Шумахер же, не сумев побить рекорд Мэнселла по количеству выигранных гонок со старта сезона, после неудачи в Монако выиграл еще семь гонок кряду, окончательно лишив остальных шансов на титул.

Цифры этапа

  • 3340 м – длина трассы в Монако. Это самый короткий трек чемпионата.

  • 260,520 км – гоночная дистанция Гран-при Монако. Из-за низкой средней скорости только в Монте-Карло длина гонки существенно короче, чем на прочих этапах.

  • 60 Гран-при прошло в Монако в рамках «Формулы-1», а первая гонка на трассе прошла еще в 1929 году

  • 6 побед в Монако одержал Айртон Сенна. Ему же принадлежат рекорды по поулам (5), подиумам (8) и кругам лидирования (435, совместно с Михаэлем Шумахером).

  • 15 раз в Монако побеждали гонщики «Макларена»

  • 1.14,439 – рекорд круга (в гонке) трассы Монте-Карло в текущей конфигурации, установленный в 2004 году Михаэлем Шумахером.

  • 160 км/ч – средняя скорость прохождения круга в Монако. Это самая медленная трасса чемпионата.

  • 40 км/ч – скорость прохождения машинами «Формулы-1» шпильки Loews («Fairmont Hotel»). Это самый медленный поворот чемпионата.

Погода

Прогнозы синоптиков меняются практически каждый день – условия на Лазурном берегу отличаются переменчивостью. Вероятность того, что свободные практики пройдут под дождем, довольно высока, а вот квалификация и гонка, скорее всего, пройдут на сухой трассе.

Сказано

Дитрих Матешиц: «Новый регламент не подходит «Формуле-1» ни с какого бока. «Формула-1» должна оставаться автоспортом. Гонки не должны быть набором правил и штрафов».

Лео Туррини: «За все время пребывания в «Феррари» Маттиаччи практически ни разу не открыл рот. Мы все согласны, что команде нужны результаты, а не слова. Но молчание Маттиаччи просто оглушительно».

Ромен Грожан: «Как пилот ты должен сохранять предельную концентрацию, потому что эта трасса не прощает ошибок. В прошлом я несколько раз был очень быстр на этой трассе, но также врезался в заграждения».

Себастьян Феттель: «Думаю, мы сможем побороться с ними. Сложно делать прогноз, но на трассе в Монако не столь важна мощность двигателя. Также может помочь дождь, поскольку в таких условиях всегда есть возможность оказаться впереди».

Фелипе Масса: «Гонка в Монако получится очень сложной. Новые машины больше скользят, крутящий момент в два раза больше по сравнению с прошлыми годами, а сцепление с трассой не очень высокое, поэтому будет очень легко попасть в аварию. Думаю, это будет самая жесткая гонка сезона».

Мика Хаккинен: «Нико Росберг должен продолжать работать над своими сильными сторонами и устранять слабые. Ситуация может измениться уже на следующем этапе в Монако. Нико не должен сдаваться».

3D-превью трассы в Монако

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason