5 мин.

Реставрация Биг-Бена

«Я не чувствовал себя здоровым – у меня был целый букет повреждений. Очень сложно играть, осознавая, что все твои умения бесполезны. Тело перестает слушаться. Это меня по-настоящему сломало. Я решил, что лучше уж совсем не играть, чем быть обузой для своей команды».

Уже начались пересуды о том, стоит ли увековечивать номер Бена Уоллеса под сводами знаменитой арены The Palace of Auburn Hills. Его контракт был выкуплен руководством «Финикса», что представлялось удивительным – логичные ходы менеджменту этой команды совсем не свойственны. 10 миллионов, которые были переведены на счет Биг-Бена, выглядели как пенсия для ветерана. Лечение в дорогих клиниках, последующая реабилитация, путешествия по миру – именно такой виделась жизнь Уоллеса в следующие несколько лет.

Но все на секундочку забыли, с кем имеют дело. Это же тот самый несгибаемый Бен Уоллес! Он был проигнорирован всеми командами НБА на драфте-1996, в отличие от таких интересных личностей как Рой Роджерс (№22) и Брайан Эванс (№27). Дальше была летняя лига, где в составе «Бостона» его пытались использовать на позиции атакующего защитника. Проблема была только в том, что Бен не умел атаковать. Главный тренер «Селтикс» Майкл Леон Карр посчитал, что выпускнику «Вирджинии Унион» не достает роста и физической мощи для того, чтобы стать игроком передней линии клуба НБА…

Лето Уоллес провел в Италии, а затем подписал контракт с командой из Вашингтона, в то время еще носившей звучное название «Буллетс». Он был 12-м игроков в ротации, обосновавшись за мощными спинами Криса Уэббера и Джувэна Ховарда, которые тоже были башнями, но летающими. Только спустя два года Уоллес получит свой шанс и покажет всему миру, КАК нужно бороться на подборе. Бен стал в команде одним из ведущих… резервистов.

Уже в следующем году он познакомился с ролью разменной монеты и был переправлен в «Орландо», а спустя несколько месяцев – в «Детройт», как участник трейда имени Гранта Хилла. Менялись команды, менялись прически, прежним оставался только сам Бен – противовоздушная система Уоллеса действовала безотказно.

Затертое клише «undersized» – это как раз про Уоллеса. Центровой ростом в 206 см и весом около 105 кг стал настоящим феноменом в лиге. В составе «Пистонз» Уоллес четыре раза становился «лучшим защищающимся игроком года», 6 раз возглавляя символические сборные «мистеров замков». Пять раз звездные пятерки НБА не могли обойтись без его участия, и даже рекорд легендарного Хакима Оладжувона прогнулся под напором мускулистого центрового. Уоллес стал лишь вторым игроком в истории НБА, который по итогам сезона стал лидером лиги по количеству подборов и блок-шотов.

Родился новый гений защиты. Уоллес никогда не пытался выпрыгнуть из собственных трусов и сделать что-то необыкновенное. Бросал по кольцу он лишь в случаях крайней необходимости. Истечение 24-х секунд, свободная взлетная полоса в трех метрах от кольца и принудительный бросок со штрафного – вот весь диапазон действий Бена Уоллеса в атаке. Большего от него и не требовали. Его энергия и звериная сила были необходимы в защите: все чемпионства «Детройта» были добыты на своей половине площадке. Старшим по званию на подходах к кольцу «Пистонз» по праву считался Биг-Бен. Для Уоллеса не было авторитетов, скорее, он был одним из самых уважаемых игроков лиги, которого чтили настолько, что предпочитали обходить стороной.

Но даже в самом отлаженном механизме рано или поздно начинаются сбои. Начали ржаветь и детали часов Биг-Бена. С каждым годом показатели игрока неуклонно падали. Стали подводить даже «родные» специализации – подборы и блок-шоты. 2,3 заблокированных броска и 11,3 отскока в среднем за матч – статистика последнего года в «Детройте». В следующем году в форме «Чикаго» был результат 10,7 и 2,1 соответственно. Регресс продолжался – количество подборов (8,8 – 7,4 – 6,5) и блок-шотов (1,6 – 1,7 – 1,3) в следующие три сезона недвусмысленно указывали на то, что Уоллес начинает сдавать.

Подводили игрока и его фундаментальные умения. Защита один в один, которая считалась фирменным знаком Уоллеса, перестала быть такой эффективной. Растеряв свои уникальные способности, Бен лишился и драгоценных минут игрового времени. Его роль в командах сильно изменилась.

Казалось, что уже заканчивается время, которое часы на большой башне отмерили самобытному игроку. «Чикаго», «Кливленд», «Финикс» – эти скитания давали только лишний повод для сожаления. Новостей о создании эликсира вечной молодости все не было.

Нашлось какое-то другое лекарство, повернувшее время вспять. Мы снова видим Уоллеса в форме «Детройта», собирающего, как спелые яблоки, 9,2 подбора в среднем за матч.

«Все это похоже на действие наркотика. Я снова чувствую легкость движений и неуемную энергию, которая разливается по всему моему телу. Не знаю, насколько меня хватит, но сейчас я счастлив», – радости Уоллеса, который уже во втором своем матче собрал 16 подборов, нет предела.

Он решил вернуться на несколько шагов назад туда, где он был полезен. Путешествие на пять лет назад удалось лишь наполовину: привычных партнеров в лице Чонси Биллапса, Антонио МакДайесса и Рашида Уоллеса Биг-Бен уже не застал.

Но в «Детройте» его все равно очень ждали. Новый тренер «Пистонз» Джон Куэстер – старый друг Уоллеса. Они познакомились, когда центровой еще пылил на школьных соревнованиях, а Куэстер работал в системе студенческой лиги. Их история получила новый виток в Мотауне, где тренер и игрок вместе вкалывали во благо чемпионской команды.

«Очень редко бывает, что наставник и баскетболист становятся настоящими друзьями», – считает Уоллес. «Я знаю Ку и его семью уже много лет. Он приезжал ко мне в гости в Вирждинию. Мы действительно с ним очень хорошо общаемся».

Это связь ветерана и молодого специалиста – бесценна. Уоллес знаком с методами Куэстера, поэтому именно он может стать связующим звеном между наставником и командой. Педагогическими целями роль центрового не ограничивается.

«Я знал, что Бен будет хорошим дополнением к нашей передней линии. Но я даже представить не мог, что он будет так полезен. Он похож на прежнего Бена», – считает специалист.

О большем говорить пока рано – главным судьей для старины Бена будет безжалостный 82-матчевый марафон, который и определит, насколько случайны эти вспышки активности.

«Детройт» сегодня – ни разу не претендент на чемпионство. Даже попадание в заветную восьмерку – оптимистичный план руководства команды. Бен Уоллес – тот самый необходимый компонент, который должен соединить триумфальное прошлое и туманное настоящее. Родни Стаки, Бен Гордон, Тэйшоун Принс, Чарли Виллануэва – все это частички команды, которая в скором времени должна будет научиться выигрывать. О том, как побеждать в самых важных матчах, стиснув зубы, через боль им расскажет Уоллес.

Ренессанс Биг-Бена – один из самых интересных сюжетов стартовавшего сезона. Его возвращение случилось скорее вопреки. Он вошел в воды реки Детройт дважды и это, неожиданно, принесло успех.