5 мин.

Шарунас Марчюленис: "ЦСКА помог минимум импровизации"

- Вы провели восемь сезонов в НБА и наверняка представляете, на какой стадии готовности находятся сейчас игроки. Правы ли те, кто объясняет два поражения американских клубов недостатком тренировок после летнего отдыха?

- Раньше, когда в НБА выступал я, к предсезонным матчам ты обязан был подходить уже в хорошей форме. А во время выставочных встреч команды занимались исключительно баскетбольной подготовкой, наигрыванием комбинаций. Думаю, сейчас требования должны быть еще более жесткими, ведь профсоюз игроков при обсуждении коллективного соглашения добился сокращения длительности предсезонки. Так что времени остается меньше. Хотя, конечно, готовности явно не хватает. Коуч "Клипперс" Майк Данливи говорил мне, что перед матчами в Москве они потренировались всего четыре раза. Конечно, этого недостаточно. Ведь европейский баскетбол стремительно приближается к американскому. И за клубы здесь выступает много игроков из-за океана – получается такая глобализация. Мне бы, к примеру, было бы интереснее наблюдать за победой действительно российской или испанской команды. Но и в таком варианте тур получился любопытным.

Кстати, меня удивило, что в Москве и Кельне площадки были разными: в России трехочковая линия была явно ближе. В Германии же разметка благоволила парням из НБА: европейцу необходима большая решимость, чтобы атаковать с семи метров. В любом случае, такие встречи необходимы, ведь они нравятся зрителям и пропагандируют баскетбол.

- В составе сборной СССР в 1988 году вы стали автором первой победы над клубом НБА. Какими были ваши ощущения? Что изменилось с тех времен?

- Было очень интересно. Американцы показывали абсолютно другую скорость – угнаться за ними нам не хватало готовности, "дыхалки". Ведь мы играли против "Атланты", цвета которой защищали настоящие звезды – Доминик Уилкинс, Спад Уэбб. Сейчас по уровню физподготовки ребята не уступают американцам.

- Есть мнение, что европейский баскетбол уже достиг уровня НБА.

- Я бы не стал говорить так уверенно. Подходит к уровню – это точно. Думаю, если бы команды-участники "NBA Europe Live" встретились в конце сезона, когда клубы НБА сильно добавляют в интенсивности, сыгранности, желании побеждать, исход тура был бы иным.

- За счет чего достигнуты две победы в октябре 2006-го?

- Безусловно, за счет большого желания. Что касается ЦСКА, то он поразил меня плотной, отлично отлаженной защитой. Кроме того, команда не злоупотребляет импровизацией, исключая глупые ошибки. Игра получается очень организованной, и на ее фоне терялись даже "Клипперс".

- Считается, что выступление в НБА – мечта большинства игроков, и отбирают туда действительно лучших. Что же, парни из "Барселоны" и ЦСКА не подходят для сильнейшей лиги мира?

- Знаете, чтобы попасть в Америку, необходимо еще и везение. Чтобы тебя заметили здесь, правильно оценили, а потом еще и дали возможность проявить себя. Ведь часто получается, что сильные игроки попадают в клубы, где на их позиции слишком велика конкуренция, и возможностей отметиться дается немного. С другой стороны, на скамейках клубов НБА сидит по два-три человека, которые здесь могли бы даже в состав не пройти.

- Есть ли мысли о встречах команды НБА с ведущими литовскими клубами?

- Такие разговоры ведутся. В частности, есть предварительная договоренность о визите в Вильнюс через пару лет "Голден Стэйт". Для этого нужно согласие "Летувос Ритас" и "Жальгириса" и, конечно, условия, деньги.

- С аренами в Вильнюсе и Каунасе проблем не будет. Неужели проект в болеющей баскетболом Литве не окупится?

- (Смеется). У нас ведь не столько денег, сколько в России.

- В свое время комиссионер лиги Дэвид Стерн много говорил о возможности размещения в Старом Свете клуба НБА. Как считаете, эта идея имеет право на существование?

- Три-четыре года назад говорилось об одном, сейчас ситуация стала другой... К примеру, владелец "Далласа" Марк Кьюбан говорит, что видит в Евролиге конкурента. Многое меняется, и многое должно быть существенно переделано, чтобы такая возможность сохранилась. Большинство европейских клубов попросту не вписывается в требования НБА к структуре. К примеру, "Барселона" имеет больше сотни акционеров, что абсолютно невозможно за океаном. Так что, сомневаюсь, что лига может быть пополнена за счет существующих команд. Скорее, придется создавать новые. И одной здесь не обойтись – нужен хотя бы дивизион.

- Надо ли это Евролиге?

- Не уверен.

- Прошедшей весной вы тоже были готовы взяться за перестроечную деятельность. Выставили свою кандидатуру на пост президента ФИБА-Европы, но затем снялись с выборов, позволив продолжиться правлению Георгоса Василакопулоса. Как разворачивалась ситуация?

- В европейском баскетболе, действительно, очень многое можно менять. Это требует много времени и большой ответственности. Страны развиты неровно. Малые заметно отстают от больших. Надо много работать и четко представлять, на что ориентироваться. Самые большие перемены нужны в сфере маркетинга. Где телеканалы, показывающие баскетбол, реклама? Другие виды спорта давно перегнали в этом смысле, конкуренция за внимание болельщиков очень высока. Сейчас в ФИБА этого никто не понимает. Там бодро рапортуют об успехах, и эти доклады аплодисментами принимаются разве что 50 человеками, которые их слушают. А стоило бы прежде прислушаться к фанатам. Здесь нужны серьезная программа, и качественная маркетинговая работа. Не такая, которую сейчас в ФИБА-Европе выполняют два-три человека.

- И вам взяться за перемены не позволили...

- Представители литовской федерации уговаривали других за меня не голосовать. В общем, это наши внутренние проблемы, неурядицы. В итоге Василакопулосу чуть ли не поименно докладывали, кто за кого голосует. Я понял, что с этим бороться бессмысленно, и снялся. Конечно, мне хочется помочь европейскому баскетболу, но биться лбом об стенку не хочется. Сейчас в руководстве, похоже, всех все устраивает.

Николай ЦЫНКЕВИЧ