4 мин.

Мяч не врет

Финал ЦСКА – «Химки» давно стал классикой. Неотъемлемой, практически традиционной чертой которого являются разнообразные конфликты. Андрею Ватутину в этот раз удалось скандальной ситуации избежать. Но что-то такое просто не могло не произойти: непосредственно перед началом первого матча пресс-атташе ЦСКА сошелся в бескомпромиссном поединке с подмосковными болельщиками. Предметом раздора был всего лишь незаконно оккупированный ряд, а потому скоро стороны пошли на мировую. Тем более что спорная ситуация разгорелась уже на паркете.

Еще не завершилась первая четверть, а Виктор Бычков на манер химкинского ежика дважды предпринял рывки от дальнего края скамейки к судейскому столику. Судьи не совсем вдохновились отечественными реалиями: сначала дали фол в нападении Планиничу и тут же на трехочковом свистнули Келати – из ожесточенной жестикуляции генерального менеджера рождались какие-то до боли знакомые ассоциации про два туда… Рудименты ментальности черновской эпохи по-прежнему тянут куда-то в прошлое, хотя баскетбол ушел вперед. И смотреть стоило только его: счет оказался на втором плане, имели значение каждая атака, каждое решение, каждая эмоция – и было понятно, что решится все совсем в конце. Как и должно быть в настоящем финале.

Неожиданным фактором даже стал зал. На каждый призыв ведущего «есть ли в зале болельщики ЦСКА» раздавалось дружное «Нет». Армейские болельщики отправились на праздники в Подмосковье, оттуда прибыл внушительный десант гостей – красно-синие несколько опешили, оказавшись на чужом поле, гости же каждый раз находили в оглушительной поддержке необходимую помощь. Они были эмоциональны, агрессивны и неуступчивы. Планинич без раздумий летел под щит. Папандопулос затолкал под кольцом Воронцевича, а, получив рассечение под глазом от Гордона, еще нашел в себе силы похлопать не удостоившим нарушителя фолом судьям. Хансен трехочковым заставил тренера хозяев взорваться на скамейке, а потом бесстрашно пошел под Хряпу и, забив с фолом, принялся со страшным грохотом колотить себя в грудь.

– Думаю, что соперники больше хотели – это было видно по борьбе в единичных контактах, стычках. Стоит только посмотреть, сколько игроков у них получили по 4 фола. Они не жалели себя, сражались. Мы же играли мягче. И это повлияло, – Йонас Казлаускас выделил главную разницу между командами.

На контрасте армейцы были размеренны и неторопливы. Поначалу это казалось расчетом: Бечирович нагрузил фолами Фридзона, получались симпатичные комбинации на «больших», был эффективен Гордон – и все равно вперед красно-синие вышли на максимальную дистанцию (21:14) за счет появления злого Сергея Быкова, который, засидевшись, принес необходимую страсть, запугал разыгрывающих и спровоцировал несколько отрывов своей команды. Но их ограниченность в атакующих опциях с каждым владением вскрывалась все четче: мяч ушел на периметр, откуда – за неимением снайперов (накануне в пару к Шишкаускасу выбыл еще и Лэнгдон) – удачно атаковать не получалось. Если бы не химкинские потери, то эта импотенция проявила бы себя и на табло – но армейская защита давала хозяевам шанс – фирменные армейские уколы были смертельно опасны (41:43 перед большим перерывом). И даже эмоциональные моменты и те как-то сглаживались: Смодиш попытался спровоцировать Саврасенко, но быстро оставил свои интенции, получив удар острым локтем – эпизод остался без внимания арбитров, а словенец затаил обиду и успокоился.

Виктор Бычков снова вышел на авансцену в начале четвертой четверти. Как раз тогда стало понятно, что обмен ударами носит несколько односторонний характер, и счет все же стал довлеть над игрой. Нападение ЦСКА (то ли несмотря на, то ли из-за порой кажущейся хаотичной ротации литовца) в какой-то момент совсем разладилось. А подоспевший рывок «Химок», построенный вокруг взаимодействия Лопеса и Лончара, пришелся как нельзя кстати – показалось, что ключевым моментом станет подбор на чужом щите, после которого Фридзон забил «треху» и отодвинул партнеров на 10-очковую дистанцию (61:51). Но возвращение ЦСКА – вопреки всему – было неминуемо. Как раз тут – когда судьи свистнули пять секунд у Мони при выбросе из аута – настроившийся на победу руководитель пошел в атаку на судей уже в третий раз. Хорошее быстро приедается, и появление Бычкова на паркете обернулось техническим замечанием. После еще одного – Моня в быстрой атаке попал по лицу убежавшему Воронцевичу – красно-синие почти спасли положение – 69:71 за 1,31 до сирены.

Здесь Виктор Бычков уже понял, что повлиять на арбитров не получится, и настроился болеть. Последним его выпадом стало читаемое по губам «Ну-ну, иди сюда», произнесенное в ответ на знакомый танец группы поддержки с налетом на скамейку гостей.

Решали же все не судьи, не болельщики, не настрой, а мяч, который не врет. Планинич легко продавил Быкова. Тут же армейцы допустили еще и потерю, закончившуюся пик-н-роллом на спустившегося Лончара – 69:75. Плюс растерявшийся разыгрывающий, который, наверное, неожиданно для самого себя оказался на площадке в решающие мгновения, несколько раз ошибся. Это произошло моментально и оказалось неотразимым и логичным выпадом – «Химки» были лучше по игре, страстнее и задиристей и при этом разнообразней (благо скамейка позволяет).

Ощущение триумфа коснулось лишь суппортеров, затянувших забористую песню про алкоголь и слюни. Сами игроки ограничились улыбкой Кита Лэнгфорда и потребовавшего у болельщиков последней дозы адреналина Лончара.

ЦСКА Москва – БК Химки – 72:77 (23:20, 18:23, 13:18, 18:16)

ЦСКА МОСКВА: Швед (13), Бечирович (9), Хряпа (7 + 10 подборов), Джей Ар Холден (4), Каун (2) – старт; Воронцевич (19 + 7 подборов), Гордон (7), Быков (5), Смодиш (3), Соколов (3).

БК ХИМКИ: Фридзон (15), Моня (11), Планинич (8), Саврасенко (5 + 7 подборов), Келати (4) – старт; Лончар (16), Хансен (11), Пападопулос (5), Лопес (2).