5 мин.

Атака клонов

В преддверии Гран-при Сингапура Тони Фернандес сделал официальное заявление о покупке прав на использование названия «Команда Лотус». Рядовым любителям «Формулы-1» эта новость ничего не сказала – по мнению многих, наконец-то произошло всего лишь объединение двух брендов – «Груп Лотус» и «Команда Лотус». Однако, на деле, за фасадом многочисленных улыбок скрывается жесткая подковерная борьба.

Начнем с того, что в этой истории оказались замешаны четыре стороны. Первая – это основатели команды «Формулы-3» «Лайтспид» Нино Джадж и Стив Кенчингтон – бывшие инженеры компании «Лотус». Они объединили усилия с техническим гуру Майком Гаскойном для попытки вступить в «Формулу-1» в 2010 году. Для того чтобы повысить свои шансы на одобрение заявки, проект попытался купить права на название «Команда Лотус» у Дэвида Ханта (вторая сторона) и даже получили разрешение последнего, но в амбициозные планы по возвращению легендарного имени в гонки вмешалась группа «Лотус» (третья сторона), объявившая о том, что она никак не связана с данным проектом и, более того, намерена предпринять все шаги, «необходимые для защиты имени, репутации и имиджа марки».

Так что неизвестно, чем бы закончился тот конфликт, если бы ФИА не отклонила заявку «Лайтспида».

В то же время на сцену вышел малайский бизнесмен Тони Фернандес (четвертая сторона), чьи связи с «Протоном», а также наличие финансовых ресурсов, сделали его идеальным партнером для не сдавшегося Гаскойна. Объединив усилия, Фернандес и Гаскойн купили у группы «Лотус» и «Протона» лицензию на право выступать в «Формуле-1» под названием «Лотус Рейсинг», а также поделились планами с президентом ФИА Максом Мосли. Англичанину идея понравилась, поэтому когда «БМВ» объявил об уходе из «Формулы-1», «Лотус Рейсинг» занял вакантную позицию в списку участников нового чемпионата.

Так получилось, что Дэвид Хант и бренд «Команда Лотус» остались за бортом, но Фернандес не хотел каких-либо осложнений и судебных исков по поводу использования названия «Лотус» со стороны брата чемпиона мира 1976 года, а потому начал с англичанином вести примирительные переговоры.

«Мое жизненное кредо – сотрудничество», – говорит Фернандес. «Я никогда не иду на конфликт».

Однако до начала сезона-2010 малайский бизнесмен договориться ни о чем не успел, более того, он погряз в делах новой конюшни и собственной авиакомпании Air Asia – эти вопросы оказались приоритетнее, чем покупка бренда.

Тем временем, в группе «Лотус» стали происходить серьезные изменения. Еще до того, как ФИА подтвердила заявку новой команды, на пост президента фирмы пришел бывший глава отдела «Феррари» по глобальному брендингу Дэни Бахар, который начал превращать «Лотус» в некое подобие Скудерии. В структуру компании влились бывший пресс-атташе команды «Формулы-1» «Феррари» Клаудио Берро и правая рука Жана Тодта Миодраг Котур, которые стали президентом и операционным директором «Лотус Моторспорт» соответственно. Самое забавное, что нашлось место в фирме и Джино Росато – самому известному толстяку в Скудерии времен Шумахера. Джино работал в «Феррари», начиная с уборщика, курьера и шофера грузовика, и заканчивал карьеру в команде, являясь главой безопасности. Белобрысый канадец получил в «Лотус Моторспорт» место вице-президента по корпоративным делам.

Стоит отметить, что покупка лицензии Фернандесом состоялась еще до прихода в группу «Лотус» Бахара, и что последний, по слухам, был сильно недоволен сделкой и даже отдал распоряжение расторгнуть контракт.

Поэтому когда на презентации болида T127 журналисты не увидели делегацию из группы «Лотус», возникли справедливые предположения о том, что связь между «Протоном/группой Лотус» и командой Фернандеса «Лотус Рейсинг» заметно охладели.

Через некоторое время выяснилось, что у Бахара и компании имеются собственные серьезные автоспортивные планы. Фирма быстро договорилась о начале сотрудничества с конюшней «Индикара» «КВ» (болид Такумы Сато был выкрашен в зелено-желтые цвета и обзавелся всеми соответствующими логотипами «Лотуса»), затем последовали новые объявления об интересе к гонкам одноместных автомобилей с открытыми колесами, а также состоялась презентация серийного автомобиля в виде болида «Формулы-1» для богачей и сумасшедших коллекционеров.

Очевидно, что проект Фернандеса стал для Бахара ненужным и даже в каком-то смысле конкурирующим, особенно когда группа «Лотус» объявила об объединении с командой GP2 Николя Тодта «АРТ». В следующем году конюшня будет называться «АРТ-Лотус», и, учитывая намерения сына нынешнего президента ФИА пробиться в главные гонки планеты Земля, понятно, что двух «Лотусов» «Протон» тянуть не станет.

Фернандес же попал в тяжелую ситуацию: если «Протон» лишит его лицензии, то конюшню придется переименовывать, а также решать многочисленные бюрократические вопросы, связанные с Договором Согласия, – поэтому неудивительно, что переговоры малайца с Дэвидом Хантом, в конце концов, увенчались успехом, и в следующем году «Лотус Рейсинг» должен будет сменить название на «Команда Лотус».

В «Протоне» эта новость восторга не вызвала.

Сегодняшнее заявление ясно говорит о том, что «гражданская малайская война» вступила в новую фазу и позиции Фернандеса в «Протоне» не устояли под натиском семьи Тодт, чье влияние на родине владельца Air Asia оказалось более серьезным (Жан Тодт очень уважаем в азиатской стране и даже награжден званием, эквивалентным званию Рыцаря в Великобритании).

Группа «Лотус» грозится подать в суд на Фернандеса, но каковы шансы у компании отобрать права на использование названия «Команда Лотус»?

«Изначально, думаю, бренды разделились в 1958 году», – говорит Дэвид Хант. «И уж совершенно точно в 1968-м они никак не были связаны между собой, когда группа «Лотус» стала акционерным обществом. Когда же умер основатель конюшни Колин Чепмен, правами на название «Команда Лотус» завладела его семья, но никто из группы «Лотус».

Если суд признает возможность использования названия «Команда Лотус», то в будущем нас может ожидать интересная ситуация, когда в «Формуле-1» будут выступать две команды с почти одинаковыми названиями. Впрочем, учитывая, что на посту президента ФИА находится Жан Тодт, скорее следует ожидать интриг, связанных с выдворением команды Фернандеса из чемпионата мира.

Пока же мы готовимся смотреть первый акт войны: в сезоне-2011 на трассах в серии GP2 поведут борьбу команды «Эйр Азия» и «АРТ-Лотус». Известно, что младшие конюшни во время гонок располагаются в боксах команд «Формулы-1», и тем любопытнее, что «Эйр Азия» разместится в боксах «Лотуса», а «АРТ-Лотус» – там же, где всегда размещалась команда «АРТ» – в боксах «Феррари»…

По материалам Autosport и блога Адама Купера