9 мин.

12 друзей Зорана

Упорству серба не перестаешь дивиться. Бывшему инженеру, ныне претендующему на роль главного управленца конюшни «Формулы-1», ФИА уже вроде как устала давать от ворот поворот, однако отказы лишь подливают масла в огонь. Посему крах идеи с построением шасси (а вокруг него – и коллектива) на базе горемычной «Лолы» T97/30 в 1998-м, а затем пролет мимо сезона-2010 с шасси «Тойоты» Стефанович воспринимает не иначе как «закалку перед реальным испытанием «Формулой». Непосредственно же вызов планирует принять уже следующим мартом, выставив на решетку машину собственного приготовления. Тем более что после длительной кооперации с японским концерном и адаптации технического опыта собственной компании АМСО, специализирующейся на работах в аэрокосмической и автомобильных отраслях, технический плацдарм подготовлен на славу. Теперь главный вопрос лишь в том (по крайней мере, по Зорану так точно – одобрение своей заявки он считает дефолтной), кто окажется в кокпитах новобранцев. Выбирать планируется из дюжины пилотов, которые невольно так и хочется поделить на несколько групп.

Рента-драйверы

К таковым, при всем уважении, отнесем Нараина Картикеяна и Каруна Чандока. Обладатели экзотической национальности любителям Больших Призов больше запомнились потрясанием мошной, набитой рупиями, в попытках пробиться в «Ф-1» под спонсорскую сурдинку. На треке же джек-пот сорвать никому из «бхай-бхай-нации» сорвать не удалось. Тот же Картикеян, долгое время величавший себя не иначе как «самый быстрый индус в мире», к 33 годам засветился во многих рейтинговых соревнованиях, но так и не снискал не то, что славы – уважения. Пять очков, набранных в составе «Джордана» в сезоне-2005 – не аргумент в споре, если вспомнить обстоятельства, при которых они были завоеваны (опередить пару «Минарди» в споре шести болидов во время «Индигейта» – это, конечно, достижение)…

Не лучше репутация и у Чандока, вымостившего дорогу в кокпит бившегося в финансовой асфиксии «Хиспании» рупиями. Плюс немалое содействие оказал протекторат Берни Экклстоуна, с которым водит дружбу папа пилота, по совместительству глава федерации автоспортивных клубов Индии. Собственно, именно Вики Чандок не позволил сыну несколько лет назад завершить карьеру и перейти на менеджерскую работу: пообещав что-нибудь придумать, он призвал на помощь всемогущего супремо. А тот, в свою очередь, подыскал отпрыску приятеля место в GP2. Нынешним межсезоньем трудоустройство Каруна кроилось по схожим лекалам… И ладно бы, приноси его работа пользу пиренейцам, однако пока даже найти общий язык с инженерами индусу удается далеко не всегда. Тем самым отчасти подтвердил предположения о сомнительной собственной профпригодности, пару лет назад выдвинутые небезызвестным Виджаем Мальей в свете отказа брать молодого соотечественника на контракт.

Пиар-компаньоны

Сюда отнесем спортсменов, чье появление за баранкой возымеет эффект, как минимум, с позиций привлечения массового внимания к коллективу. Взять непобедимого раллийного гуру Себастьяна Леба, с 2004 года узурпировавшего титул сильнейшего пилота WRC. С одной стороны, его приглашение – дань моде, своеобразный ответ популярным тенденциям времени. Мол, «Феррари» приглашала на тесты легендарного Валентино Росси из MotoGP, «Торо Россо» рисковала со ставкой на лидера ChampCar Себа Бурдэ, так чем мы хуже? Тем более что подобные ходы заставляли болельщиков волей-неволей говорить о команде. С другой стороны – это «наш ответ Кими Райкконену». Раз уж многие болельщики «Ф-1» следят за финном в ралли по принципу » а выдержит ли он там?», почему не сыграть на обратной рокировке? Наконец, сама колоритная личность Леба способна привлечь недюжинный интерес, что подтверждают его многочисленные Фан-клубы на планете.

Ральф Шумахер всерьез рассчитывал вернуться в Большие Призы года два-два с половиной назад. Будучи обладателем второй зарплаты в пелотоне (пальму первенства тогда удерживал Райкконен), немец не расстроился отказу «Тойоты» продолжать сотрудничество после сезона-2007, свято веруя, что снижение финансовых требований откроет ему путь за руль боевой машины. Однако ни «Макларен», ни «Торо Россо» в лице дружищи Франца Тоста, ни даже «Форс-Индия» не протянули Ральфу руку помощи. Пооббивав пороги, но так и не выклянчив места пилота, Шумахер-младший перебрался в «ДТМ», откуда нынешней зимой его пробовали рекрутировать новички «Ф-1». Безуспешно: отчасти потому, что Ральф не желал плестись в хвосте каравана, гробя и без того небезупречную репутацию, отчасти потому, что не имел душевных позывов вновь окунаться в атмосферу «пиранья-клуба». «Королевские гонки» для него сегодня – это, скорее, гонки на интерес, нежели бизнес или серьезная работа. Поэтому Стефанович, вероятно, видит в нем не поставщика очков, а обладателя брендовой фамилии, за плечами которого шесть побед в Гран-при.

Наконец, Жак Вильнев – эпатажный чемпион мира 1997 года, который успевает совмещать гонки в НАСКАР со съемками в рекламе, записью песен собственного сочинения (подобных набралось аж на целый альбом), критикой тех или иных порядков в спорте и публичными появлениями в эфире в качестве эксперта или приглашенного гостя. Несмотря на то, что болельщики и близко не могут предположить, в какой форме будет пилот, не гонявший в «Ф-1» с Гран-при Германии-2006, они не прочь вновь увидеть Жака в обойме. Ведь дело не столько в его таланте или гоночной бескомпромиссности. Вильнев – это всегда шоу, будь-то диалог с Мэттом Бишопом, радиообмен с боксами или сражение с соперниками. На таких героев публика всегда падка. Учитывая же ореол, сложившийся вокруг канадца, Стефанович наверняка сорвет медиа-банк, пригласив его в команду.

Эконом-класс с опытом работы

Присутствие в чарте Казуки Накадзимы и Такумы Сато – явная попытка одним выстрелом убить двух зайцев. Меркантильная подоплека заинтересованности в их услугах просматривается невооруженным взглядом. За молодым японцем стоит «Тойота» с ее техническим арсеналом, готовым предстать к услугам Зорана по официальному принятию чада под крыло, – «красно-белые» столько сил и средств вбухали в Наку, что по инерции продолжают в него верить (либо же просто не хотят признавать провал «воспитательного» проекта). За опытным же камикадзе – рынок ценных бумаг и финансовых благ. Несмотря на то, что звезда Сато в последнее время потускнела, ему по-прежнему по силам вытянуть из бизнес-соотечественников миллион-другой на развитие команды. Объединяет же самураев опыт выступлений в «Ф-1», причем не в самых безнадежных командах. Да, элитным пилотажем парни не блистали, но все же им нет необходимости тратить время на адаптацию и усвоение основ по ходу дебютного сезона «Стефана».

Пороху Больших Призов в свое время понюхал и Кристиан Клин, с 2004 по 2006 годы вполне плодотворно поработавший в «Ягуаре» и «Ред Булл». Именно австриец видится нам одним из самых интересных кандидатов на место за «баранкой» в сезоне-2011 в силу недооцененности и неплохого потенциала. За 46 стартов он запомнился не только 14 набранными очками или победой над партнером по команде Марком Уэббером в квалификации (до Кристиана никому из напарников австралийца этого сделать не удавалось), но и прогрессом в роли человека, от этапа к этапу прибавлявшего в качественном сборе информации. Собственно, именно поэтому с 2007 по 2009 годы к его услугам как тестера прибегали «Хонда» и «БМВ-Заубер», причем обе дружины остались довольны сотрудничеством. Хотя, справедливости ради добавим: небезызвестный Ди-Си как-то утверждал, что, что Крис во время сотрудничества с «быками» относился к своей работе немного легкомысленно. Честно сказать, Клин представляется нам одним из тех парней, что не оказывались в нужное время в нужном месте, а потому не смогли раскрыть задатки в полной мере. Посему было бы справедливым, предоставь Стефанович парню еще один шанс, пусть тот долгое время и не имел активной «формульной» практики, потеряв место в элитном пуле в один год с выходом на пенсию Михаэля Шумахера.

Юные смешные имена

Если вы лишь краем глаза следите за минорными и смежными с «Ф-1» сериями, то перечень, представленный в этой номинации вам мало что скажет. Поэтому позволим себе контурно обозначить кто есть кто. Бельгийского вундеркинда Бертана Багетта нынешней зимой практически приняли в стан «Заубера» в качестве напарника Камуи Кобаяси. Однако в последнюю секунду место победителя «Мировой серии «Рено» (перевес над вице-чемпионом Файрузом Фаузи оставил 57 очков) отдали Педро де ла Росе, поверив в обещания пополнить казну спонсорскими средствами. Слова на поверку так словами и остались, однако Багетту от этого легче не стало. Нынче он выступает в «Индикар», но при этом не скрывает желания сесть за руль боевой машины «Хиспании», в которой по началу сезона числился тестером, уже на ближайшем домашнем Гран-при (опять же, к разговору о позициях Чандока!). К слову, именно между ним и Сато, на наш взгляд, резоннее всего «разыграть» место второго пилота – в зависимости от целей и финансового положения команды. В идеале в кокпите видится более опытный японец, тогда как бельгийский вундеркинд при годичной стажировке в тестерах и активном участии в пятничных практиках уже через год сможет претендовать на более высокий пост.

Однако продолжим. Не прочь расшатать трон под де ла Росой еще один член «списка Стефановича», венесуэлец Пастор Мальдонадо. Победитель итальянской формулы «Рено» и участник «Ф-3000» лучший шанс для развития карьеры получил в серии GP2, куда получил приглашение в 2007-м и где выступал на протяжении трех лет. Однако моментом не воспользовался, поскольку чередовал неплохие выступления с откровенно провальными. То на ровном месте организует завал (в Сильверстоуне-2008 он умудрился войти в контакт с Адрианом Валлесом и Камуи Кобаяси на последнем круге!), то получит глупый штраф за превышение скорости на пит-лейн, то вчистую уступит напарнику. В принципе, эта ненадежность, прицепившаяся к Пастору ярлыком, и не позволила ему по сей день войти в элитный пул.

Алекс Маргаритис и уже упоминавшийся Валлес – одного поля ягоды. Относительно сформировавшиеся пилоты, относительно талантливые, прошедшие закалку минорными сериями от начала и до конца иерархии. Но делать на них реальную ставку – все равно, что приобретать кота в мешке. Ни психологической закалки (как давления ожиданий, так и проверки «медными трубами» пилоты не знали), ни ярких красок в стиле пилотирования (те же Кобаяси и Хюлькенберг среди товарищей выделялись), ни единства во мнениях среди экспертов-аналитиков, обычно представляющих подробные выкладки по каждому потенциальному новобранцу «Ф-1». Так что Стефанович сильно рискует, если всерьез думает остановить выбор на ком-то из пары. И если Валлесу с его GP2 прошлым еще кое-как верить можно, то инвестиции в Маргаритиса выглядят вовсе адвенчурными. Ведь Алекс в последние годы изменил «формульному» пути гоночного развития, предпочтя двигаться по туринговой дорожке — ДТМ, ФИА ГТ, «Ле-Ман».

Однако мнения авторов Sports.ru Стефанович учтет едва ли. Покамест фаворитом в гонке за место в кокпите является Вильнев, который в этом году уже имел на руках практически готовый контракт. Да и подготовкой физической Жак занялся обстоятельно и всерьез: для приведения физической формы в надлежащее состояние был даже задействован специальный тренировочный симулятор.

Второе же место наверняка будет отдано кому-либо из ставленников «Тойоты» по японской линии. Несмотря на то, что Зоран в начале года объявил о временной заморозке сотрудничества, вряд ли кто сомневается в восстановлении альянса при получении конюшней лицензии. Не простаивать же попусту базе в Кельне?! В любом же другом случае на первый план выйдет финансовая поддержка, поскольку без технического «бэкграунда» новичку придется крайне непросто. И здесь потенциальным пилотам «Ф-1» не придется стоять за ценой...