7 мин.

Пропускной режим

Во время проводов на заслуженный и долгожданный болельщиками отдых президента ФИА Макса Мосли хотелось верить, что юридическому абсурду и нездоровой фантазии в «королевских гонках» пришел конец. Мол, теперь каждую вторую неделю месяца, когда Сатурн входит в дом Венеры или наоборот, любители высоких скоростей могут спать спокойно – наутро новостные сводки не обрушат на их головы очередной гениальный план по сокращению расходов, переводу индустрии на «природоохранное» производство или увеличению зрелищности. Ан нет! Не успела зима добраться до температурных кульминаций, а команды – до сколько-нибудь реальных тестов, а не тех заездов, где главным критерием апробаций является надежность, как «оригинальными» идеями принялся сыпать рог изобилий Берни Экклстоуна.

На рацпредложении официально позволить пилотам срезать часть дистанции энное количество раз за Гран-при остановимся вскользь – благо не лишенные юмора и адекватного восприятия мира болельщики уже всласть поизгалялись в комментариях над сим казусом. Просто предложим читателям вариант событий, который первым приходит на ум и, как кажется, на корню убивает даже видимость рационального в идее. Как известно, самая острая борьба в гонке чаще всего идет на первых кругах: в первом повороте и, возможно, еще полутора-двух местах, потенциально пригодных для обгона. Логично, что для облегчения жизни и получения стратегической выгоды многие спортсмены постараются как можно быстрее воспользоваться правом дистанционного «секвестра», особенно если они умеют здорово уходить в бой под сигнал. А теперь представьте пелотон из 26 машин, который при входе в первый (второй-третий) поворот городской трассы превращается в лосей на водопое – каждый норовит как можно скорее пробиться к объекту вожделения, причем игнорируя интересы ближних. Прекрасно, не правда ли? Мои соболезнования комментаторам: с такими парнями, как Альгерсуари, Накадзима и под стать их «талантам» новобранцам разбор в завалах первых кругов будет длиться не один десяток минут.

Теперь о нюансе, раскопанном в недрах Договора согласия Джо Савардом и до недавнего времени фигурировавшего только на уровне слухов. В своем блоге британский коллега утверждал, что в сезоне-2010 у каждой команды появится возможность безнаказанно пропустить три гонки. «Познакомиться с оригиналом Договора согласия – все равно, что узнать формулу «Кока-Колы» или получить на руки пароли, которыми Барак Обама активирует атомные бомбы в какой-либо чрезвычайной ситуации... Однако благодаря «инсайду» я знаю наверняка: в одном из пунктов статьи 13.5 нового Договора согласия за командами закрепляется право пропустить по три гонки. Если же они превысят лимит, то лишатся всех прав, обязанностей и всего причитающегося по соглашению, поскольку будет считаться, что они вышли из чемпионата», – писал Савард, и буквально спустя полторы недели эту информацию подтвердил сам Большой Берни.

Конечно, история «Ф-1» уже знала эпизоды, когда команда дисквалифицировалась из-за неоднократного невыхода на старт (вспомним «Эрроуз») либо же вынужденно пропускала Гран-при по причинам несоответствия шасси нормам безопасности («Заубер»). Но сейчас разговор-то идет совсем о другом! По сути, попираются принципы и концепции, за которые Экклстоун каких-то полгода стоял горой! «Стопроцентное присутствие на этапах», – едва ли не программный слоган вождя всего автоспорта, а здесь такая лажа…

В ее основе кажущаяся благородной цель подсобить командам-новичкам. Мол, если дебютант в наше кризисное время вполне ожидаемо угодил в долговую яму или не сумел договориться со спонсором о выделении транша, то вместо продажи за копейки своего места на стартовой решетке конкуренту может просто пожертвовать рядом стартов ради поисков спасительных вариантов. В качестве наглядного пособия сразу же готов выступить «Кампос», никак не наскребающий достаточного количества евро, чтобы выкупить шасси-2010 у «Даллары». Та уже несколько раз грозилась разорвать договор и продать наработки Зорану Стефановичу и его «Стефан Гран-при», но в свете последних событий пошла на уступки и опять перенесла дэдлайн. Сеньор Адриан же клянется и божится, что в ближайшее время переведет пару заключительных траншей для полного выкупа гоночного пакета (по слухам, долг пока составляет порядка 4 млн. евро)… Второй пример – US F1, обитающая, скорее, в виртуальной реальности, нежели в реальном мире. Детище Питера Уиндзора планирует пополнить бюджет приглашением рента-драйвера и склонением на свою сторону ряда американских компаний. Но для переговоров янки нужно время, причем большее, чем месяц до Гран-при Бахрейна.

Реклама 18+

Однако если разбираться детально, подобная уступка не просто выглядит фикцией, но еще и всерьез нарушает стабильность пелотона и «Ф-1» в целом. Во-первых, рушится выстроенная специально под сезон система. К чему, спрашивается, носились с изменением очковой системы, если уже в июне в боксах могут остаться лишь старые знакомые, умещающиеся в количественный десяток? Кто будет оплачивать неустойки логистам, техническим службам, телевизионным вещателям, страховщикам и так далее? Куда подаваться людям, нанятым под долгосрочное научное сотрудничество? И подобным вопросам несть числа!

Во-вторых, ставятся под сомнение многие состязательные аспекты этапов. Например, при досрочном определении чемпиона и обладателя Кубка Конструкторов у нескольких команд-грандов пол занавес сезона вполне может отпасть надобность отправляться на старты. Представляете, каково будет бразильской торсиде довольствоваться спором Трулли и Буэми, случись «Феррари» отказаться от визита в Сан-Пауло? Какие оправдания найдет Берни перед арабскими шейхами, если под окнами миллионеров вместо Шумахера и Баттона будут рассекать де ла Роса и Хюлькенберг? А ведь теоретически есть еще возможность по ходу чемпионата брать паузу! То бишь перед трехнедельным перерывом в августе команда, чей болид не блещет на старте сезона (как, к примеру, «Феррари» и «Макларен» год назад) какой-нибудь коллектив возьмет да и сэкономит на гонках ради доведения болида до ума. И эффект от такой «сменопаузы» я предсказать сейчас даже не возьмусь…

В-третьих, в свете всей этой беготни за спонсорами за бортом рискуют остаться реально интересные команды, способные обеспечить, как минимум, долгосрочное участие проекта в жизни «Ф-1». Тот же «Стефан Гран-при», заручившись поддержкой «Тойоты» (откуда, собственно, и ноги грядущего подписания Накадзимы растут) готов хоть сейчас впрячься в работу, перехватив готовое и прошедшее тесты шасси «Даллара». Причем планирует довести его до ума на базе бывшего японского гранда и с минимальными энергозатратами. Так почему место на старте должно пустовать, пока сеньор Кампос кормит народ завтраками, а ребята из «US F1» снимают ролики для YouTube? Наконец, пиетет перед новобранцами выглядит, как минимум, странным на фоне нежелания помочь проверенным командам. Неужто спасение «Тойоты» и «БМВ-Заубера» в свете нынешнего кромсания Договора согласия под дебютантов выглядело столь безнадежным делом? Не проще ли было пойти на ряд уступок моторостроителям (Кристиан Хорнер продолжает утверждать, что застой на этом фронте может обернуться дальнейшими потерями) и хоть как-то привлечь интерес концернов? «Циники говорят, что деньги есть всегда. Беда в том, что они далеко не всегда обитают в кошельках нужных людей», – грустно утверждает Джо Савард. И последние события в закулисье «Ф-1» вынуждают с сожалением с этой ремаркой соглашаться…

«Погодите, погодите! Но ФИА же официально объявила о запрете «халявы», – резонно возразят внимательно следящие за потоком новостей болельщики, намекая на релиз ведомства Жана Тодта, увидевший свет спустя пару дней после откровений Экклстоуна. Действительно, там черным по белым написано: «Любой отказ от участия хотя бы в одном этапе чемпионата считается нарушением положения Договора согласия и Регламента ФИА». Но при этом сия ремарка ничуть не проясняет ситуацию, а наоборот, добавляет парадоксов. Во-первых, относительно системы пенализации, случись пропуску со стороны новобранцев иметь место. Будет ли это лишение призовых (помните, в конце 1980-х дебютанты выводили на старт шасси «Ф-3000», чтобы сохранить право на отчисления) или более суровый штраф? С другой стороны, не отделаются ли новобранцы «легким испугом» типа отеческой угрозы пальцем со стороны Жана Тодта? Ведь тем самым формально кара будет приведена в исполнение, а стройность пелотона сохранится.

Во-вторых, как выйдет из щекотливого положения сама ФИА, поскольку с разницей в пару дней ее глава и юридический аппарат декларировали совершенно противоположные вещи?! Если француз, комментируя сложную финансовую ситуацию в мире автоспорта, ничего крамольного в «сачковании» не нашел, то пресс-релиз от 10 февраля напрочь отвергает какие-либо послабления. Получается наглядная дискредитация власти – той самой, от которой ожидали новых веяний и чаяний в плане стабильности и осмысленности работы. В-третьих, не выльется ли конфликт интересов в холодную войну между Берни и ФИА – эдакий очередной эпизод модернизированного «Мослигейта»? Ведь на кону стоят не только немалые деньги, но и принципиальность в отстаивании интересов целых блоков авторитетов «Ф-1». И крайне сомнительно, что какая-либо сторона пойдет на уступки. Так что, похоже, еще одной тайной, покрытой мраком, в «королевских гонках» стало больше. И далеко не факт, что до 12 марта покров секретности с нее будет сорван…