4 мин.

«Дакар» не в Африке – не «Дакар»!

Фирдаус Кабиров, Владимир Чагин, Ильгизар Мардеев, Айдар Беляев и Андрей Мокеев, три гонщика, штурман и механик, а также руководитель команды Семен Якубов рассказали о том, каким получился «новый» «Дакар», впервые изменивший своей африканской прописке.

«Конечно, это совсем не та гонка, что была в Африке, – отметил Семен Якубов. – Почти нет песков, а те, что есть, мало похожи на африканские. Кроме того, значительную часть гонки пришлось вести по дорогам. Не было таких свободных пространств, как в Сахаре, а потому не было возможности искать свои варианты маршрута».

Трасса «Дакара-2009» выбрана так, что приходилось проезжать по частным владениям, где нет возможности для маневра, было немало горных дорог, где грузовики проходят с трудом. Плюс недоработки составителей маршрута, вынуждавшие укорачивать или отменять целые спецучастки.

«Нам это в какой-то степени было даже на руку», – с улыбкой признал Якубов, уточнив, что больше всего таких накладок пришлось на вторую часть ралли, когда камазовские гонщики уверенно лидировали. «Но укороченный «Дакар» – это не «Дакар», – таково мнение руководителя российской команды.

А вот в чем не откажешь нынешней гонке, так это в признательности понимающей местной публики.

«В день старта на улицах Буэнос-Айреса собралось полмиллиона человек, – рассказывал Якубов. – Да и потом, во время всей гонки создавалось впечатление, что на трассу вышло едва ли не все население Аргентины и Чили. И это невзирая на 40-градусную жару и ужасную пыль. Люди приходили с семьями, с детьми, располагались вдоль трасс, занимали места с раннего утра и сидели до позднего вечера. На протяжении всего ралли нас постоянно встречали улыбки, болельщики были крайне доброжелательны».

Аргентина – страна скотоводов, и эта национальная особенность пришлась нашим гонщикам по вкусу. «Когда ужин для нас готовили местные, это было здорово. В Аргентине недостатка в мясе нет, а готовят его замечательно», – отметил Семен Якубов.

Как известно, гонка сложилась для нашей команды удачно. Два экипажа, Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, шли на результат, третий во главе с Ильгизаром Мардеевым работало в роли «боевой» технички. Реальное соперничество нашим гонщикам сумел оказать только Жерар де Рой, но ошибка на одном из первых этапов стоила ему значительной потери времени.

«Де Рой и наш Владимир Чагин на одном из этапов поехали не туда, – рассказывал Семен Якубов. – Но Владимир и его штурман Сергей Савостин быстро разобрались в ситуации и обошлись малыми потерями. А вот де Рою ошибка в навигации стоила очень дорого. Отыграться он уже не смог, поскольку вся тройка лидеров шла практически в одном темпе, и своих шансов наши гонщики уже не упустили».

Пятикратный чемпион «Дакара» Владимир Чагин на этот раз закончил марафон вторым, уступив победу экипажу Фирдауса Кабирова, хотя, по словам руководителя команды, установок на определенный результат он своим гонщикам не давал, и до самого финиша Кабиров и Чагин вели борьбу в полную силу.

«Конечно, любой спортсмен всегда хочет побеждать, – говорит Владимир Чагин. – Мы вместе с Сергеем Савостиным пять раз становились чемпионами «Дакара», и если бы в этот раз мы уступили кому-то из наших соперников, то команда нам этого не простила бы. Но на первом месте оказались наши ребята, и нам очень приятно было видеть их радостные лица. Бывало ведь и наоборот – и тогда они точно так же радовались нашим успехам».

Победа Фирдауса Кабирова ценна еще и тем, что на одном из этапов он проявил себя по-рыцарски, когда одному из его соперников потребовалась помощь.

«Разбился Томаш Томичек, и Кабиров был первым из тех, кто оказался в районе аварии, – рассказывал об этом эпизоде Семен Якубов. – Обошлось без травм, но гонщика зажало в смятой кабине, и Фирдаус остановился, чтобы помочь ему выбраться. Следом к месту аварии подъехал Чагин, но Кабиров отправил его дальше, работать на результат, а сам довел спасательную операцию до конца».

Между прочим, на одном из предыдущих «Дакаров» Кабиров и Томичек побывали в противоположной ситуации. Помощь нужна была россиянину. Чешский гонщик тогда не остановился…

«КАМАЗы» в очередной раз проявили себя прекрасно, позволив нашим гонщикам завоевать первое, второе и четвертое места. Скорость и надежность, – два козыря, позволяющих бороться за самые высокие результаты. Разумеется, есть и минусы, над устранением которых придется поработать перед следующей гонкой.

«Отстаем по двигателю, – признал Владимир Чагин. – Он хоть и наш, родной и надежный, но все же очень тяжелый. У соперников моторами давно уже управляет электроника, а у нас ни одного проводка нет. Из-за этого он расходует значительно больше топлива, чем другие моторы».

«Перевес» камазовского мотора по оценкам наших гонщиков достигает 300 кг. Кроме всего прочего, это не позволяет оптимально провести развесовку машины: на переднюю ось приходится слишком большой вес. Эту проблемы придется решать на будущее, ведь MAN, заявивший себя как главный соперник «КАМАЗа», уже готовит к следующему «Дакару» новые, более быстрые и маневренные машины.

30-й «Дакар» принес нашей команде 8-ю победу в классе Т4. По словам Семена Якубова, «Дакар-2010» также пройдет по дорогам Южной Америки, но маршрут будет изменен (заявление организаторов гонки на эту тему ожидается уже в феврале).

«В целом, впечатления от «Дакара» остались приятные, – сказал на прощание глава российской команды. – Возможно, если бы мы не видели Африки, то Южная Америка нам понравилась бы», – поделился мыслями Якубов.