6 мин.

Дауншифтинг

Что такое мотобол? Четыре человека в поле, один вратарь. Вратарь играет без мотоцикла – впрочем, когда-то голкиперам приходилось стоять на воротах, держась за железного друга. Когда счета стали астрономическими, правила изменили. Поле и ворота аналогичны футбольным, только вместо покрытия гарь, песок или асфальт.

По тактическому разнообразию, количеству команд и звезд в них мотобол все-таки уступает футболу и баскетболу. Но удары по девяткам, дриблинг на мотоциклах, примеры мужества игроков – это, пожалуй, будет посильнее водного поло, софтбола и пары десятков других видов спорта, которые мы имели счастье наблюдать в Пекине.

Тем не менее, второй год подряд чемпионаты Европы, по сути, принимают деревни. Очень симпатичные, ухоженные деревни, со своими мотобольными традициями – что украинские Вешняки, что французские Камаре с Вальреасом. Но все же в деревне сложно уделить спортивному мероприятию то внимание, которого оно заслуживает.

Казалось, ситуацию мог переломить чемпионат Европы 2006 года, отлично проведенный в подмосковном Видном. Близость к Москве сыграла свою роль: на мотобол впервые попали лучшие спортивные журналисты и фотографы главных спортивных газет, приехали зрители из столицы. Казалось, что-то сдвинулось с мертвой точки: ходили даже слухи, что мотоболом заинтересовались в США и Корее.

Но в 2008 году на гаревые поля Вальреаса и Камаре выехали все те же: команды России, Украины, Белоруссии, Литвы, Франции, Германии и Нидерландов. Чемпионы двух последних лет россияне выглядели фаворитами; впрочем, это ничего не гарантировало – до двух своих побед наша команда дважды подряд уступала в финале.

Атмосфера на чемпионатах Европы обычно братская – многие мотоболисты искренне рады встрече друг с другом, да и зрителей здесь уважают – все-таки круг очень узок. И места в этот раз были выбраны благословенные. Прованс... Со всех сторон виноградники, через каждые 200 метров винные погреба с уникальным содержимым, в каждом городке –крепость начала нашей эры.

Но дружба – дружбой, а служба – службой. Западная Европа и Восточная старались при первой же возможности друг другу подкузьмить: французы и календарь под себя строили, и судей назначали. Тем не менее, сборная России уверенно выигрывала матч за матчем, не оставляя сомнений в своем выходе в финал. Вторым финалистом очень хотели стать хозяева – французы.

Но белорусы, ведомые легендарным 42-летним форвардом Антоном Власовцом, сдаваться не собирались. В большинстве других видах спорта харизматического нападающего с золотым зубом и заметным невооруженным глазом животом давно бы отправили на почетную пенсию за возраст и лишний вес, но в мотоболе Власовец – король. Из-за его габаритов мяч у него отнять крайне сложно, а сильнейший и точный удар с годами никуда не делся.

В решающем матче за выход в финал французы просчитались. После первой половины игры белорусы вели 2:0, и тут начались чудеса. Такие чудеса – еще одна причина того, что мотобол никак не может подняться на тот уровень, которого действительно заслуживает. Судьи «посадили» белорусов на свисток, а когда выяснилось, что этого хватило только для одного ответного мяча, назначили на ровном месте пенальти.

Однако французы рано радовались: ведь всякое действие рождает свое противодействие. В случае победы сборной России над французами в последнем туре белорусы еще могли пройти в финал по разнице мячей. Разница эта составляла до двух матчей с аутсайдерами -22 мяча по отношению к французам.

Победа белорусов над Украиной со счетом 8:0 вопросов не вызвала – белорусы действительно сильнее. Но счет 17:1 в матче с командой Литвы вызвал негодование у большинства западноевропейских зрителей. Конечно, Литва слабее, да и играла она без двух своих травмированных лидеров, но 17 голов в одном матче – это слишком даже для мотобола. Победителям сразу припомнили то, что у Литвы нет своего чемпионата, и литовские клубы выступают в чемпионате Белоруссии, и, естественно, прекрасно знают своих оппонентов.

У французов оставалась одна надежда – отобрать очки в матче с россиянами. Но в предматчевые расклады вмешалась погода. Небеса разверзлись, и песок на поле в Вальреасе превратился в грязь.

Матч стал мечтой фоторепортера, однако всем представителям этой профессии, а также доброй части зрителей, не говоря уж о самих мотоболистах и судьях, пришлось после игры долго отмываться от брызг розовой грязи. Феерический матч в болоте, по зрелищности достойный внимания любого телеканала в мире, закончился победой сборной России со счетом 2:0.

На следующий день в Камаре организаторы зачем-то перенесли матч за третье место на полтора часа раньше. Вскоре стало ясно, зачем – они просто поинтересовались прогнозом погоды. Финал же между сборными России и Белоруссии никто переносить не стал.

Первый период прошел в целом в равной игре и умеренной облачности, обозначилось даже некоторое преимущество белорусов, которые еще полпериода играли без своего лидера Антона Власовца, у которого сломался мотоцикл.

Но за пару минут до конца периода случился прекрасный, хоть и совершенно неожиданный гол россиян. Позиционная атака россиян вроде бы уже захлебнулась, когда Геннадий Миць, безуспешно пытавшийся войти с мячом в штрафную, покатил мяч параллельно воротам на противоположный фланг. Никто этой передачи не ожидал, в том числе и ее адресат – молодой форвард Иван Криштопа. Он сообразил, в чем дело, только когда мяч уже прокатывался мимо него, и изогнулся, пытаясь достать уже уходящий мяч.

Подцепленный Иваном снаряд тяжело полетел в сторону ворот, ударился в перекладину, от нее в штангу, от нее за линию ворот. Ни один вратарь мира не отразил бы такой удар. Более того, даже в хваленом футболе такие эффектные голы влетают не так часто.

В перерыве тучи резко сгустились. Ответный мяч белорусы (фирменный трудовой гол Власовца, оказавшийся расторопнее всех в сутолоке в штрафной) провели уже при достаточно заметном дождике. А потом начался такой ливень, что вчерашний, во время матча с французами, показался детской забавой. Ни один зонт и ни один плащ не спасал от пелены воды, падавшей с неба. Трибуны мгновенно опустели. Вот только болота не получилось: покрытие в Камаре жестче, и оно практически не впитывало падающие потоки. Вместо мотобола в болоте начался мотобол под водой.

До второго перерыва оставалось пять минут, и игра превратилась в рулетку. Повезло в ней россиянам: отличился не гений атаки Владимир Сосницкий, на этом чемпионате находившийся в тени, а незаметный герой Геннадий Миць, метким ударом в угол завершивший быструю контратаку.

В перерыве команды скрылись в автобусах, и так уже набитых мокрыми зрителями и обслуживающим персоналом. Когда капитанов позвали на совещание, все ждали, что матч остановят до конца ливня. Но вдруг над стадионом по-французски прозвучало, что игра окончена и чемпионом объявляется сборная России.

Даже сами победители были очень удивлены. По мнению нашего тренерского штаба, таким образом французы передали привет белорусам за те 17 голов Литве; впрочем, ливень был действительно невиданный, и ничего хоть сколько-нибудь сухого в городке Камаре не осталось.

Праздновать так рано никто не готовился, наши мотоболисты неуверенно выехали на мокрую поляну и стали крутить мотоциклы в лужах, создавая эффектнейшие фонтаны. Награждение тоже перенесли.

Насквозь мокрые герои большого мяча с некоторым ощущением недосказанности пообещали выиграть более уверенно в следующем году. А я, причастный к чуду, жалел, что в мотоболе очень не хватает хороших менеджеров и что на Украине на следующем чемпионате, такого дождя, похоже, не будет.